Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

и социальное время

1. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — С. 36 — 77.

2. Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 108 — 113, 525.

3. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая индустриальная волна на Западе // Антология. — М., 1999.

4. Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста. М., 1991.

5. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996. — С. 67 83.

Пространство и время человеческого бытия

1. Серов Н. К. Личность и время. — М., 1989.

2. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. — М., 1987.

Пространство и время

1. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М., 1982.

2. Барановский В. Н. Генезис и функции самодвижения. — Киев, 1985.

3. Блохинцев Д. И. Пространство и время в микромире. — М., 1982.

4. Борхес X. Л. История вечности // Согласие. — 1991. — № 7.

5. Босенко А. В. Феноменология времени // ФСМ. — 1992. — № 4.

6. Владимирский Б. М. Хронос и часы (вопросы исследования и моделирования физиологического времени) // Научная мысль Кавказа. — 1996. № 2.

7. Габричевский А. Г. Пространство и время // Вопросы философии, 1994. — № 3.

8. Дубровский В. И. Концепции пространства и времени. — М., 1991.

9. Дэвис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. — М., 1979.

10. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология XX века. — М., 1995.

11. Качанов Г. 3. К поэтике обитаемого пространства // Человек. 1995. — № 4.

12. Левич А. П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. — № 4.

13. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. — М., 1990.

14. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. — М., 1977.

15. Никулин Д. В. Время и вневременное начало времени // ФСМ. — 1991. № 10.

16. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира. — М.; 1990.

17. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. — М., 1996.

Семинар 5. 2-е занятие (1 час)

1. Бытие как трансцендентальное условие мира. Единство мира. Картина мира.

2. Мир как система систем. Неустранимая множественность миров. Мир как место существований. Мир и его представленность в языке. Границы моего языка как границы моего мира.

3. Экологическое мировоззрение как базовая парадигма современной философии.

Проблемно-контрольные вопросы и задания

1. В чем суть философского понимания движения? Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Движение и развитие — одно и то же? Трактовки движения в современной науке и философии.

2. Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Является ли мир идеей? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

3. Каковы место и роль Человека в универсальной эволюции в Природе и Обществе? Какова роль образования, воспитания и просвещения в продвижении человечества к ноосфере?

4. Учитывает ли понятие устойчивого развития общества коэволюцию Общества с Природой? В чем отличие антропоцентристского и коэволюционного принципов формирования экологического мировоззрения?

5. Какая из перечисленных концепция взаимоотношений человека и природы Вам ближе: а) человек, будучи пределом в развитии природы, неизбежно отделяет себя от нее и поэтому не может руководствоваться целями приспособления; б) человек как хозяин природы несет на себе ответственность за состояние природного мира; в) человекчасть природы. Изложите основные аргументы в защиту выбранной вами позиции и критики других.

Вопросы и задания к текстам для работы

на семинарских занятий

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин // О диалектическом и историческом материализме. — М., 1988. — С. 200 — 205, 315 — 325

Необходимость диалектики категорий «форма» и «содержание» для анализа процессов развития в природе и в обществе.

Оказывает ли природа влияние на развитие общества? Каковы природные предпосылки для развития человеческого общества? Что такое господство человека над природой? Прямые и косвенные последствия такого господства. Как социальные отношения в обществе определяют отношения общества к природе?

Возможно ли рациональное природоиспользование? Природа и общество как саморазвивающиеся системы.

В. И. Вернадский // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 497 — 512

Что такое биосфера и ноосфера у Вернадского? Каким образом связаны биосфера и ноосфера? Какими природно-биологическими и социальными процессами объясняет автор возникновение ноосферы? Какое значение для судьбы человечества имеет возникновение ноосферы? Насколько важно осознание человеком его доминирующей роли в судьбе всей планеты?

Платон // Соч.: В 3 т. — Т. 2. — М., 1970. — С. 142 — 143; Т. 3. — Ч. 1. — М., 1971. — С. 317, 311, 422 — 424.;

А. Ф. Лосев. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. — М., 1979. — С. 11 — 12

Какова в общих чертах картина идеального (мира идей) в философии Платона? Что Платон понимал под идеей, каковы ее характеристики и важные свойства? Почему центральной идеей его философии является идея блага (высшего добра)? Каково отношение мира идей и мира чувственных вещей у Платона? Что такое вещь как дитя материи и идеи? В чем сущность идеализма Платона и каковы его слабые моменты? Является ли идеализм Платона ошибкой или это совершенно трезвая констатация объективности идеальной формы?

Вопросы и задания к текстам для самостоятельной

индивидуальной работе

Н. Коперник. О вращении небесных сфер. — М., 1964. — С. 18 — 22

Какими аргументами автор доказывает шарообразную форму Земли? Какой зримый эквивалент вращению небесных тел вокруг Солнца он находит? На каком основании он утверждает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не представляет собой неподвижный центр мира? Какие элементы представлений Коперника об устройстве Вселенной подтверждаются данными современной науки, а какие — нет?

Дж. Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах // Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. — С. 311 — 312, 361 — 366, 441

Какой главный аргумент использует Бруно, обосновывая бесконечность Вселенной и составляющих их миров? Каково общее устройство Вселенной в целом и каждого из миров в отдельности? В каком соотношении друг с другом, с Землей и Солнечной системой находятся эти бесконечные миры? Почему Бруно считает, что философии нечего делать с богословскими проблемами? Каким путем человек способен познать истинный строй вселенной? Какие устоявшиеся представления подрывала концепция Бруно? Что говорит автор о возможности жизни в других мирах?

Согласуются ли космологические взгляды итальянского мыслителя с данными современной науки?

И. В. Гете // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 254 — 256;

Г. Торо. Дневники. Прогулки // Сделать прекрасным наш день. — М., 1986

В чем и как проявляется единство и изменчивость природных процессов? В чем проявляется самодостаточность природы?

В чем революционность идеи Торо о дикой природе? Почему Торо усматривает ценность дикой природы не в рыночной полезности, а в нравственности и свободе? Какие идеи природоохранного характера выдвигает автор?

Тейяр де Шарден. Наука и Христос — Т. 9. — М., 1965. — С. 62, 174, 211, 246, 274;

Тейяр де Шарден. Феномен человека, — М., 1965. — С. 52, 61 — 62, 119 120, 148 — 149, 206 — 207

Каковы основные идеи религиозно-идеалистической картины мира изложенные в эволюционном космизме П. Тейяра де Шардена? В чем смысл идеи направленности эволюционного развития? Как автор понимает феномен ноосферы? Какое место в религиозной картине мира занимает Христос и какую роль он играет в ней?

К. Э. Циолковский // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 475 — 477

Отражение как свойство материи и предпосылка возникновения сознания. Каковы основные идеи концепции панпсихизма и ее возможные последствия для мировоззрения автора? Возможные пути саморазвития человеческого общества. Предназначение человечества в качестве движущегося элемента космической эволюции?

Р. Декарт // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 262 — 264

Каким образом автор преодолевает теологическую концепцию природы? На каких основаниях базируется его концепция эволюции Вселенной? Как возникает воспринимаемая человеком природа? Какова природа и структура физического мира?

Л. Фейербах // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 264 — 269

Критика автором теологических концепций творения природы Богом? Что такое природа? В чем заключаются основы подлинного понимания природы?

Н. Ф. Федоров // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 269 — 270; Ч. 2. — С. 469 — 471

Почему природа одновременно и друг, и враг человека? Как можно преодолеть враждебность природы по отношению к человеку? Роль человека в космической эволюции?

В. Гейзенберг // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 271 — 280

Какова связь научных представлений о природе с социальными процессами, происходящими в обществе? Как древние греки пытались осмыслить окружающий их природный мир? Достижения и недостатки атомистической концепции природы. Концепция структуры материи по Платону: ее преимущества в сравнении с атомистическим подходом. Каковы радикальные отличия представлений о природе у древних греков и в философии Нового времени? Как научная революция XX века перевернула все представления о природе и строении материи. Почему Платон более прав, чем Демокрит, с точки зрения автора? Каковы задачи научных исследований природных процессов в будущем?

М. Хайдеггер. Вещь // Историко-философский ежегодник. 1989. — М., 1989. — С. 269 — 281

Что такое вещь? Почему наука не способна определить вещественность вещи? Почему только метафизический подход к «вещественности» позволяет раскрыть сущность вещи? В какой мере вещественность («веществование») есть приближение мира? Как вы понимаете высказывание автора: вещью веществится мир?

Л. Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989. — С. 263 — 265, 267 — 268

Какова схема этногенеза как дискретного процесса, обладающего антиэнтропийными свойствами? Как автор решает вопрос о соотношении природного и социального? Что такое пассионарность, какие характеристики ее выделяет автор, как они связаны со спонтанным развитием, присущим общественной форме движения материи? В чем состоит принципиально новая гипотеза динамики этносов, выдвинутая автором?

Н. Н. Моисеев. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI в. // Общественные науки и современность. — 1994. — № 6

Раскройте суть термина «коэволюция» и покажите роль этого принципа во взаимодействии общества и природы. Почему автор рассматривает нравственность как специфически социальный механизм защиты человека от действия биологических законов? В чем особенность экологического прочтения Евангелия Моисеевым? Изложите содержание понятий: экология, экологическая ситуация, кризис, экологическая катастрофа.

П. В. Алексеев, А. В. Панин. Философия. — М., 1996. — С. 366 — 386

Как авторы понимают понятие «системность»? Какова специфика основных видов материи и уровней ее структурной организации? Каково содержание понятий «система», «элемент», «структура»? Какие типы систем характеризуют авторы? Как проявляется антиномия целостности, диалектика целого и части, формы и содержания систем, сущности и явления?

Темы докладов и рефератов

1. Материальное единство мира и его многообразие.

2. Идея развития

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн