только в деятельности и не тождественно субъективной реальности? Каково содержание идеального?
Д. И. Дубровский. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. — 1988. — № 1
В чем особенность подхода к проблеме идеального у автора? Какие положения концепции идеального Э. Ильенкова он подвергает критике? В чем проявляется объективированность природы идеального как психического явления?
М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. — М., 1990. — С. 42 — 53
Как автор определяет, что такое сознание? Какие состояния человеческого бытия определяет сознание? В чем сущность знаменитой проблемы «вещи в себе» и как ее разбирает автор?
М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. — М., 1990. — С. 73 — 83
Что значит исследовать сознание? Почему автор считает, что проблема сознания неотделима от проблемы свободы? В чем проявляется уникальность сознания?
К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени. — М., 1994. — С. 57 — 58, 131 — 133
Что автор понимает под архетипом? Чем архетипы отличаются от комплексов личного бессознательного Фрейда? Каковы роль и место архетипов в психике человека? Охарактеризуйте основные первообразы (архетипы). Как они проявляются в различных видах человеческой деятельности и представлениях (религиозных, научных, моральных)?
Н. А. Бердяев. Дух и реальность // Философия свободного духа. — М., 1994. — С. 366, 370, 379 — 382;
В. С. Соловьев. Смысл любви // Соч. — Т. 2. — М., 1988. — С. 540 — 544
Почему в мировоззренческом отношении точнее соотносить природу с духом, а не с мышлением? Назовите основные признаки духа, какова реальность его генезиса, в чем его отличие от природной вещи? Почему проблема духа не сводима к несколько сциентизированной проблеме сознания?
М. Хайдеггер. Что значит мыслить, — М., 1997
Каковы предпосылки и условия для мышления человека? Роль и место памяти в человеческом сознании? В чем сущность мышления?
Почему автор утверждает, что человек еще не научился мыслить?
А. Ф. Лосев. Философия имени // Из ранних произведений. — М., 1990. С. 24;
С. Л. Франк. Непостижимое. Онтологическое видение в философию религии // Сочинения. — М., 1990. — С. 477 — 478
Что такое «слово» и каковы его основные функции? Как слово связано с мышлением? Как в слове и через слово проявляется сама объективная реальность? Можно ли сказать, что русский язык делает нас, если мы хорошо его знаем, также людьми в той или иной мере, умными и содержательными, независимо от наших собственных способностей? Обладает ли слово такой же силой, как и материальное действие?
Темы докладов и рефератов
1. Проблема отражения в философии.
2. Проблема сознания: гносеологический и этический смысл.
3. Проблема идеального.
4. Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
5. Проблема разума в космосе.
6. Можно ли мыслить без помощи языка?
Дополнительная литература по теме:
Отражение как универсальное свойство материи
1. Каган А. Б. Об опережающем отражении // Философские науки. — 1982. № 2.
2. Коршунов А. И. Отражение, деятельность, сознание. — М., 1979. — С. 7 — 45, 116 — 137.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975
4. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.
Структура психики
1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1975.
2. Сартр Ж. -П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. — М., 1984. С. 108 — 137.
3. Симонов П. В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. М., 1984. — С. 178 — 185
4. Полани М. Личностное знание. — М., 1985. — Гл. 6, 9.
Сознание и бессознательное как предмет теории познания
1. Гваттари Ф. Машинное бессознательное // Архетип. — 1995, — № 1.
2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. — М., 1992.
3. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. — 1991. — № 10.
4. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. — 1968. — № 1.
5. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. — М., 1976.
6. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. — 1992. № 3.
7. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. — М., 1995.
8. Радьяр Д. Планетаризация сознания. — М., 1995.
9. Сартр Ж. П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. — Рига. 1988.
10. Симонов П. В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание // Природа. — 1983, — № 3.
11. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
12. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — М., 1990. — С. 68 — 107.
13. Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм // ФСМ. — 1992. — № 1 — 3.
14. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Это человек. — М., 1995.
15. Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
1. Велехов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. — 1988. — № 11.
2. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
4. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. — 1990. — № 10.
5. Мамардашвили М. К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Сознание и цивилизация // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М., 1992. — С. 72 — 85.
6. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос — 1992. № 3.
7. Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
8. Райл Г. Понятие сознания. — М., 2000.
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
10. Прист С. Теория сознания. — М., 2000.
11. Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989.
12. Психосоциогенез сознания // Марков Б. В. Философская антропология. — СПб., 1997.
13. Сенокосов Ю. П. Что такое сознание? // Вопросы философии. — 1986. № 2.
14. Черносвитов Е. В. Об основных функциях сознания // Философские науки. — 1990. — № 2.
1. Бергсон А. Материя и память // Собр. Сочинений. — М., 1992. — Т. 1.
2. Иванов А. В. Сознание и мышление. — М., 1994.
3. Легостаева О. В. О взаимосвязи мышления и языка // Философские науки. — 1990. — № 2.
4. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. — Т.1. — М., 1985.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1998.
6. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. — Ростов н/Д., 1988.
Проблема идеального
1. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. — М., 1980. — С. 13 52.
2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М., 1983.
3. Жуков Н. И. Три уровня идеального // Философские науки. — 1990. — № 10.
4. Ильенков Э. В. О роли разума во Вселенной // Ильенков Э. В. философия и культура. — М., 1991.
5. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. — 1979. — № 6 — 7.
6. Лифшиц М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. — 1984. — № 10.
7, Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. — М., 1995.
Сознание и самопознание
1. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. — М., 1987.
2. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980
3. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., 1990.
4. Радьяр Д. Планетаризация сознания. — М., 1995.
5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. — М., 1976.
6. Самосознание и философия. — Л., 1987.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
8. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. — 1994. — № 10.
Сознание, мозг и искусственный интеллект
2. Серл Д. Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. — М., 1998. — С. 376 — 399.
3. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. — 1992. — № 11.
4. Сознание и мозг. — М., 1990.
5. Ярвилехто Т. Мозг и психика. — М., 1992.
Раздел 5.
Гносеология как теория знаний
и методология как теория познания (3 часа)
Семинар 8. 1-е занятие (1 час)
1. Место гносеологии в архитектонике философии. Специфика познавательного отношения человека к миру.
2. Разновидность современных теорий познания. Многообразие форм, видов познания.
3. Методы философского познания. Понятие философского метода. Классификация методов. Взаимосвязь философского метода с учением о бытии. Формирование критического метода познания. Р. Декарт: принцип методического сомнения. Критический метод И. Канта.
4. Метафизика. Основные особенности метафизического метода мышления. Его исторические разновидности и формы. Софистика и эклектика, догматизм и релятивизм, механицизм и эволюционизм.
5. Диалектика. Сущность диалектического метода и основные этапы его развития. Диалектика как метод и как наука. Идея развития и ее исторические изменения. Основные законы диалектики развития. «Негативная диалектика» антипод диалектики как теории развития. Основные законы диалектики как общей теории связи. Диалектика второй половины XX века.
6. Проблемы методологии в философии XX века. Становление и сущность системного подхода. Синергетика как научная и философская методология. Герменевтический и лингвоаналитические методы. Феноменология как метод. Постмодернизм: методичность деконструкции.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Какие взгляды на познание Вам известны? Можно ли познать что-то неведомое? Можно ли согласиться с платоновской концепцией анамнезиса?
2. Понятие философского метода и их классификация Взаимосвязь философского метода с учением о бытии.
3. Что означает термин «диалектика» и каково его происхождение? В каком соотношении находятся понятия «объективная диалектика», «субъективная диалектика», «теория познания»?
4. Какие основные законы диалектики Вам известны?
5. В какой момент действия закона отрицания отрицания происходит «снятие» или диалектический синтез, обеспечивающий преемственность в развитии? Рассмотрите действие закона отрицания отрицания на примере процесса непрерывного образования: «школа — вуз — последипломное образование».
6. Системный метод. Определение системы и проблема возникновения упорядоченных систем.
7. Расскажите об основных идеях синергетики. Методичность деконструкции. Герменевтический метод. Феноменология как метод.
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
Г. В. Ф. Гегель // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 395 — 397;
Г. В. Ф. Гегель Наука логики. — М., 1970. — Т. 1. — С. 168
Что такое диалектический метод с точки зрения автора? Является ли диалектика субъективным высказыванием о предмете или развитием самого предмета? В какой формуле можно выразить диалектику Гегеля? Почему Гегель считает познание посредством диалектического метода более научным, чем познание, осуществляемое с помощью здравого смысла? С какой целью Гегель стремится показать, что все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики? В чем видит автор чисто внешнее различие между диалектикой и софистикой? Какое различие между ними по-существу?
Почему понятие «снятие» является одним из важнейших понятий философии Гегеля? Какой смысл сохраняет это понятие в его философии?
К. Поппер. Что такое диалектика // Вопросы философии. — 1995. — №