1. С. 121 — 122;
В. А. Яковлев, Л. В. Суркова. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма // Вестник МГУ. — Сер. 7. Философия. — 1998. — № 3. — С. 64 67
Какие основные недостатки обнаруживает автор в основополагающей конструкции диалектики Гегеля — развитии любого явления или процесса посредством «снятия» противоположностей, ему присущих? Что, с точки зрения автора, служит источником развития? В чем с подобной точки зрения будет заключаться принципиальное различие между взглядами Поппера и Гегеля на сущность развития? Согласны ли вы с критическими замечаниями в адрес Гегеля или вам ближе позиция классической диалектики Гегеля?
Что происходит с диалектикой в эпоху Постмодерна? Назовите исторические и культурные предпосылки смены классической диалектики современной «нелинейной». Какие существенные диалектические моменты продолжают сохраняться в современном способе философствования, придавая ему диалектический характер? Какое значение для повседневной жизненной практики людей может иметь нелинейная диалектика?
Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Соч. — Т. 21. — С. 301 — 302
Какой смысл вкладывает Энгельс в выражение «гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове»? На каком основании автор определяет диалектику как науку об общих законах одновременно природы, общества и человеческого мышления? Были ли с точки зрения диалектического материализма присущи природе, обществу и человеческому мышлению какие-либо закономерности до того, как они были изучены философами?
Как вы думаете, действительно ли универсальным является действие трех законов диалектики?
Дж. Беркли // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 198 — 206;
Д. Юм // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 216 — 217
Философской скептицизм. Как авторы решают для себя вопрос о познаваемости мира? В чем суть феноменализма Дж Беркли?
Вопросы и задания к текстам
для индивидуальной самостоятельной работы
Х. -Г. Гадамер // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 126 — 129, 570 — 581
Понятие опыта в современной науке и философии. Основные особенности концепций опыта Аристотеля, Бэкона, Гегеля. В чем заключаются особенности герменевтического метода? Какую роль выполняет язык в научном познании?
Р. Карнап // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 586 — 608
Какие особенности научного познания выделяет автор? Что такое закон и его роль в научном познании? Почему столь важна для автора критика метафизических допущений в научном познании? Отличаются ли научные факты от законов?
Г. Рейхенбах // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 315 — 316
Концепция элеатов о движении и времени. Философские основания этой концепции. Логические основания апорий Зенона Элейского и их критика в современной науке.
Аристотель // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 282 — 283, 303 — 304
Критика Аристотелем концепций, противопоставляющих движение и подлинное бытие. Какие пять целей преследуют софисты? Какие диалектические приемы используются ими для достижения каждой из этих целей?
Ф. Бэкон. Новый Органон // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 615 — 620
В чем заключается принцип индукции по Бэкону? Какие три основных этапа должно пройти индуктивное исследование, согласно Бэкону? Какие индуктивные операции предусматривает автор для каждого из выделяемых им этапов индуктивного исследования? Подумайте, в чем могут состоять трудности на пути реализации индуктивного метода и его ограниченность?
Ф. Ницще // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 386 — 387
Критика Ницше догматизма метафизических концепций. Что происходит с моралью, которую обосновывают в духе Сократа с его диалектикой? Почему Ницше не видит необходимости в диалектике для обоснования морали?
Ф. X. Кессиди. Сократ. — М., 1988. — С. 68 — 69, 92 — 96
Что есть диалектика в понимании Сократа? Почему, на ваш взгляд, она называется субъективной? Какова конечная цель диалектических рассуждений Сократа? В чем суть иронии Сократа и ее основное отличие от обычной иронии? В чем заключается философский смысл сократовский иронии? Попробуйте провести принципиальное отличие между софистикой и субъективной диалектикой Сократа.
В. Соловьев // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 310 — 313
Определение процесса развития. Что может и что не может развиваться? Основные стадии развития. Что представляет собой процесс развития, взятый в целом?
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 387 — 393;
Н. Г. Чернышевский // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 397 — 400
Достижения и неудачи гегелевской диалектики. Недостатки метафизического метода. Сущность диалектики Гегеля.
Современная концепция развития как творческий акт свободы. Возможны ли процессы развития в христианстве, морали и в искусстве?
Б. Рассел // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 296 — 302
Понятие структуры. Структура и элемент. Структурный анализ. Что такое тождественность объектов по структуре? Физическая структура и ее человеческое понимание.
Л. Фон Берталанфи // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 286 — 296
Идеи теории систем в истории философии. Недостатки классической науки в объяснении сложных объектов. Развитие теории систем в науке XX века. Системный подход как новый метод философского и научного познания. Системный подход в онтологии и гносеологии. Системный подход к культуре и человеческим ценностям.
Г. В. Плеханов // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 401 — 410
Критика метафизического метода. Сущность диалектики Гегеля. Законы диалектики. Диалектический метод и конкретное научное исследование.
И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986. — С. 34 — 35, 50, 65 — 66, 363, 386
Укажите крупнейшие изменения в классической картине мира, которые привносит с собой синергетика. Каков принцип действия механизма «порядок из хаоса», положенного в основу синергетического подхода к миру? Почему автор считает возможным говорить о пересмотре сложившихся взаимоотношений природы и человека? На каких принципах должен быть создан их новый союз? Находит ли Пригожин в культурном опыте человечества образцы, которые могут быть использованы в создании новой картины мира? Какое место в самоорганизующемся мире отводит автор человеку? Какие положительные и отрицательные последствия для человека будет иметь это новое мировоззрение?
Выскажите свою точку зрения: подтверждает ли синергетическая теория Пригожина традиционную установку всей европейской культуры на познание и преобразование мира, или же наоборот, предлагает новую модель взаимоотношения человека и мира.
А. И. Ракитов. Марксистко-ленинская философия. — М., 1982. — С. 302;
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг // Соч. — Т. 20, — С. 139;
Г. В. Ф. Гегель. Наука логики: В 3 т. — М., 1970. — Т. 1. — С. 466
Назовите основные законы диалектики. Что гласит закон единства и борьбы противоположностей? В чем суть закона перехода количества в качество? В чем смысл отрицания отрицания?
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. — М., 1988. — С. 95 — 122
Критика теории априорных форм мышления. Критика идеализма и агностицизма. В чем источники концепции агностицизма? Какие доказательства истинности человеческого познания приводят авторы? Каковы основные принципы теории отражения? Различие и взаимосвязь рационального и чувственного познания. В чем заключаются преимущества рациональной ступени познания? Формы человеческого мышления как продукты исторического развития.
Р. Декарт. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. — Т.2. М., 1994. — С. 16 — 57.
Что означает принцип методического сомнения Декарта? Каковы основные правила, заложенные философом в основу метода точного мышления?
Темы докладов и рефератов
1. Новое время: становление научной методологии и новые горизонты философствования.
2. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
3. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
4. Роль диалога в развитии диалектического мышления.
5. Феноменология как сопутствующий момент всякого философствования.
6. Взаимосвязь природы и общества с точки зрения системного подхода.
Дополнительная литература по теме:
Методы философского познания
1. Аристотель. Об истолковании // Соч. — Т. 2. — М., 1978.
2. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. — Т. 2. — М., 1994. — С. 16 — 57.
3. Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч. — Т. 1. — м., 1989. С. 77 — 153.
4. Кант И. Критика чистого разума. Трансцедентальное учение о началах // Соч. — Т. 3. — М., 1964. — Ч. 2.
Диалектика и ее альтернативы
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. — 1992. -№ 2.
2. Барти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова // Историко-философский ежегодник. 1990. — М., 1990. — С. 316 — 338.
3. Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. — М., 1959.
4. Исаев И. Т. Диалектика и проблема развития. — М., 1979.
5. Критика немарксистских концепций диалектики XX века: диалектика иррационального. — М., 1988.
6. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
7. Ротенфильд Ю. А. Неклассическая диалектика: конкретный подход к проблеме // Философские науки. — 1992. — № 1.
8. Сокулер 3. А. Спор о детерминизме // Вопросы философии. — 1993. — № 2.
9. Швырев В. С. Как нам относится к диалектике // Вопросы философии. 1995. — № 1.
10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 122 — 146, 345 — 363, 384 — 390.
Феноменологический метод
1. Вэленс А. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля // Феномен человека. — М., 1993. — С. 329 — 341.
2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феномеологической философии. — М., 1994.
3. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995.
4. Феноменология искусства. — М., 1996.
5. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. — М., 1993.
1. Категории «закон» и «хаос». — Киев. 1986.
2. Князева М. А., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение // Вопросы философии. — 1992. — № 12.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.
4. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991. № 6.
5. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. — М., 1987.
Системный подход
1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М., 1973.
2. Садовский В. И. Основания общей теории систем. — М., 1974.
3. Система, симметрия, гармония. — М., 1988.
4. Шушарина О. П. Диалектика единства системности и несистемности // Философские науки. — 1983. — № 3.
5. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. — М., 1974.
Герменевтический метод
1. Бэкон Ф. Новый Органон // Мир философии. В 2-х ч. 4.1. — М., 1991. С. 615 — 620.
2. Гадамер Х. -Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
3. Ильенков Э. В. Гегель и герменевтика // Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984. — С. 77 — 106.
Семинар 9. (2 часа)
1. Познавательное отношение человека к миру. Познаваемость