мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.
2. Структура и способы познавательной стратегии. Сенсуалистическая и рационалистическая традиции познания. Интуитивизм.
3. Практическое отношение человека к миру. Проблема субъекта и объекта познания. Формы, функции практики.
4. Познавательные способности человека. Соотношение чувственной и логической ступеней познания. Эмпирическое и теоретическое познание. Движение познания от абстрактного к конкретному.
5. Что такое знание? Знание и мнение, научное и вненаучное знание.
6. Истина как предмет познания. Основные концепции истины. Ложь, заблуждение и их роль в познании. Истина объективная и субъективная, относительная и абсолютная, конкретная и абстрактная.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Зачем человек познает окружающий его мир? Каков главный вопрос теории познания? Есть ли предел познаваемости мира? Какие аргументы приводятся в пользу признания познаваемости или непознаваемости мира?
2. Какие вы знаете основные ступени процесса познания? Охарактеризуйте чувственную ступень познания Какие вы знаете формы чувственного познания?
3. Что такое интуиция? Какова роль интуиции в процессе познания?
4. Мышление как форма духовно-душевно-телесной жизни человека. Способы мышления. Какие вы знаете формы рационального познания?
5. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания? Что можно считать критерием истины? Назовите главный критерий истины Какие критерии могли бы играть вспомогательную роль?
6. В чем социальная опасность искажения истины? Объективность истины в чем она? Можно ли достичь истины ненаучными способами познания? Возможна и достижима ли абсолютная истина? Что обычно имеют в виду, говоря о конкретности истины?
7. Какие типы знания можно выделить? Является ли добродетель знанием? Почему, на ваш взгляд, не существует учебника добродетели подобно учебникам математики, химии, физики? Почему нельзя стать добродетельным, прочитав книгу о добродетели? Прав ли Аристотель, считавший знанием не только научное знание, но и веру, опыт, мнение? Чем различаются понятия «познание» и «знание»?
8. Каковы особенности социальной гносеологии?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарском занятии:
Р. Декарт. Метафизические размышления // Избр. произведения. — М., 1950. — С. 344 — 345, 349 — 351;
Р. Декарт. Первоначала философии // Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т.1. С. 306 — 307;
Спиноза Б. Этика // Избр. произведения: В 2 т. — М., 1957. — Т. 1. — С. 424 — 425, 437 — 439
Раскройте содержание выражения «мыслю, следовательно, существую» Почему этим выражением были заложены основы рационализма как самого влиятельного направления в философии Нового времени? На каком основании Декарт рациональное познание считает более точным, нежели чувственное? Какие следующие после обоснования первоначал познавательные шаги следует предпринять, согласно Декарту? Перечислите основные правила дедуктивного метода по Декарту. Можно ли считать этот метод строго научным? Какова конечная цель познания в соответствии с рационалистическим картезианским методом?
Какие виды познавательной деятельности выделяет Спиноза и почему? В каких механизмах познания первого рода заключена возможность искажения наших знаний? Почему человеку необходимы понятия, образущиеся в процессе познания второго рода? Каковы объективный и субъективный компоненты таких понятий и почему они носят всеобщий характер? В чем взгляды автора на образование понятий совпадают и не совпадают с известными вам установками теории познания? В чем проявляется интуитивность знаний, получаемых в познании третьего рода?
Ф. Бэкон // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 485 — 491;
Д. Локк // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 491 — 493;
Юм Д. Трактата о человеческой природе // Соч.: В 2 т. — 2-е изд, доп. и испр. — М., 1996. — Т. 1. — С. 663 — 665
Что нового внес Ф. Бэкон в спор между эмпириками и рационалистами? Какое место опыту в процессе познания он отводит? На каком основании Бэкон предпочитает использовать для индуктивных обобщений данные светоносных опытов в отличие от «плодоносных», ориентированных на получение быстрой практической пользы? Обоснование познания у Бэкона.
В чем суть сенсуализма Дж Локка? Какие качества Локк называет первичными, а какие вторичными? Какого рода ощущения или идеи порождают в нашем мышлении соответственно первичные и вторичные качества? Как образуются сложные, абстрактные идеи? Какие источники знания — ощущения или рефлексия задействованы при образовании сложных идей? В чем заключается принципиальное различие в деятельности ума при формировании им простых и сложных идей? Природа познания по Локку.
В чем заключается принцип причинно-следственной связи между объектами по Юму? Почему он убежден, что из этого принципа выводится вся философия? Насколько различается действие этого принципа по отношению к чувственно данным и воображаемым объектам? Почему функционирование принципа причинности невозможно вне опыта? На какой способности человека основано действие принципа причинности и почему? Объясните, какие особенности действия принципа причинно-следственной связи заставляют Юма придерживаться скептической позиции?
П. В. Копнин. Гносеологические и логические основания науки. — М., 1974. — С. 73 — 74, 160 — 162, 296 — 307
Что такое субъект и объект познания? Чем объект познания отличается от объективной реальности? Каким образом взаимодействуют друг с другом субъект и объект познания? Что такое знание? В какой форме существует знание? Почему попытки обосновать в качестве критерия истины ощущения и восприятия человека потерпели неудачу? В чем заключается коренной порок всех домарксистских концепций истинности знания? Почему Маркс предлагает практику в качестве критерия истины?
Вопросы и задания к текстам
для индивидуальной самостоятельной работы:
Н. О. Лосский. Человеческое Я как предмет мистической интуиции // Хрестоматия по философии. — М., 1997.
В чем сущность и содержание познания? Какие и сколько уровней познания выделяет Лосский? Какую роль играет мистический уровень познания в теории непосредственного восприятия? Интуитивизм как восприятие транссубъективной реальности Каким гносеологическим подходам противопоставляет свою теорию познания философ? Что понимает автор под понятием «интуиция» и под принципом имманентности?
П. А. Флоренский // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 563 — 570
Какую роль выполняет язык науки в познавательной деятельности? Что такое язык науки и его особенности? Отличительные черты языка науки от языка повседневного общения? Как формируется и развивается научная терминология? Прокомментируйте высказывание автора о том, что истина — это «пребывающее существование», «живое существо», владеющее существенным условием жизни и существования. На какие аспекты объективной истины указывает автор?
А. Августин. Сочинения // Антология мировой философии: В 4 т. — М., 1969. — Т. 1. — Ч. 2. — С. 584 — 605
Как и из чего сотворил Бог мир и человека? Какой атрибут (необходимое свойство) позволил Богу совершить акт Творения? Почему было необходимо, чтобы Бог сотворил мир именно из ничего? Чем божественное Творение отличается у Августина от человеческого творчества? Что такое философия? Можно ли, с точки зрения Августина, познать истину мира? Для чего необходимо человеку познание? Какие два пути познания мира видятся автору? Какие преимущества обнаруживает автор в каждом из этих путей и кому он их предназначает? Какой из рассматриваемых им путей познания способен наиболее близко подвести человека к познанию божественных истин? Что является вместилищем разума в человеке? Как в нем сочетаются разум и чувства? Какой их этих двух компонентов должен возобладать в процессе познания?
Б. Рассел // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 643 — 656
Как автор определяет понятие веры? Вера человека и животного: их сходство и различие. Как автор определяет понятие истины? В чем проявляются затруднения в определении понятия истины? Как соотносятся друг с другом истина и знание? Как решается в истории проблема познания истины? Истина и очевидность.
Ф. Шеллинг // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 633 — 637
Каковы основные идеи концепции единства мыслительной деятельности человека? Что такое объект и субъект познания, по мнению автора? Как происходит разделение субъекта и объекта, понятия и его объекта? Какова природа и сущность суждения? В чем сущность созерцания как взаимосвязи понятия и объекта? Как совершается процесс созерцания? В чем отличие созерцания от символа и изображения?
Г. В. Ф. Гегель // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 450 — 452, 525 — 527
Что представляет собой познание и его предмет с точки зрения автора? Как Гегель определяет абсолютное знание и абсолютную идею? Какими примерами автор конкретизирует понятие истины? Каковы закономерности процесса развития человеческого познания? Что означает вывод Гегеля: «Разум без рассудка есть ничто, но рассудок (чувственно-рассудочная деятельность) без разума есть нечто»?
И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч. — М., 1994. — Т. 3. — С. 112 — 113; Т. 4. — С. 131 — 133
Какое основание для критики чистого разума обнаруживает Кант в самом разуме и философии? К каким конечным результатам должна привести, по мнению Канта, эта критика? В чем состоит регулятивная функция разума по отношению к рассудку? В чем заключается основное отличие кантовского понимания роли разума в процессе познания от представлений об этой роли в предшествующей философской традиции? Почему Кант считает, что разум сам по себе не способен дать исчерпывающего знания об окружающем нас мире?
К. Поппер // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 657 — 658
Как автор определяет понятие истины? Каковы условия истинности высказывания? В чем заключается эпистемологическая и онтологическая проблема истины?
В. С. Соловьев // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 554 — 562, 639 — 642
Как автор определяет понятия истины, заблуждения и лжи? При каких условиях допустима ложь «во спасение»? В чем сущность бытийственного и аксиологического аспектов истины? Какова специфика и взаимосвязь научной, философской, религиозной истин? Каково содержание истинного предмета знания? Как автор определяет понятие цельного знания и элементы познания (веру, воображение и творчество)? На чем основывается его критика отвлеченных теорий познания (эмпиризма и рационализма)?
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 543 — 554
Как автор понимает творчество, условия и противоречия творческого процесса? Можно ли считать объективацию и рационализацию подлинными способами познания бытия? В чем проявляется социальная обусловленность объективации и каковы пути ее преодоления?
П. Л. Лавров // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 531 — 543
Что такое творчество? Как оно связано с познавательной деятельностью человека и творчеством? Причины возникновения научного знания? Почему критика — необходимое условие познавательной и творческой деятельности человека?
Г. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 110, 113, 120, 144
Чем рационализм противостоит, по мнению автора, эмпиризму? Приведите основные аргументы автора против эмпиризма Дж. Локка (теории «чистой доски», происхождения простых и сложных идей). Выскажите собственное мнение по проблеме соотношения эмпирического и рационального компонентов познания.
А. Бергсон. Творческая эволюция. — М., 1996. — С. 6 — 7, 124 — 125, 138, 146, 148, 239, 273
Почему, по мнению автора, ни разум,