ни инстинкт не дают реальности? Что автор понимает под интуицией? Чем гарантируется истинность базирующегося на интуиции знания? Что служит теоретическим обоснованием концепции интуиции у Бергсона?
Э. Жильсон. Дух средневековой философии // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реф. сб. — Вып. 1. — М., 1987. — С. 146 — 155
В чем суть теории «двойственной истины», наиболее распространенной среди христианских теологов? Какие философские проблемы привлекают христианских теологов и почему?
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. — М., 1984. — С. 122 — 139
Что такое объективная истина? Как соотносятся относительное и абсолютное в истине? В чем проявляется конкретность истины? В чем видит Маркс главный недостаток всего предшествующего материализма? Что такое практика? Каким образом устраняет недостатки предшествующего материализма это вводимое Марксом понятие? Какое значение практике в общественной жизни придает Маркс? В каком смысле он противопоставляет революционную практику господствовавшему до него просветительскому идеалу преобразования общества путем развития наук и распространения знаний? Раскройте взаимосвязь между теорией и практикой? Подумайте, каким образом философы могут помочь в изменении мира?
Платон // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 412- 414
Какое место отводит философ чувственному познанию в процессе познания бытия? Почему теория воспоминания является ядром гносеологии Платона? Насколько гносеологические воззрения мыслителя определяются его космологическими представлениями?
М. Хайдеггер. О сущности истины // Хрестоматия по философии. — М., 1997. — С. 311 — 318
Что обыденное сознание понимает под истиной? Почему оно рассматривает неистину (ложь, искажение) как противоположность истине? Что такое истина и почему неистина включается философией в сущность истины? Что такое свобода, как следует понимать ее сущность?
М. Полани. Личностное знание. — М., 1985. — Гл. 4
Какова природа личностного знания? Какова его связь с особенностями интеллектуальной деятельности? Что составляет содержание личностного знания и его отличие от коллективного знания?
К. Ясперс. Философская вера // Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 431 — 438
Каково существо философской веры? Почему нет и не может быть неопровержимого научного доказательства Бога (доказанный Бог уже не Бог)? Каково отношение философской веры к знанию и мышлению? В чем отличие философии от предметно познающего (научного) мышления?
Темы докладов и рефератов
1. Творчество и интуиция.
2. Рациональное и иррациональное: генезис проблемы.
3. Чувство и разум в познании: различие и единство.
4. Понятия «субъекта» и «объекта» в теории познания.
5. Знание и вера: общее и особенное.
6. В чем истина истинствует?
7. Является ли формой знания нравственная норма, художественный образ, религиозный символ, философская проблема?
Дополнительная литература по теме:
Познавательное отношение человека и миру
1. Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М., 1989.
2. Голдстейн М. Как мы познаем. — М., 1984.
3. Знание за пределами науки. — М., 1990.
4. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М., 1993.
5. Касавин И. Т. Познание в мире традиций. — М., 1990.
6. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
7. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. — 1995. — № 4.
8. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. — М., 1992.
Структура и основные познавательные стратегии
1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. — 1989. — № 3.
2. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988.
3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988. — С. 30 — 81.
4. Исторические типы рациональности. — Т. 1. М., 1995.
5. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. — Тбилиси., 1985.
6. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. — М., 1908. — С. 23 — 47.
7. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное. — М., 1985.
Познавательные способности человека
1. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация. — М., 1989.
2. Винни-Пух и философия обыденного сознания. — М., 1994.
3. Грязнев А. Ф. Язык и деятельность. — М., 1991.
4. Легостаева О. Ф. О взаимосвязи языка и мышления // Философские науки. — 1990. — № 2.
5. Библер В. С. Мышление как творчество. — М., 1975.
6. Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч. — Т. 1. — М., 1990.
7. Иванов А. В. Сознание и мышление. — М., 1994.
8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. — М., 1985.
9. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. — М., 1968.
10. Налимов В. В. Иррациональное в рациональном // Человек. — 1991. — № 4.
11. Неганов Ф. М. Рациональное и иррациональное: бытие и человек. Уфа, 1996.
12. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. — Иваново. 1994.
Интуиция как проблема теории познания
1. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб., 1997.
2. Бергсон А. Творческая эволюция. — М., 1998.
3. Бунге С. Интуиция и наука. — М., 1967. — С. 92 — 150.
4. Делез Ж. Актуальное и виртуальное // Цифровой жук. — 1998. — № 2.
5. Интуиция, логика, творчество. — М, 1987. — С. 5 — 23.
6. Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
Практическое отношение человека к миру
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М, 1974.
2. Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом // Соч. — Мн., 2000.
Что такое знание? Вера и знание
1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. — 1996. — № 5.
2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1993.
3. Митюгов В. В. Познание и вера // Вопросы философии. — 1996. — № 6.
4. Рассел Б. Человеческое познание. — М., 1957. — С. 178 — 182.
5. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. — С. 220 — 230.
Вненаучные формы знания
1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. — 1996. — № 5.
2. Дынич В. И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. — 1994, — № 12.
3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.
4. Ильин Г. О пользе заблуждений: очерк новейшего фанерозоя // Alma mater. — 1999. — № 5. — С. 18 — 23.
5. Научные и вненаучные формы мышления. — М., 1996.
6. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001. — № 6.
Проблема истины
1. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. — 1991. — № 2.
2. Гадамер Г. Что есть истина // ФСМ. — 1992. — № 5.
3. Дубровский Д. И. Обман. — М., 1994.
4. Дэвидсон Д. Истина и значение // Новое в заруб, лингвистике. — М., 1986.
5. Ильенков Э. В. Гегелевская концепция красоты и истины // Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984. — С. 324 — 332.
6. Маритен Ж. Об истине // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. — Вып. 2. — М., 1990.
7. Петров Ю. А. Методологический аспект истинности // ВМУ. — 1995. — № 6.
8. Печенев В. А. Истина и справедливость. — М., 1989.
9. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — М., 1997.
10. Хазиев В. С. Философское понимание истины // Философские науки. 1991. — № 9.
11. Хайдеггер М. О сущности истины // Вопросы философии. — 1989. — № 4.
12. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. — М., 1993. — С. 345 — 361.
13. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. — 1996. — № 9.
Особенности социального познания
1. Гемпель К. Г. Функции общих законов в истории // Вопросы философии. — 1998. — № 10.
2. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. — М., 1981. — С. 128 — 141.
3. Князева Е. Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. — 1998. — № 4.
4. Коршунов А. М., Мантанов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
5. Риккерт Г. Науки о природе и науки об обществе // Мыслители XX века. — М., 1998.
Раздел 6.
Философские проблемы человека (6 часов)
Семинар 10. (2 часа)
1. Философская антропология как метафизика. Человеческое бытие как философская проблема. Когда и почему человек становится проблемой? Эпохи «обустроенности» и «бездомности» человека в истории.
2. Фундаментальные характеристики бытия человека.
3. Осознание конечности человеческого существования. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Страх смерти и смысл жизни.
Проблемно-контрольные вопросы по теме
1. Что такое философская антропология?
2. Что означает термин «природа» в понятии «природа человека»? В чем сходство и различие понятий «природа человека» и «сущность человека»?
3. Что есть человек? Каковы его отличительные способности? Какова его сущность и назначение? Тождественны ли понятия «человек», «индивид», «личность»?
4. Способы существования бытия-в-мире. Как соотносятся понятия «жизнь» и «смерть»? В чем сходство и различие понятий «биологическое бессмертие человека» и «социальное бессмертие человека»? Может ли человек обрести бессмертие?
5. Как вы понимаете следующие выражения: Развивать человека в человеке (Н. Г. Чернышевский); Найти человека в человеке (Ф. М. Достоевский); Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке (Л. С. Выготский).
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч. — Т. 42. С. 92 — 94, 162 — 163;
Ф. Энгельс. Диалектика природы // Соч. — Т. 20. — С. 486, 495.
Маркс о сущности человека как действительном фокусе общественных отношений. Почему человек, будучи по своему происхождению природным существом, не может быть им по своей сути? Какое значение вкладывает Маркс в определение природы как «неорганического тела» человека? Каково важнейшее качество человека, позволяющее ему отличаться от животного и выделяться из окружающей его природы? В чем заключается два основных различия между инстинктивной деятельностью животных и предметно-практической деятельностью человека? В чем проявляется родовая сущность человека? Сравните взгляд на родовую сущность человека в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» с более поздним ее определением в «Тезисах о Фейербахе»: «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений…».
М. Шелер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 81 — 86
Что такое философская антропология у Шеллера? Какие задачи призвана решать эта философская дисциплина? Какое собственно человеческое качество делает возможным появление философской антропологии? Какое положение в мире, согласно Шеллеру, занимает человек? Какое исключительно человеческое свойство позволяет человеку занимать указанное место? Найдите существенное отличие в подходах к человеку философской антропологии Шеллера и «докантовской метафизики Запада», на которое указывает сам автор. Каковы основные идеи теистических идей о человеке, греческой концепции человека как homo sapiens, концепции homo faber, концепции человека как тупика жизни?
М. Хайдеггер. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. —