М., 1993. — С. 116 — 120
Что означает появление в философии Нового времени понятия субъекта? Какова, по мнению автора, главная причина появления этой идеи в западноевропейской философии? Какую цель преследует философия Нового времени, выдвигая идею субъекта?
Вопросы и задания к текстам для индивидуальной
самостоятельной работы:
Л. Фейербах // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 33 — 40, 98 — 108
Каковы основные отличия человека от животного? Что такое человек и какова его сущность? В чем состоит предназначение человека? Что является основанием веры в бессмертие души? Что в действительности означает жизнь души после смерти тела? Как проявляется связь понятия Бога с понятием смерти? Какова диалектика жизни и смерти в бытии человека?
И. С. Кон. Открытие «Я». — М., 1978. — С. 146 — 186
Почему античный человек не был человеком в современном смысле этого слова? Что в наибольшей степени сдерживало и ограничивало его свободу? Какие новые возможности открывает христианская религия для сознания человеком своего «Я»? В каком плане осознает себя средневековый человек? Какие социально-экономические изменения, происходящие в эпоху Возрождения, делают человека более свободным, чем раньше?
П. Тейяр де Шарден // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 76 — 80
В чем сложность определения сущности человека в современной науке? Каково основное отличие психики человека от психики животного? Каков процесс эволюции человека? В чем сущность и содержание коэволюции биологического и психически-духовного в процессе генезиса человека? Отличие филогенеза от онтогенеза человеческого мышления.
Ф. Ницше. Так говорил Заратустра // Соч. — М., 1996. — Т. 2. — С. 8 13
Что такое Сверхчеловек у Ницше? Связаны ли «смерть Бога» и утверждение в мире сверхчеловека? Каким образом автор соотносит человека и сверхчеловека? На какие цели и идеалы, в отличие от человека, ориентирован сверхчеловек? Насколько эти идеалы вписываются в рамки ницшеанской «переоценки всех ценностей»? Есть ли в тексте персонаж, выступающий прообразом сверхчеловека? Почему люди смеялись над словами Заратустры?
А. Шопенгауэр // МФ. — Ч. 2, — М., 1991. — С. 92 — 98
Почему автор утверждал, что жизнь есть страдание, хотя он, как и всякий здравомыслящий человек, не мог не знать, что в жизни есть место также и удовольствиям? Что, по Шопенгауэру, смертно и что бессмертно в человеке? Как автор объяснял причины и ошибочность страха смерти? Что составляет сущность мира, что скрывается за ней? В чем смысл жизни человека? И. Кант считал совесть показателем человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть есть результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?
Ж. П. Сартр // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 60 — 61
Как автор разрешает противоречие между стремлением индивида к свободе и стремлением общества установить социальный порядок? Остается ли человек социальным даже будучи свободным? Как бытие человека соотносится с «ничто»? Как автор понимает проблему «ничто»? Любовь как разрешение конфликта свободы и предметности в философии Сартра.
К. Леви-Стросс. Структурная антропология. — М., 1985. — С. 311 — 313
Правомочно ли появление антропологии как социальной науки? Какими проблемами занимается физическая антропология? Какова связь между физической антропологией и социальными науками?
Почему концепция Леви-Строса считается одной из форм радикального прорыва в изучении примитивных культур, в понимании природы духовно-практического освоения мира?
В. Н. Назаров. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики. — Тула, 1996. — С. 114 — 115;
Б. Рассел // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 138 — 142
Почему смерть не является антиподом жизни? Как называется учение о смерти? В чем состоит предельный метафизический вопрос смерти? Может ли смерть быть побеждена? В чем смысл смерти? На чем основывается религиозная вера в бессмертие души?
В чем достоинство человека, не верящего в такое бессмертие?
К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3. — С. 37;
К. Маркс. Критика гегелевской философии права // Соч. — Т. 1. — С. 242
Найдите в предлагаемых отрывках обоснования известного утверждения, что сущность человека не природная, а социальная. Какое значение вкладывает Маркс в определение природы как тела человека? Каково важнейшее качество человека, позволяющее ему отличаться от животного и выделяться из окружающей его природы? В чем заключаются два основных различия между инстинктивной деятельностью животных и предметно-практической производственной деятельностью человека? Можно ли считать человека марионеткой в руках общества?
Н. Ф. Федоров // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 121 — 126;
В. Ф. Купревич. Долголетие: реальность мечты // Лит. газета. — 1968. № 49
Какие нравственные идеи лежат в основе федоровского проекта победы над смертью? Каким образом осуществление проекта «общего дела» способствует преодолению распрей между людьми и установлению всеобщего братства? Почему в проектах Федорова оказались связанными воедино задача победы над смертью и задача выхода человека в космос? В каких соображениях проявился механицизм Федорова? Каким образом в идеях Федорова проявились древнеславянские представления о смерти? В чем смысл смерти как исторического явления? Возможно ли найти «элексир молодости»?
Ж. Маритен // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 271 — 276
Как автор рассматривает понятия: человек, субъект, существование, мир и бытие? Мыслит ли человек собственное личностное существование? Каким образом и благодаря каким способностям человек может постичь и себя и окружающий мир как мир субъектов?
М. Хайдеггер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 71 — 76;
М. Ф. Вольтер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 19 — 20
Что такое гуманизм, причины его происхождения, виды? В чем проявляется метафизическая сущность гуманизма? Гуманность и гуманизм: общее и различие. Что составляет бытие человека в мире? Каким образом феномен смерти помогает прояснить смысл бытия? Способность человека думать о своей смерти — это признак малодушия или смелости? Почему автор говорит, что для живущего человека смерть не «будет», а «есть»? Почему с точки зрения Вольтера, для обыденного сознания недоступны истинные представления о человеческой природе? Какие ошибки делают философы в постижении человеческой природы и в чем причины этих ошибок? Какова истинная методология познания природы человека?
А. Сервера Эспиноза. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек. Антология. — М., 1995. — С. 75 — 81
Почему философская антропология необходима сегодня? Какова ее проблематика? Какое место занимает философская антропология в философии и каковы ее задачи? Что составляет основание философской антропологии? Какие определения человека приводит автор, в чем их особенность, какому из них он отдает предпочтение и почему?
Л. Фарре. Философская антропология // Это человек. Антология. — М., 1995. — С. 205 — 210
Какие основные философские системы, исследующие проблему человека и проблему смерти, выделяет автор? Почему именно философская антропология играет решающую роль в исследовании проблемы смерти? Какие сложились основные философские направления, помогающие человеку понять проблему смерти, вечности и бессмертия?
В. С. Соловьев // Соч.: В 2 т. Т. 2. — М., 1988. — С. 344, 520 — 522
Почему автор рассматривает смерть как помеху Всеединству, как крайнее зло? Как соотносятся в философии Соловьева идея всеединства и идея преодоления человеческой смертности? Какие предпосылки для победы над смертью автор видит в эволюции природы? Почему Соловьев считал, что смерть унижает человека до уровня животного? Чем различаются трактовки бессмертия у Шопенгауэра и Соловьева? Всякая ли жизнь достойна бессмертия? Как вы понимаете фразу: Смерть не конец, а венец жизни.
Н. А. Бердяев. О рабстве и свободе человека. — М., 1995. — Гл. I
Что такое человек и каковы фундаментальные характеристики его бытия? Какие два способа реализации человеческой жизни описывает автор? Как философ определяет содержание философской антропологии? Почему Бердяев думает, что онтологизм есть ошибочная философия? Какую философию он считает истинной и почему?
В. Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
Каковы основные фундаментальные характеристики и особенности бытия человека? В чем смысл незаменимости и невосполнимости каждого индивида? Почему в толпе человек теряет свою неповторимость и ответственность? Как Франкл решает вопрос о свободе и необходимости? Каково его отношение к коллективизму?
Темы докладов и рефератов
1. Сущность и существование человека.
2. Концепции становления человека. Делает ли разум человека человеком?
3. Бытие-в-мире как со-бытие: повседневное и бытие-с-другим.
4. Проблема соотношения социального и биологического в человеке.
5. Философское осмысление смерти. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?
6. Загадка «снежного» человека.
Дополнительная литература по теме:
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. — № 2.
2. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
4. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // Необходимость себя. — М., 1996.
5. Одиссей: Человек в истории // Ежегодник. — М., 1989 — 1994.
6. Раппопорт Р. А. Эволюция человечества и будущее антропологии // Этнограф. Обозр. — 1995. — № 6. — С. 18 — 30.
7. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. — № 2.
8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
9. Философское понимание человека. — М., 1988.
10. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. — М., 1995.
11. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Соч. Т. 3. — М., 1951.
1. Дмитриев В. Е. О «природе» человека // Живое знание. — М., 1989.
2. Железнов Ю. Д. Природа человека и общества. — М., 1996.
3. Лакс Дж. О множественности человеческой природы // Вопросы философии. — 1992. — № 10.
4. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
5. Человек: образ и сущность. — М., 1992.
1. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. — М., 1995.
2. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб., 1997.
1. Аббаньяно Н. Смерть или преобразование экзистенциализма // Введение в экзистенциализм. — СПб., 1998.
2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992.
3. Батай Ж. О самозванстве смерти. — М., 1998.
4. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. — М., 1990.
5. Демичев А. В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. СПб., 1997.
6. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. — 1995, — № 10.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство. — М., 1994.
8. Исупов К. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. — № 3.
9. Коган Л. Н. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. — 1994. — № 12.
10. Культин С. С.