— 1990. — № 3.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — Спб, 1997.
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
2. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-Логос. Вып. 1. — М., 1991. — С. 274 — 283.
3. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. — М., 1997. — Восстание масс.
4. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.
Историко-философские концепции человека
1. Гелен А. О. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С. 152 — 202.
2. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
3. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
4. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Соч. — М., 1983.
5. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М., 1994.
6. Лосский Н. О. Свобода воли // Избранное. — М., 1991.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3.
8. Ницше Ф. Генеалогия морали // Соч. — М., 1990.
9. Тейар де Шарден П. Феномен Человека. — М., 1987.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. Письмо о гуманизме // Разговор по проселочной дороге. — М., 1991. — С. 146 — 159.
11. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
12. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
Смысл жизни
1. Карпов М. М. Смысл жизни человека. — Ростов н/Д., 1994.
2. Марсель Г. Люди против гуманности // ФН. — 1994. — № 1.
3. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — М., 1994.
4. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — № 6.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
1. Берн Э. Секс в человеческой любви. — М., 1990.
2. Воронина О. А. Философия пола. — М., 1998. — С. 388 — 407.
3. Фон Гильденбрандт Д. Метафизика любви. — Спб., 1999.
4. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. Женщина, мужчина, семья. — М., 1994. — № 6. — С. 127 — 136.
5. Лоуэн А. Любовь и оргазм. Революционный взгляд на сексуальную жизнь. — М., 1997.
6. Лоуэн А. Язык тела. — СПб., 1997.
7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. — Киев, 1995.
8. Райх В. Сексуальная революция. — М., 1997.
9. Подорога В. Феноменология тела. — М., 1995.
10. Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 71 — 85.
11. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. — М., 1990.
12. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. — М., 1996.
13. Эвола Ю. Метафизика пола. — М., 1996.
14. Эрос: Франция XVIII век. — М., 1993. — С. 80 — 105.
Семинар 12. (2 часа)
1. Деятельность как специфически человеческий способ бытия, как процесс самореализации человека. Деятельность физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная. Деятельность и действие.
2. Понятие целесообразной деятельности. История как процесс образования человека трудом. Труд и творчество.
3. Независимость внутреннего мира человека от его социального бытия. Относительная автономность внутреннего духовного мира человека.
4. Основополагающие категории человеческого бытия. Истоки и движущие силы человеческого творчества. Проблема счастья, его интерпретации в истории философии. Вера как важнейшая категория человеческого бытия.
5. Игра как сущностная характеристика человека, способ преодоления человеком конечности своего существования. Самоценность игры.
6. Любовь как стихия человеческого существования.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Что такое свобода? Какие основания свободы вы знаете? Возможна ли полная, абсолютная свобода человека? Как вы понимаете содержание афоризма «свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого человека»? В какой связи между собой находятся свобода и ответственность личности?
2. Можно ли говорить о свободе раба, осознавшего свое рабство, или о свободе Сизифа, беспрерывно вкатывающего камень на гору, с которой камень постоянно скатывается?
3. Многообразие представлений о любви. Виды любви. Любовь и страсть. Любовь и влюбленность. Любовь и привязанность.
4. Как определить понятие «деятельность»? Понятие целесообразной деятельности. Какие виды деятельности вы знаете? Какие формы практической деятельности вам известны? Тождественны ли по содержанию понятия «деятельность» и «поведение»? Чем деятельность человека отличается от поведения животного?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
М. М. Бахтин. Свидетель и судьи. — М., 1979. — С. 341 — 342;
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского. — М., 1972. — С. 99 — 101, 116, 146 — 147, 434, 462, 464
Как Бахтин характеризует способ бытия человека? Что такое свобода человека? Какие типы свободы выделяет Бахтин? Противоречит ли идея свободы очевидным фактам социальной обусловленности человеческого поведения? Можно ли считать, что человек, связанный определенными принципами и целевыми установками, менее свободен, чем человек совершенно беспринципный? Тождественны ли понятия «свобода воли человека» и «свобода выбора»?
Почему Бахтин придает универсальное значение феномену диалога? Каково понимание автором проблемы личности? Какую роль играет диалог в формировании внутреннего мира личности и ее мировоззрения? Каким образом Бахтин аргументирует утверждение, что познание личности происходит посредством диалога?
Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма, власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. — М., 1991. — Т.2 — С. 163 — 164;
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг // Соч. — Т.20. — С. 116.
Что такое свобода у Гоббса? Как у автора связаны свобода и необходимость? В чем, по мнению Гоббса, состоит свобода людей как граждан? Почему такого рода свобода целесообразна и для общества? Какие две крайности во взаимоотношениях граждан и государства помогает, с точки зрения Гоббса, преодолеть предлагаемое им видение свободы? Почему, с точки зрения Энгельса, нельзя назвать свободным человека, поступающего независимо от законов природы и общества? На каком основании Энгельс полагает, что история человечества представляет собой движение человека и человечества к свободе?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
Л. Валла. Об истинном и ложном благе. — М.,1989. — С. 269 — 278
Что такое свобода воли и какое значение свободе воли для человека придает автор? В чем видит Валла основное противоречие между свободой человеческой воли и божественным провидением? Как решает автор вопрос о соотношении свободы воли и божественного провидения? Почему Валла не считает возможным отказаться от идеи божественного провидения?
Дж. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — М., 1962. — Т. 1. — С. 506 — 507
Какое место в мире традиционно отводилось античной и средневековой философией человеку и какие качества это место человеку обеспечивало? Какой жребий предназначает человеку автор? Благодаря какому присущему человеческой природе свойству человек занимает исключительное место в мире и является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения? В каких утверждениях речь автора настолько противоречила официальной теологической доктрине, что ее содержание было объявлено еретическим?
Ж. П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989. — С. 323 — 334
Укажите два основных направления в экзистенциализме и определите точки соприкосновения и расхождения между ними. В чем, с точки зрения Сартра, проявляется свобода человека: ведь не по своей воле человек «заброшен» в окружающий его мир? Каким образом Сартр обосновывает свое исходное положение «экзистенциализм — это гуманизм»? Согласны ли вы с его точкой зрения? В чем, с вашей точки зрения, заключается самое принципиальное расхождение экзистенциализма во взглядах на сущность человека с устоявшимися в западной философии подходами к ней?
Л. Фарре. Философская антропология // Это человек. Антология. — М., 1995. — С. 196 — 202
Назовите три близко связанные обусловленности, которые помещают человека в явно человеческую сферу. Какие теории культурной идентичности человека приводит автор и с какими явлениями связывает пессимизм современных исследователей? Как человеческая идентичность связана с преодолением им внешней необходимости социальной реальности в сознании и в предметной деятельности?
Бубер М. Я и Ты. — М., 1993. — Ч. 1. С. 6 — 24
В чем заключается двойственность мира для человека и двойственность самого человеческого «Я»? Что позволяет автору усматривать возможность диалога с тем, что лежит за пределами речи? Как можно объяснить утверждение Бубера, что настоящий диалог может происходить даже молча? Какие три вида диалога различает автор? Почему Бубер считал, что настоящий диалог и любовь — не одно и то же?
Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. — С. 9 31
Почему игра является первичной жизненной категорией и несомненной реальностью? Может ли игра быть рационально познанна? Зачем игра нужна человеку или почему он играет?
В. С. Соловьев. Оправдание добра // Соч. — Т. 1. — М., 1988. — С. 119 135
Объясните формулу существования человека по Соловьеву: Я стыжусь, следовательно, я существую. Стыд как специфически человеческое чувство.
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 216 — 222; МФ. — Ч. 1. С. 543 — 554
Что такое творчество и каковы условия, необходимые для него? В чем проявляются противоречия творчества? Проблема личности и творчества, понятие гениальности. Свобода и творчество. В чем причина несвободы человека? Как идея свободы развивалась в европейской философии? На чем основывается свобода человека? Можно ли считать объективацию и рационализацию подлинным познанием бытия?
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 482 — 492
В чем суть концепции труда в философии Бердяева? В чем ее противоречивость? Как Бердяев раскрывает природу отношений собственности и каковы противоречия данного решения?
И. Кант. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: В 8 т. — М., 1994. — Т. 8. — С. 17 — 18;
Ф. Шеллинг // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 25 — 27
В чем Кант видел необходимость для человека пребывать в обществе, законы которого неизбежно будут ограничивать его личную свободу? Какая свобода остается человеку в рамках общества?
Почему, по мнению Шлегеля, свобода составляет сущность человека? Что такое свобода и при каких условиях она возможна? В чем заключается предназначение человека?
В. Г. Плеханов. // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 209 — 216
Как соотносятся между собой свобода и необходимость? Критика автором метафизических и утопических подходов к этой проблеме. Диалектическое решение проблемы свободы и необходимости. Как соотносятся друг с другом необходимость исторических процессов и свободная сознательная деятельность людей?
Э. Финк. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. — М., 1988. — С. 360 — 376, 395 — 401.
В чем заключается бытийный смысл и строй человеческой игры? Какие фундаментальные особенности человеческого бытия проявляются в игре? Какова структура человеческой игры? Каковы особенности проявления человеческого времени и пространства в игре?