Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

1986. — С. 22 — 25

Что автор понимает под бытием? В чем заключается различие между бытием и обладанием? Каков главный смысл жизни западного общества? Какова социальная трактовка «эдипова комплекса» у Фромма?

Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1996. С.41, 61, 62, 94, 124, 135, 153, 155, 159, 186,187

Как соотносятся понятия «природа человека» и «сущность человека»? Почему, в отличие от доиндустриального общества, внешне совершенно свободный человек современного общества охвачен чувством бессилия и тревоги? С помощью каких иллюзорных средств человек современного общества цепляется за свою свободу? Когда человек был более свободен: в доиндустриальном обществе, когда находился под полной внешней властью государства, церкви и своего социального коллектива, или когда он попал под «анонимную власть» современного общества?

З. Фрейд // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 127 — 138

В чем заключается вклад Фрейда в антропологию? В чем заключается смысл жизни человека, как он может быть счастлив? Каковы причины ухода человека из этого мира? Способен ли человек изменить мир? Любовь и наслаждение прекрасным. Как человек может реализовать в полной мере свое счастье? Возможно ли стать счастливым в условиях противоречивой культуры? Борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти как импульс жизнедеятельности человека.

Г. Маркузе. Одномерный человек. М., 1994. С. VII, XIX, 6 — 7, 12, 14, 16, 209

Каковы метафизические истоки одномерности мышления и поведения человека в современном обществе? Почему индивид лишается основы, на которой он мог бы развить свою автономию? Какую роль играет технический прогресс для установления новых, более действенных форм социального контроля и социального сплачивания?

Вивеканда Свами. Афоризмы Патанджали. — Киев, 1993. — С. 222 — 229

Определите, что именно в человеке ставится под самоконтроль на каждой из восьми ступеней йоги и с какой целью это делается. Выясните, в какой мере увеличивается независимость человека от мира при переходе от одной ступени к другой. Сформулируйте основные этические принципы йоги и сопоставьте их с известными вам христианскими заповедями.

Темы докладов и рефератов

1. Что такое духовные потребности человека?

2. Проблема личной свободы и права человека.

3. Творческие способности человека: пределы и условия.

4. Свобода — необходимое условие формирование личности.

5. Противоположность игры и заботы.

6. Человек как деятельное существо, творец культурного мира.

7. Метафоры игры и театра как фундаментальные способы описания человеческого существования.

8. Вся жизнь игра

Дополнительная литература по теме:

Коммуникативная природа человека

1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1986.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.

3. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — С. 288 — 302.

4. Бубер М. Я и Ты. — М., 1993.

5. Каган М. С. Мир общения. — М., 1988.

Социально-онтологические и

антропологические основания свободы

1. Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. — Киев, 1994.

2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. — М., 1995, — Глава 1.

3. Бибихин В. В. Свобода собственности // Путь. — 1995. — № 7.

4. Бунге М. Причинность. — М., 1962.

5. Веллнер А. Модели свободы в современном мире // Социо-Логос. Вып. 1. — М., 1991.

6. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. — 1990. — № 9.

7. Дробницкий О. Г., Кузьмин Т. А. Проблема свободы, выбора и ответственности // Философия и современность. — М., 1971.

8. Зотов А. Ф. Метафизика свободы // Философские исследования. 1993. — № 1 — 2.

9. Ильенков Э. В. Свобода воли // Вопросы философии. — 1990, — № 2.

10. Лукасевич Я. .0 детерминизме // Вопросы философии. — 1995. — № 5.

11. Розов М. А. Философия и проблема свободы человека // Философская культура личности и научно-технический прогресс. — Новосибирск. 1987.

12. Сартр Ж. П. Бытие и ничто // Человек и его ценности. Ч. 1. — М., 1988.

13. Сокулер 3. А. Спор о детерминизме // Вопросы философии. — 1993. — № 2.

14. Уайтхед А. Аспекты свободы // Избранные работы по философии. — М., 1990.

15. Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. — 1994. — № 1.

16. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. — М., 1995.

17. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. — 1990. — № 10 12.

18. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

Социальное бытие и деятельность людей

1. Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методологии, проблемы. — М., 1990. — С. 21 — 25.

2. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. — М., 1987, — С. 124 — 132.

3. Деятельность // Современный философский словарь. — М., 1996. — С. 137 — 139.

4. Касавин И. Т. Деятельность и рациональность // Деятельность: теории, методологии, проблемы. — М., 1990. — С. 35 — 38.

5. Келле В. Ж. Деятельность и общественные отношения // Деятельность: теории, методологии, проблемы. — М., 1990. — С. 98 — 102.

6. Кемеров В. Е. Предметная деятельность принцип развития общественных отношений // Философия. Люди. Жизнь. — Екатеринбург, 1997, — С. 54 — 65.

7. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. — М., 1991. С. 313 — 334.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 42. — С. 118 — 124.

9. Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. — М., 1977. — С. 14, 23, 26 — 27.

Творчество как родовая характеристика человека

1. Александров А. Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. — Спб., — 1993.

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 42.

3. Шрейдер Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. — 1994. — № 1.

Игра

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

2. Гессе Г. Игра в бисер // Избранное. — М., 1984.

3. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // ВМУ. — 1995. — № 5.

4. Сигов К. Б. Человек вне игры и человек играющий // ФСМ. — 1990. — № 4, 10.

5. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

6. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. — М., 1988.

Философия любви

1. Соловьев В. С. Смысл любви // Соч. — Т. 1. — М., 1988.

2. Сартр Ж. -П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблемы человека в западной философии. — М., 1988. — С. 201 — 228.

Раздел 7.

Социальная философия (6 часов)

Семинар 13. 1-е занятие (1 час)

1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в системе социальных наук. Социальная философия как методология социального познания и онтология социальной реальности. Специфика социального познания.

2. Социальная философия как философия многого и единого. Социальное в модусе многого: социальное как отношение и как социальная деятельность. Социальное в модусе единого: характер закономерности общественной жизни. Социальная онтология: модели социальной реальности (на выбор).

3. Проблема природы социального. Предпосылки, условия и основания социального. Структура жизненного опыта как структура социального.

Проблемно-контрольные вопросы и задания

1. Предмет и метод социальной философии. Социальная философия в структуре философского знания — отдельная дисциплина или форма онтологии? Какие функции присущи социальной философии? Как проявляется их взаимодействие и взаимопроникновение? Чем отличаются специфические функции социальной философии от ее неспецифических функций?

2. Что такое контекст познания, в чем заключается его социальность, сводима ли она к социально-экономическим структурам или включает мировоззрение, ценности, философские предпосылки?

3. Метафизическая ориентация в исследовании социальности. Социальность и внешние архетипы порядка. Модели социальной реальности.

4. Социальное — специфика одного из биологических видов? Природное искусственно сконструированная сфера как артефакт развития человеческого познания? Что первично? Социальное построено на базе психологических процессов, либо вся психика изначально и насквозь социально детерминирована?

5. Согласны ли Вы с тезисом Ранке о том, что можно думать «как оно было на самом деле», или каждое поколение вынуждено заново создавать не только настоящее, но и прошлое, т.е. переписывать историю заново?

Вопросы и задания к текстам для работы

на семинарских занятиях

М. К. Мамардашвили. Из лекций по социальной философии // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. — С. 140 — 154, 317 — 334

Каково место социальной философии в структуре философского знания? Как вы понимаете высказывание автора, что философия не только рассуждает о «собирании», но сама есть инструмент «собирания»? На каком примере иллюстрируется феномен «собирания»? В чем разница социально-философского подхода к действительности и морализаторства? Каковы природные предпосылки и метафизические основания социального?

М. Вебер. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 602 — 624, 630 — 633

Какие общие понятия вводит Вебер. Можно ли считать, что прояснение этих понятий — дело философии? Как Вебер определяет феномен социального? К какой философской традиции Вебер ближе в данном вопросе — к номинализму или реализму? Какие объективные сложности и противоречия социального познания можно выделить в результате прочтения статьи М. Вебера?

С. Л. Франк. Духовные основы общества. — Л., 1991. — С. 244 — 253

Какова главная, ключевая задача социальной философии, как ее понимает автор? Какие два взаимосвязанных обстоятельства социальная философия призвана прояснить? Есть ли польза от социальной философии? Каково отличие «соборности» от «общественности»?

Вопросы и задания к текстам для самостоятельной

индивидуальной работы

С. Л. Франк. Духовные основы общества. — Л., 1992. — С. 64 — 66

В чем видит автор бесспорную связь общественных явлений с явлениями материальными? Прослеживается ли, по мнению Франка, обратное влияние общественных явлений на материальные основы жизни общества? На каком основании автор полагает, что связь общества с материальным миром носит чисто внешний характер и не является определяющей для внутренней сути явлений общественной жизни? В чем автор видит абсолютно непреодолимый предел в понимании общества с чисто материальной точки зрения? К какому конечному выводу приходит Франк, и насколько этот вывод кажется вам обоснованным на основании всего прочитанного выше?

Н. А. Бердяев. Мое философское мировоззрение // Философские науки. 1990. — № 6. — С. 85 — 91

Почему фундаментальной проблемой социальной философии является проблема отношений между личностью и обществом? В чем диалектика личного и общественного? Какие этапы формирования этих отношений выделяет автор, какие критерии лежат в основе их выделения? Что, по мнению автора, является важнейшим условием социального переустройства общества?

К. Поппер. Логика социальных наук // Вопросы философии. — 1992. — № 10. — С. 73 — 75

Какова логика общественных наук? Как складываются

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн