Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

институт: структура и функции. Характеристика социального института (на выбор).

3. Система страт и социальных общностей. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.

Проблемно-контрольные вопросы и задания

1. Социальные системы и условия их сохранения. Важнейшие функции социальных институтов.

2. Что такое социальная стратификация? Как соотносятся понятия социальной структуры и социальной стратификации? Почему центральным понятием социальной стратификации является социальное неравенство? В чем оно проявляется? Почему классовую систему социальной стратификации называют «открытой»? В чем проявляется «закрытость» других стратификационных систем? Класс и страта: общее и различие?

3. Понятие социального института. Структуры и функции социального института. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социальной философии? Типы, формы и функции государства. Как соотносятся понятия государства и общества? Почему государство можно назвать «институтом институтов»?

4. Почему социальную структуру называют «скелетом» общества? Существует ли «социальная анатомия»? Какие возможности заключает в себя понятие социальной роли? Действительно ли существует своеобразный «социальный театр»?

5. Что такое население? Почему нельзя смешивать понятия населения и общества? Что такое этнос? По каким признакам возможно отличить один этнос от другого?

6. Что такое национализм? Как он соотносится с патриотизмом? В чем, по вашему мнению, состоят причины межнациональной неприязни и межэтнических конфликтов? Устранимы ли эти причины, какими мерами их можно устранить? Являлась ли, на ваш взгляд, дореволюционная Россия и СССР «тюрьмой народов»? В чем состоит их отличие от традиционных колониальных империй (британской, французской, германской)? Какие просчеты дореволюционной и советской национальной политики должны быть учтены и какие положительные моменты могут быть использованы сегодня, при решении национальных проблем современной Республики Беларусь?

7. Фетишизация: зло или благо?

Вопросы и задания к текстам для работы

на семинарских занятиях

П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 252 — 253, 262, 302 — 307

Что такое социальная стратификация? Какие черты социальной стратификации выделяет автор? Какие два типа социального равенства выделяет П. Сорокин? В чем видит П. Сорокин полезность или вредность выделяемых им типов социального равенства для общества? Каким путем предлагает автор проводить в обществе политику «пропорционального равенства»? Каков идеал социального равенства по автору? Каким образом соотносится он с предлагаемой автором типологией социального равенства?

Ф. Ницше. Антихристианин // Сумерки богов, — М., 1990. — С. 83 — 85

На какие три большие группы делит людей в обществе Ницше? Почему подобное деление он считает естественным? На каком основании Ницше полагает неравенство первым условием развития общества и самосовершенствования человека как такового? Какое место в обществе отводит Ницше людям со средним уровнем способностей и желаний?

К. Маркс. К критике политической экономии // Соч. — Т. 13. — С. 6 — 7

Какова структура общества по Марксу? Какой из компонентов общества является определяющим? Какой конфликт лежит в основе коренных общественных изменений? Является ли он следствием объективного хода развития общества или же столкновением личных, субъективных интересов? Какими изменениями в структуре общества сопровождается социальная революция?

Вопросы и задания к текстам для индивидуальной

самостоятельной работы

А. С. Кравченко и др. Социология. — М., 1997. — С. 272 — 279

Что понимается под процессом институционализации? Из каких этапов она состоит? Какие структурные элементы основных институтов общества раскрывают суть институционализации? Если под институтом понимать закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения, можно ли отнести к социальным институтам такие явления, как крещение, адвокатура, рынок труда, парламент, отцовство?

М. Маркович. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. — 1989. — № 9. С. 36 — 52

Чем обогатил Маркс научный подход к социальным явлениям? Какую роль в творчестве Маркса сыграла критика отчуждения и почему его последователи недооценили эту часть марксистского наследия?

Я. Сабуро. Философские размышления о природе человека: К вопросу о теории отчуждения К. Маркса // Японские материалисты. — М., 1985. — С. 39 45

Каково различие и связь экстериоризации (опредмечивания сущностных сил человека) и отчуждения? В чем сущность отчуждения и какие негативные последствия она влечет для предметно-материальной практики человека и его родовой сущности?

А. Камю. Миф о Сизифе // Сумерки богов. — М., 1989. — С. 305 — 308

Почему Сизиф абсурдный герой? Каковы черты абсурдного человека и каков горизонт возможных его действий?

Г. Гегель // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 395 — 397

Какое место в гегелевской метафизике занимает государство, нация и почему? Каково отношение Гегеля к войне и миру? Были ли для него идеальные государства, идеальная нация и тип человека? Как это согласуется с его диалектикой?

Р. Дарендорф. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. — 1993, — № 4. — С. 236 — 242;

Р. Дарендорф. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994. № 5. — С. 142 — 146

Понятие социального конфликта. Какова природа социальных конфликтов? С чем связывает автор неизбежность появления конфликтов в обществе? Почему «единство народов» и «бесклассовое общество» — это проявления подавления конфликтов под видом их разрешения? Какие способы воздействия на конфликт предпочитает автор?

К. Ясперс. Смысл и назначение истории. — М., 1991 — С. 453

По каким причинам Ясперс считает невозможным социальное равенство ни с научной точки зрения, ни с точки зрения социальных реалий? Какого рода равенство автор рассматривает как единственно возможное? В чем, по мнению Ясперса, состоит исключительная общественная ценность идеала социального равенства? Почему даже фактическое отсутствие равенства в обществе не может уничтожить этот идеал?

Г. Зиммель. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. — Т. 2. М., 1996. — С. 509 — 529

В чем заключается единство общества? Как вы понимаете парадокс: возможность социального заключается в возможности асоциального? Имеет ли философский смысл вопрос: Как общество не возможно?

X. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. — М., 1997. — С. 45 — 48

В чем видит особенность состояния проблемы социального равенства и неравенства в современном ему обществе автор? Какие сходства и различия можно обнаружить во взглядах автора и Ф. Ницше на роль «массы» и «посредственности» в обществе? Сторонником равенства или неравенства следует считать Хосе Ортегу-и-Гассета?

Н. Бердяев // МФ. Ч. 2 — М., 1991. — С. 482 — 492

Почему автор видит источник творческого движения в мире именно в неравенстве? Какими мотивами объясняет Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем? Что такое собственность, противоречивость подхода Бердяева к проблеме собственности? Истинный и ложный социализм как альтернативные способы разрешения этой проблемы.

Ж. Ж. Руссо. Об общественном договоре. Трактаты. — М., 1998. — С. 70 71, 107, 114, 116 — 117, 121, 139, 212 — 215, 241

На каком основании автор считает всех людей в обществе равными? Какого рода равенства имеет ввиду Руссо в отношении власти и богатства? Можно ли считать его равенством в полном смысле слова? Почему Руссо призывает бороться за достижение равенства, ведь он сам называет его «химерой, плодом мудрствования»?

В чем, с точки зрения автора, состоит двоякое неравенство в человеческом роде? Что является главной причиной появления неравенства между людьми? Как Руссо связывает с социально-экономическим неравенством происхождение общественных институтов и законов, несущих с собой неравенство политическое? Почему Руссо убежден, что общественное неравенство усиливается и растет за счет развития наших способностей и успехов человеческого ума? В какой связи, по мнению Руссо, находятся оба выделяемых им вида неравенства у цивилизованных народов на современном ему этапе развития европейской цивилизации?

Каких преимуществ, полученных от природы, лишается человек после заключения общественного договора? Какие материальные, моральные и духовные выгоды, по мнению автора, извлекает человек из нового гражданского состояния?

Аристотель. // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 232 — 236, 407 — 419

Чем отличается государственная власть от власти господина над рабом? Почему люди образуют государство? Что такое правильная и неправильная государственная власть, в чем их отличие?

Влияет ли собственность на социальную структуру общества? Какой наилучший тип собственности? Как автор понимает понятие «средний класс»? Кто должен управлять государством и обществом? Какой наилучший тип политического устройства общества?

Т. Гоббс // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 175 — 180, 236 — 237

Как возникает государство и в чем его сущность? Что такое естественный закон и естественное право? Какова роль государства в качестве третейского судьи? Как автор понимает свободу? Как соотносится она с необходимостью в деятельности человека? Ответственность человека за свою собственную свободную деятельность.

О. Конт // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 153 — 156

Что является движущей силой всех социальных процессов? В чем причина социальных противоречий? Разрешимы ли социальные противоречия?

Л. Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989. — С. 263 — 265, 267 — 268

Какова схема этногенеза, описанная автором? Как Гумилев рассматривает вопрос о соотношении природного и социального? Что такое пассионарность и в чем автор видит ее закономерность? В чем новизна выдвинутой автором гипотезы динамики этносов?

А. Г. Спиркин. Философия. — М., 2002. — С. 555 — 557

Какова природа общественных законов? В чем их специфика по сравнению с природными законами?

Темы докладов и рефератов

1. Русские философы о природе собственности.

2. В чем суть теории общественной собственности К. Маркса?

3. Философия власти: может ли общество существовать без власти и без государства?

4. Чем определяется уровень развития общества?

5. Понятие этнических общностей. Род, племя, народность, нация.

6. Феномен отчуждения в общественно-историческом развитии.

Дополнительная литература по теме:

Социальные отношения и социальная структура

1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. — 1992. — № 9, 11.

2. Гидденс Э. Элементы теории структурации. — М., 1998.

3. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. — 1996. — № 3. — С. 31 — 42.

4. Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура // Социс. — 1992. — № 7.

5. Мамардашвили М. К. Социальная физика. Из лекций по социальной философии // Необходимость себя. — М., 1996.

6. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Рубеж. — 1992. — № 2.

7. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. — М., 1994. — С. 379 — 448.

8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия // Социс. — 1992. — № 2 — 4.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

10. Парсонс Т. К. К построению теории социальной системы. — М. 1995.

11. Ядов В. А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. — 1999. — № 6.

Общество как система

1. Задорожнюк И. Е. Является ли общество всего лишь «рыночной площадью»? // Вопросы философии. — 1995. — № 10.

2. Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. — 1995. — № 8.

Социальное неравенство и мобильность

1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. —

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн