и дух капитализма // Вебер М. Избранное. — М., 1990.
4. Гречко П. К. Эксплуатация: социально-антропологический анализ // Вестник Моск. ун-та, Сер. 7. — 1992. — № 5.
5. Зомбарт В. Буржуа. — М., 1994.
6. Кларк Дж. Распределение богатства. — М., 1992.
7. Маркс К. Капитал. Развитие машин // Соч. — Т. 23. — С. 184 — 209, 382 — 397.
8. Осипов Ю. М. Очерки философии хозяйства. — М., 2000.
9. Эксплуатация: марксистская теория и реальность. Круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. — 1992. — № 12.
Социальное и политическое
1. Алексеева Т. А. Предмет политической философии // Полис. — 1992. — № 3.
2. Баталов Э. Я. Политическое — слишком человеческое // Полис. 1995. — № 5.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000.
4. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — С. 114 — 122.
5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М. — С. 644 — 650.
6. Гаджиев К, С. Политическая философия: формирование и сущность // Вопросы философии. — 1995. — № 7.
7. Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. — М., 1994.
8. Ильин В. В., Панарин А. С, Бадовский Д. В. Политическая антропология. — М., 1995.
9. Капустин Б. Г. Что такое «политическая философия» // Полис. 1996. — № 5.
10. Московичи С. Век толп. — М., 1989. — С. 445 — 450.
11. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. — 1992. — № 1.
12. Штраусс Лео. Что такое политическая философия? // Зарубежная политическая мысль XX в. — М., 1997.
13. Философия и политика (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. — 1996. — № 1.
1. Болл Т. Власть. // Полис. — 1993. — № 5.
2. Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. Сб. статей. — М., 1992.
3. Власть: очерки современной политической философии Запада. — М., 1989.
4. Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко. — Реф. сб. — М., 1997.
5. Канетти Э. Масса и власть // Человек нашего столетия. — М., 1990.
6. Кочакова Н. Б. Традиционные институты управления и власти. — М., 1993.
7. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. — Т. 3. — М., 1988. — С. 262 — 276.
8. Мотяшов В. П. Власть вещей и власть человека. — М., 1985.
9. Парсонс Т. О понятии «политическая власть» // Зарубежная политическая мысль XX в. — М., 1997.
10. Почепко В. В., Хомелева Р. Очерки о власти: новые подходы и интерпретации. — Спб, 1998.
11. Рассел Б. Власть // Зарубежная политическая мысль XX в. — М., 1997.
12. Тоффлер О. Эра смещения власти // Философия истории: Антология. С. 334 — 338.
13. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. — М., 1993.
14. Философия власти. — М., 1993.
15. Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. — М., 1996. — С. 181 — 196.
1. Алексеева Т. А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии. — 1994. — № 6.
2. Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма // Вопросы философии. 1992. — № 5.
3. Волокитина Т. В. и др. Народная демократия: миф или реальность. М., 1993.
4. Лютер М. Конституция и защита прав и свобод личности. — М., 1993.
5. Московичи С. Век толп. — М., 1989. — С. 445 — 450.
6. Новик В. Демократия как проблема меры // Вопросы философии. 1996. — № 7.
7. Райх В. Психология масс и фашизм, — СПб., 1997.
11. Степин В. С, Толстых В. И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии. — 1996. — № 10.
1. Рикер П. Мораль, этика и политика // Рикер П. Герменевтика, этика, политика. — М., 1995. — С. 38 — 45.
2. РоулсДж. Теория справедливости // Вопросы философии. — 1994. — № 10. — Глава 1. Справедливость как честность.
Гражданское общество: социально-философский анализ
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.
2. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. — М., 1995.
3. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные пути формирования // Вопросы философии. — 1991. — № 7.
4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии. — М., 1970. — Т. 2. — С. 309 — 340.
5. Гоббс Т. Основ философии. Ч. 3. О гражданине // Антология мировой философии. — М., 1970. — Т. 2. — С. 347 — 349.
6. Гоббс Т. Человеческая природа // Антология мировой философии. — М., 1970. — Т. 2. — С. 341 — 342.
7. Ильин И. О государстве // Соч. в 10 т. Т. 2. Ч. 2. — М., 1993. — С. 269 — 285; Т. 1. — С. 234 — 253.
8. Козловски П. Общество и государство, — М., 1998.
9. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии, — 1997. — № 12.
10. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Эстетика. Философия культуры. М., 1992. — С. 341 — 345.
11. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 2. Теоретико-методологические аспекты исследования. — М., 1998.
12. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. — М., 1998. — С. 212 — 213.
13. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. — М., 1995.
14. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии. — 2002. — № 2.
1. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. — М., 1991.
2. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
3. Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. — 1990. — № 10.
4. Черткова Е. Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. — М., 1996.
5. Шацкий Е. Утопия и традиция. — М., 1990.
6. Штекли А. Э. Утопия и социализм. — М., 1993.
Семинар 14. 2-е занятие (2 часа)
1. Понятие истории. Проблемы философии истории как методологии исторического познания. Телеология истории: смысл и цели истории. Конец истории, идея Страшного суда. Футурология.
2. Пространство и время истории. Субъект истории. Историзм и историцизм.
3. Концепции локальных цивилизаций (Тойнби, Шпенглер). Концепция «осевого времени» Ясперса.
4. Место человека в истории. Масса и толпа. Понятие исторической эпохи. Современная историческая эпоха. Особенности и проблемы отечественной истории.
5. Социальная философия в XXI веке: постклассическая перспектива.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит задача социальной философии, анализирующей историю человечества? Что такое история? Можно ли отождествить ее с прошлым? Возможна ли единая периодизация и единое социально-пространственное членение всемирной истории? Если да, то каковы критерии и процедуры деления?
2. Существует ли смысл истории без человека? Можно ли назвать человека целью истории? Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма — механистической, диалектической, вероятностной.
3. Если смысл истории единственен и неизменен, то в чем именно он состоит? Если смыслы истории множественны и изменчивы, то каков общий ход этих изменений и каковы процедуры установления смыслов истории в разных ситуациях и с точки зрения разных ценностей?
4. Как соотносятся исторический прогресс и нравственность? Какие закономерности (движущие силы, механизмы, универсальные и локальные законы) при каких условиях определяют основные типы существенных исторических изменений в различных масштабах времени и пространства?
5. Принимаете ли Вы национализм или уходите от этого исторического выбора в ностальгию по советскому интернационализму, в ветхозаветную трактовку Православия (ожидая от Бога награды за наше правоверие в виде политических, экономических и прочих успехов) или просто в оккультно-материалистические домыслы о неких «космических процессах», якобы определяющих ход истории.
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
Н. А. Бердяев. Смысл истории. — М., 1990. — С. 150, 155 — 157
Какой главный недостаток Бердяев видел в линейно-прогрессивной точке зрения на историю? В чем смысл «метафизики истории» Бердяева? В чем сущность исторического процесса и насколько философия истории позволяет выявить единство времени? Возможен ли прогресс (материальный) без внутреннего самосовершенствования, и наоборот, является ли материальный прогресс непременным условием прогресса духовного?
Г. В. Ф. Гегель. Философия истории // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 240 — 244
Какая основная духовная идея составляет содержание истории? Назовите три основные ступени осознания духом самого себя. В деяниях каких народов, государств или цивилизаций проявляет себя дух на каждом из этапов? В чем состоит степень осознанности духом самого себя на каждом из рассмотренных вами этапов?
Объясните, почему этот казалось бы чисто духовный процесс, составляющий сущность истории, раскрывается в конкретных исторических событиях? Что, по вашему мнению, подразумевает Гегель под хитростью разума? Каким образом упомянутая хитрость заставляет историю совершаться разумно? Несмотря на то, что сам Гегель считал историю совершающейся по воле Бога, между традиционным христианским провиденциализмом и гегелевской философией истории существует принципиальная разница. В чем, по вашему мнению, она может заключаться? Что, с точки зрения автора, представляет собой прогресс в истории?
К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие // Соч. — Т. 13. — С. 6 — 7;
К. Маркс. Тезисы о Фейербахе // Соч. — Т. 3. — С. 13;
Т. И. Ойзерман. Формирование философии марксизма. — М., 1974. — С. 404 — 414
Раскройте содержание материалистического понимания истории. Какова структура общества по Марксу? Какой из компонентов общества является определяющим? Какой конфликт лежит в основе коренных общественных изменений? Является ли он следствием объективного хода развития общества или же столкновением личных, субъективных интересов? Перечислите называемые автором экономические общественные формации и на их примере покажите действие механизма общественного развития.
В чем видит Маркс главный недостаток всего предшествующего материализма? Что такое практика? Каким образом устраняет недостатки предшествующего материализма это вводимое Марксом понятие? Раскройте взаимосвязь между теорией и практикой, которую проводит в своем учении Маркс. Какое значение практике в общественной жизни придает Маркс? В каком смысле он противопоставляет революционную практику господствовавшему до него просветительскому идеалу преобразования общества путем развития науки и распространения знаний?
Каким образом философы могут помочь в изменении мира — ведь не будут же они участвовать с оружием в руках в штурме Бастилии или взятии Зимнего дворца?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
К. Поппер. Нищета историцизма. Критика пронатуралистических доктрин // Вопросы философии. 1992. — № 10. — С. 29
Какие концепции социальной философии опираются на историцизм как метод и в чем их особенности? Каковы задачи, стоящие перед социальными науками, и на какие