методы для их достижения они могут рассчитывать? Каковы основные положения эволюционной гипотезы и отношение автора к ним? Как Поппер понимает историю и какие задачи стоят перед ее исследователями?
И. Г. Гердер. Идеи о философии истории человечества // Хрестоматия по социальной философии. — М., 2001. — С. 40 — 44
В чем проявляется специфический характер человеческой истории, обеспечивающий ее целостность и удерживающий многообразие форм ее осуществления? Какие подходы к истории отбрасывает автор как неверные?
А. Тойнби. Постижение истории. — М., 1991. — С. 14 — 18, 77 — 79
Что такое история и каковы закономерности ее развития? Какие критерии ее классификации предлагает автор?
Ж. А. Кондорсе // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 428 — 434
Понятие общественного прогресса. Есть ли границы прогресса человечества? Движущие силы и этапы развития человеческого общества? Каковы методологические основания для предсказания будущего состояния человеческого общества? Основные черты будущего человеческого общества.
М. Элиаде // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 227 — 231
Является ли современный человек творцом истории? Может ли он избавиться от страха перед историей? Как понимали историю в традиционном обществе? Почему христианство может стать той единственной возможностью для современного человека, чтобы стать свободным и избавиться от страха перед историей?
С. Л. Франк // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 512 — 519
Почему, по мнению Франка, прогресс вышел из моды? Критика Франком идей социального прогресса и культурного развития. Каковы, по мнению автора, пути выхода из социального и духовного тупика европейской цивилизации?
С. Н. Трубецкой // МФ. — Ч. г. — М., 1991. — С. 247 — 251
Что представляет собой историческое развитие общества? Какую роль играет личность в истории общества? Каким образом личность может стать субъектом исторического процесса? Когда и как движущей силой и субъектом истории может стать народ?
Г. В. Плеханов // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 156 — 169, 209 — 215, 474 — 476
Чем определяется ход истории? В чем ограниченность взглядов социалистов-утопистов по вопросам об источнике, движущих силах развития исторического процесса, о природе человека и о диалектической связи свободы и необходимости? Как автор понимает связь между исторической случайностью и закономерностью, исторической необходимостью и свободной сознательной деятельностью людей?
К. Ясперс. Смысл и назначение истории, — М., 1994. — С. 32 — 35, 51 52
Концепция осевого времени Ясперса как вариант линейно-прогрессивной теории историко-культурного процесса. Что такое осевое время? Каковы хронологические рамки осевого времени? Какими событиями знаменательно осевое время?
В чем заключается главное духовное содержание осевого времени? Каково значение философии для спасения человека от открывающегося перед ним во всей своей трагичности мира? В чем состоит следующее после осевого времени преобразование всемирного масштаба в истории человечества и к каким последствиям оно приводит? Объясните смысл высказывания Ясперса об осевом времени: «Человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия» (с. 34).
И. Кант // МФ. — Ч. г. — М., 1991. — С. 435 — 444
Свободная деятельность людей и закономерности исторического развития. Каким образом проявляет себя историческая необходимость? Как автор обосновывает целесообразность исторического процесса? В чем заключается цель истории?
К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3. — С. 25;
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг // Соч. — Т. 20. — С. 278
В чем заключается, с точки зрения Энгельса, материалистическое понимание истории? В чем отличие этого понимания от предшествующих известных вам взглядов на развитие общества? Каким образом производство влияет соответственно на политическую, социальную и духовную сферы жизни общества? Каким образом экономическое развитие общества приводит к прогрессу в общественном развитии в целом? Какие положения материалистического понимания истории вызывают у вас желание критически их переосмыслить?
М. Фуко. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодернизма. — Мн., 1996. — С. 78 — 88
Что составляет предмет генеалогии и каковы отношения между нею и историей? Отличается ли генеалогическая (действительная) история от истории историков и в чем ее сущность?
Н. С. Розов. Возможность теоретической истории // Вопросы философии. 1995. — № 12. — С. 55 — 70
Чем отличаются и что есть общее в философском и собственно историческом подходах к истории? Почему автор не принимает критику Поппером возможности теоретической истории и на каком основании? Какие две главные альтернативы в подходе к истории сложились в философии? В чем их особенности? В чем смысл истории?
П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М., 1992.
Какие факторы обусловили новый интерес социальной мысли второй половины XX века к повторениям, ритмам и циклам в социально-исторических процессах? Дайте вслед за автором сжатый обзор циклических концепций исторического процесса, проходящих через всю историю социальной мысли. Укажите особенности циклических концепций в Китае и Индии. Назовите наиболее видных представителей циклической концепции среди греческих и римских авторов. Каковы доминанты циклической концепции социальной мысли средних веков? В трудах каких авторов Возрождения и Нового времени циклическая концепция истории находит свое наиболее систематическое выражение? Назовите представителей современных циклических теорий социально-исторических перемен.
В. С. Барулин. Социальная философия. — М., 1996. — С. 252 — 261
Что движет историю? Как конкретно могут быть представлены субъекты исторического процесса? Какие основные признаки понятия «народ» приводит автор? Что дает основание автору рассматривать народ в качестве субъекта социального развития и признавать решающую роль народных масс в истории?
Темы докладов и рефератов
1. Историзм и историцизм в понимании общества.
2. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
3. Смысл истории в характеристиках истины и красоты.
4. Роль и ответственность интеллигенции в истории.
5. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности. (В. Ключевский).
6. «Ирония истории» как закономерность.
Дополнительная литература по теме:
Философия истории
1. Гемпель К. Г. Функции общих законов в истории // Вопросы философии. — 1998. — № 10.
2. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. — М., 1994.
3. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. — М., 1995. — С. 3 — 25.
4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. — 1988. — № 4.
5. Ивин А. А. Введение в философию истории. — М., 1997.
6. Карсавин Л. П. Философия истории. — СПб., 1993.
7. Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. — 1994. — № 6.
8. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. — Т. 1. — С. 158 — 230.
9. Ортега-и Га сеет X. История как система // Вопросы философии. 1996. — № 6. — С. 90 — 103.
10. Померанц Г. Лекции по философии истории. — М., 1993.
11. Шпет Г. Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. — Серия философии. — 1994. — № 3.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С. 32 — 39, 56 — 58, 92 — 96, 155 — 186, 264 — 271.
1. Каменский 3. А. Культурно-исторические типы и единство исторического процесса // Вопросы философии. — 1995. — № 2.
2. Мудрагей Н. С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996. — № 1.
3. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 8.
4. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.
5. Трельч Э. Историзм и его проблемы. — М., 1994.
6. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993. — Гл. 2.
7. Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодернизма. — Мн., 1996. — С. 78 — 88.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 76 — 84.
Теории общественного развития
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.
2. Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. — М., 1993. — Т. 2.
3. Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.
4. Лотман Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? Закономерное и случайное в историческом процессе // Ю. А. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994. — С. 353 — 363.
5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 42.
1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. — М., 1999.
2. Жирар Р. Насилие и священное. — М., 2000.
3. Полан Ж. Тарбские цветы или террор в изящной словесности. — СПб., 2000.
«Конец» истории
1. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 361 — 362.
2. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. — 1990. — № 4.
3. Генон Р. Кризис современного мира. — М., 1991.
4. Малахов В. С. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. — № 7 — 8.
5. Рачков П. А. «Конец истории» как социофилософская проблема // Вестник МГУ. — 1993. — № 2.
6. Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1993. — С. 161 — 162.
7. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3.
Российская цивилизация: вызовы XXI века
1. Панарин А. Россия в циклах мировой истории. — М., 1998.
2. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М., 2000.
3. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. — М., 1998.
4. Три века отечественных реформ. М., Pro et contra. — 1999. — Т. 4. № 3.
5. Шаповалов В. Ф. Россия как цивилизация // Шаповалов В. Ф. Основы философии, — М., 1998. — С. 479 — 498.
6. Экологические интуиции в русской культуре. — М., 1992.
7. Энгельс Ф. Развитие социализма из утопии в науку // Соч. — Т. 20.
Раздел 8 — 9.
Философия культуры (2 часа)
Семинар 15. 1-е занятие (1 час)
1. Многообразие определений культуры. Структура и сущность культуры. Культура как продукт человека, человек как продукт культуры.
2. Основные концепции генезиса культуры.
3. Понятие культуры и цивилизации как отражение единства и целостности исторического развития человечества (материальные и духовные аспекты).
4. Развитие культуры и проблема ее кризиса в современных условиях.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
2. Что такое культура? Перечислите основные функции культуры. Дайте их краткую характеристику. Основания культуры: закон или смысл? Какие две тенденции проявляются в развитии культуры? Исторические типы культуры. Чем духовная культура отличается от материальной, а материальная культура — от духовной?
3. Назовите основные культурологические концепции. Раскройте содержание одной из них.
4. Гуманистическое измерение современной цивилизации. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Чем отличаются друг от друга западная и восточная культуры?
5. Проблема взаимопроникновения и автономии культур. Образование единой мировой культуры — это миф или реальность?
6. Каковы причины возникновения массовой культуры? Каковы основные