черты массовой культуры? Дайте определение элитарной культуре. Каковы ее основные черты? Какова диалектика массовой и элитарной культуры? Нужна ли культура современному человеку?
7. Каково содержание понятия «кризис»? В чем вы видите проявления кризиса культуры? Каковы перспективы выхода из него? Какие тенденции развития современной культуры позволяют говорить о возможности преодоления глобального кризиса культуры?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
Ф. Ницще // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 355 — 356, 461 — 463
В чем специфика взглядов Ф. Ницше на европейскую культуру и мораль? Что такое неморальное или постморальное состояние человеческого общества? По каким критериям можно судить об этом состоянии? Почему Ницше отвергает демократию и социализм как возможные пути развития европейской цивилизации?
А. Тойнби. Постижение истории. — М., 1991. — С. 77, 86 — 88, 171, 179 180, 238, 248 — 250
Что представляет собой историко-культурный процесс? Сформулируйте своими словами закон «Вызова-и-Ответа». Какого рода Вызов у Тойнби является оптимальным для возникновения цивилизации? Назовите главный критерий развития цивилизации. Проследите действие этого критерия на тех примерах, которые приводит сам автор, — совершенствование письма от рисунка до алфавита и увеличение используемой энергии — от мускульной до атомной. Сколько цивилизаций и какие именно описывает автор? На каком основании Тойнби считает возможным говорить не столько о поступательной смене одних цивилизаций другими, сколько об одновременности существования называемых им цивилизаций?
М. М. Бахтин // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 307 — 314
Культура как диалог творческих точек зрения. Культура и действительность. Особенности познания и нравственности как областей культуры. В чем своеобразие эстетического? В чем состоит принципиальное отличие произведения искусства и жизни от игры? Совпадают ли игра и художественная деятельность в творчестве актера?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
О. Шпенглер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 315 — 316
Какие великие культуры обнаруживает автор в истории? Определите стадии, которые включают в себя цикл жизни каждой из великих культур? В чем автор видит главное различие между культурой Запада и России? История России как история борьбы за собственную культуру.
К. Ясперс // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 546 — 558
В чем заключаются особенности европейской цивилизации и рационализма? Какую роль играет техника в освобождении человека от давления стихийных сил природы? Каковы особенности духовной жизни техногенного общества?
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 48 — 57, 307 — 314
Что такое духовность? Условия ее развития в человеке? Какова роль религии в развитии духовного?
Культура и цивилизация: их отличительные особенности. Почему автор связывает переход культуры в цивилизацию с радикальными изменениями отношения человека к природе?
Творчество и культура. Трагические противоречия культуры. Человек и культура: культура как средство духовного возвышения человека. Суд над культурой.
З. Фрейд // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 285 — 300
Каковы характерные черты культуры? Процесс формирования основных черт культуры. Генезис человеческой любви как пример формирования культурных норм. Противоречия культуры. В чем выражается репрессивная сущность культуры?
Каково будущее человеческой культуры? Возможна ли нерепрессивная культура?
X. Ортега-и-Гассет // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 519 — 522
В чем причина кризиса современной культуры Запада и утраты им жизнеутверждающих ценностей? Почему автор критикует теории общественного прогресса XIX века?
В чем смысл переоценки ценностей старой культуры и утверждения ценностей нового мирочувствования?
Э. Кассирер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 59 — 60, 300 — 307
Что такое символическая система? Какую роль она играет в жизни человека? Взаимосвязь разума и символической системы в поведении человека. Как решался вопрос о взаимосвязи человека и культуры в истории философии? Отличие исторического и функционального подходов к проблеме определения человеческой культуры. Роль философского синтеза в решении проблемы человеческой культуры.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. — М., 1988. — С. 501 — 503
Возможна ли национальная культура в современную эпоху? Из каких элементов складывается культура в современном национальном государстве, почему лозунг национальной культуры объективно реакционен?
К. А. Свасьян. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. — № 6
Каковы антропологические основания культуры? Какие три лейтмотива самотворения человека рассматривает автор? Дайте характеристику каждого из них: универсальности, естественности, невозможности.
А. Ф. Лосев. Игра // Форма — Стиль — Выражение. — М., 1995. — С. 884 885;
В. Ф. Устиненко. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. — 1980. — № 2. — С. 69 — 77
Каковы причины возникновения и в чем сущность игры? Назовите основные функции игры. Какие основные игровые формы культуры называют авторы? Дайте характеристику некоторым из них (по выбору): искусство, религия, образование, мода, праздник, политика, война.
М. де Унамуно. Цивилизация и культура // Избранное: В 2 т. — Л., 1981. — Т. 2. — С. 220 — 227
Как автор раскрывает содержание понятий культуры и цивилизации, их функциональную взаимосвязь и предметную самостоятельность?
В. С. Библер. К философии культуры. — М., 1997.
Какие основные идеи выдвигает автор в контексте своей концепции культуры? Что такое культура и насколько трансформируется ее понимание в XX веке? Что означает понятие «человек культуры» и насколько его содержание зависимо от понимания понятия личности? В какой форме проявляется такое содержание культуры как самодетерминация и в какой мере оно возрастает в связи с нарастанием конфликта с другой формой человеческого бытия мышлением?
Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия. — М., 1972. — Т. 1. — С. 139 — 174
Что, по мнению Конфуция, должно лежать в основе идеального государственного и общественного строя — соблюдение человеком принципов добродетели или же воплощение в жизнь каких-то особых социальных принципов? В какой степени соответствуют отстаиваемые автором этические и социальные нормы провозглашенному им самим принципу «золотой середины»? Какое содержание Конфуций вкладывает в основные категории этики: жэнь («человеколюбие») и родственную ему почтительность и преданность (сяо), и (долг), ли (ритуал, этикет), синь (взаимность). Какие из принципов его морали носят универсальный общечеловеческий характер, а какие — специфически китайский?
Э. Левинас. Философское определение идеи культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 86 — 96
В чем проявляется смысл и ценность культуры? Ответственность за другого человека как антитеза современной культуре знания и техники. Почему современная культура извращает ее истинную сущность?
В. С. Степин. Эпоха перемен и сценарий будущего. — М., 1996. — С. 10 14, 17 — 21, 26 — 28
Чем определяется динамика современной культуры? Какие три основных уровня культурных образований выделяет автор? Дайте их краткие характеристики. Что такое культурные универсалии, в каких формах они существуют и какую роль они выполняют в культуре и в обществе? Какие причины повышения роли и значения философии в культуре?
Ле Гофф Ж. Генезис средневековой цивилизации // Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992. — С. 106 — 113
Какие новые черты культуры проявились в средневековом обществе в сравнении с античностью? Каков был уровень образования в средневековом обществе, что служило настоящими источниками христианской мысли и какими переменами характеризовалась его интеллектуальная сфера жизни? Назовите черты характера людей этой эпохи, которым предстояло выполнить огромную работу по преобразованию общества.
Темы докладов и рефератов
1. Человек как отражение культуры и культура как отражение человека.
2. Альтернативы развития современной культуры.
4. Тоталитаризм в культуре XX века.
5. Кризис культуры или рождение нового.
6. Превращение истории человечества в историю культуры.
Дополнительная литература по теме:
Сущность культуры
1. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
2. Бердяев И. А. О культуре // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. — С. 250 — 255, 260 — 262.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 295 — 305.
4. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. — 1989. — № 6.
5. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991. — С. 8 — 10, 258 — 302, 412.
6. Булгаков С. Н. Философский смысл творчества // Вопросы философии. 1989. — № 12.
7. Драмалиев Л. Существуют ли культурные универсалии? // Ежегодник Философского общества в СССР: 1989 — 1990: Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. — М., 1990.
8. Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.
9. Клакхон С, Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. — М., 1992.
10. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. — 1991. — № 6.
11. Культура как социальное явление // Очерки по культуре народов Башкортостана. — Уфа, 1994.
12. Межуев Б. Н. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
13. Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 51 — 62.
14. Розанов В. В. Религия и культура // Сочинения, — Т. 1. — М., 1990.
15. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. — М., 1990.
16. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — Л., 1989. Токарев С. А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М., 1973.
17. Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3.
Основные концепции культуры
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 325 362.
2. Бубер М. Я и Ты // Квинтессенция. — М., 1992. — С. 49 — 86.
3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Избранное: Дух и история. — М., 1995.
4. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век: Антология. — М., 1995.
5. Левинас Э. Философское определение идеи культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
6. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.
7. Философия символических форм // Культурология XX век. — М., 1995. С. 104 — 212.
8. Флиер А. Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. — 1995. — № 3.
9. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.,1989. — С. 94 — 109.
1. Амелина Б. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 94 — 102.
2. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль. М., 1990. — С. 243 — 258.