Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

современного мира // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. — М., 1994.

4. Бердяев И. А. Кризис искусства // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. — М., 1994.

5. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986.

6. Волков Г. Н. Три лика культуры. — М., 1986.

7. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. — М., 1996.

8. Кормер В. Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Вопросы философии. — 1991. — № 1.

9. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. — М., 1990.

10. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. — М., 1996. — С. 10 — 14, 17 — 21, 26 — 28.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность. — М., 1993.

Типология культуры

1. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. — 1969. — № 9.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

3. Давыдов Ю. А. Искусство и элита. — М., 1972.

4. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. — М., 1998.

5. Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи. — Т. 1. — Таллин, 1992.

6. Малькова Т. П., Фролова М. А. Масса. Элита. Лидер. — М., 1992.

7. Масковичи Т. П. Век толп. — М., 1996.

8. Морфология культуры. Структура и динамика. — М., 1994.

9. Флиер А. Я. Массовая культура и ее социальные функции, — М., 1999.

Семинар 15. 2-е занятие (1 час)

1. Общественное сознание и его структура. Общественное бытие людей как процесс жизни в единстве материальных и духовных сторон. Включенность общественного сознания в общественное бытие. Самостоятельность общественного сознания. Формы общественного сознания, их взаимосвязь и социальные функции.

2. Искусство, его общественные функции и характеристики.

3. Философия религии. Дефиниция понятий «философия религии», «религиозная философия», «теология», «религиоведение». Предмет философии религии. Религия и ее сущностные характеристики. Обзор функций религии. Проблемы веры и разума.

4. Мораль и нравственность, их характеристики и функции.

5. Аксиология как философская дисциплина. Ценности, их природа. Основные концепции ценностей. Личность как средоточие ценностей. Ценности и целеполагание. Ценности и идеалы. Критерии выбора ценностей.

6. Образование в системе культуры, архитектура педагогического пространства как отражение логики культуры. Образовательная и педагогическая деятельность: общее, единичное, особенное. Проблемы социальной детерминации педагогической деятельности. Образовательная деятельность как способ социокультурного воспроизводства человека и социального наследования.

Проблемно-контрольные вопросы и задания

1. Что принято понимать под красотой? Художественный образ — чем он отличается от научного? Какую роль играет искусство в духовном становлении личности?

2. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность? Почему происходит смена ценностей в истории человечества? Что же есть ценности? Третичные качества вещей? Универсалии свободного человеческого духа? Божественные сущности? Социальные реалии, имеющие внеисторический характер? Личностно осмысленные социальные нормы? Регуляторы общественной жизни? Ценность в современном мире: экзистенциальная парадигма истолкования ценности.

3. Раскройте сущность понятия «религия». Каковы недостатки атеистических и теологических определений религии? Чем отношение к религии отличается от исследования религии? Возможна ли религия как категория культуры? Является ли религия элементом системы культуры или культура часть религии? Какова основная проблематика религиозного способа познания мира?

4. Как объяснить обращение к религиозным положениям Декарта, Ньютона, Лейбница, Гейзенберга и других основателей научных теорий? Каковы основные мировоззренческие системы религии (теизм, деизм, пантеизм, атеизм, политеизм, анимизм, тотемизм)? Что есть общее между представителями науки, религии и искусства? В чем суть религии как культурообразующего феномена?

5. Пространство образования как пространство коммуникации, социально-психологические зоны и дистанции Фигура преподавателя смысл и функции. Классификация типов преподавателей. Что такое философская культура работника образования? Каково ее место в структуре профессиональной компетентности учителя и руководителя образования? Ступени образования как этапы социализации личности.

Вопросы и задания к текстам для работы

на семинарских занятиях

Фома Аквинский «Сумма теологии» (фрагменты);

Э. Жильсон // МФ. — Ч. г. — М., 1991. — С. 397 — 403

Соотношение теологии и философии Два вида теологии. Теология как наука Почему человек может познавать только через чувственное? Пять путей доказательства бытия Бога, их связь с философией Аристотеля Враждебна ли религия философии? Какова история попыток синтеза философского разума и религиозной веры? В чем преимущество веры перед разумом? Как Жильсон объясняет выражение: верить, чтобы понимать?

Шлегель «Эстетика. Философия. Критика». — Т. 1. — М., 1983;

А. Шопенгауэр // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 324 — 326

Самоценный статус искусства. По мнению Шлегеля, процесс художественного переживания способен возвращать целостность человеческой личности. На чем основана эта трактовка искусства?

Как понимает искусство Шопенгауэр? Какими чертами оно отличается от науки? Чем отличается творец и художник от обывателя и профана? Каково место музыки в ряду других искусств?

А. Швейцер // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 366 — 374

На каких этических принципах должно быть построено отношение человека к другим живым существам? Как автор решает проблемы собственности, способностей и счастья в свете этики благоговения перед жизнью? Как следует согласовывать профессиональную деятельность человека и его деятельность как морального существа? Какова роль личности в утверждении гуманности на Земле?

Вопросы к текстам для индивидуальной

самостоятельной работы

А. Шопенгауэр // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 324 — 326

Что такое искусство? Основные отличия искусства от науки. В чем состоят особенности художественного гения? Чем отличается истинный художник и творец от обывателя и профана? Какое место (и почему) занимает музыка в ряду других искусств?

В. В. Бибихин. Философия и религия // Вопросы философии. — 1992. — № 7. — С. 42 — 44;

Б. Рассел // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 403 — 405

Каково отношение философии к религии? Какие основные проблемы философского исследования религии? На каких основах, по мнению Рассела, зиждется религия? Каковы недостатки религиозной морали и нравственности? Способно ли человеческое общество изжить страх, тщеславие и ненависть, на которых базируется религия?

М. Ф. Шестов // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 327 — 332

Какое влияние оказывает искусство на практическую жизнь человека в переломные периоды человеческой истории? Насколько обоснованы лозунги: наука для науки, искусство для искусства?

Х. Ортега-и-Гассет. О точке зрения в искусстве // Что такое философия. — М., 1993.

Какими сдвигами вызвана эволюция в искусстве? Какие две различных точки зрения сложились в искусстве, которые решительно влияют на творчество художника? Дайте краткую характеристику каждой из них. Какова закономерность эволюции, в частности, западной живописи в перемещении внимания с объекта на субъект, на самого художника? Каковы особенности видения реализма, импрессионизма, кубизма? Какой закон, предрешивший великие перевороты в живописи, формулирует автор? В какой мере эволюция искусства открывает новые возможности и предметы для философии?

Э. Б. Тайлор. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 129 — 131, 136 137, 178, 206, 210 — 216, 228 — 229, 240, 251 — 252, 452 — 456

Как автор определяет специфику собственного подхода к исследованию религии? Определение религии через ее «минимум». Значение термина «анимизм»? Два главных положения анимизма. Душа, дух и тело по теории анимизма. Универсальный характер анимизма.

Б. Спиноза // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 378 — 381;

З. Фрейд // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 394 — 397

Какова культурная и политическая роль религии? Происхождение религии. Аффекты страха и надежды как источники религии. Религиоведческая аффектология Спинозы.

Каковы методологические основания исследования религии З. Фрейдом? Мировоззренческая функция религии по Фрейду. Религия и наука Религия и наука. Религиозное измерение культуры. Перспектива религии по Фрейду.

Л. Фейербах // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 388 — 393;

Ф. Д. Шлейермахер. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. — Спб., 1994. — Речь вторая

Каковы методы и цели исследования религии Фейербахом? Как автор интерпретирует религию, теологию и антропологию? Источник религиозности. Как автор характеризует религиозный объект? Какова сущность религии? В чем суть религиозного проекта Фейербаха?

Религия как образ мыслей и способ действия. В чем суть борьбы с религией? Каково отношение религии к метафизике и морали? Религия как чувство.

В. С. Соловьев // МФ. — Ч. 2. — М.,1991. — С. 43 — 48;

Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 2. — С. 48 — 57

Какова природа религии? Почему допущение самостоятельности и объективности содержания духовной жизни человека приводит к религии? Почему Соловьев не отделяет этику от религии, религию — от положительного откровения, а положительное откровение — от церкви? Какие последствия имеет эта позиция автора в отношении нравственности, обретающей общее, объективное, общечеловеческое содержание?

Что Бердяев понимает под духовностью? Какую роль играет религия в развитии духовного?

X. Г. Гадамер. Истина и метод. — М., 1988. — С. 148 — 155

В каком смысле художественную деятельность можно назвать игрой? Почему автор утверждал, что субъектом игры является не игрок, а сама игра? Что составляет бытие произведения внутри вещи? Какова гносеологическая схема отношения человека к художественному произведению? Каковы темпоральные свойства произведения искусства?

В. С. Соловьев // МФ. — Ч. г. — М., 1991. — С. 355 — 341;

Л. Н. Толстой. Верьте себе // Л. Н. Толстой. Путь к жизни. — М., 1993. — С. 492 — 494

Проблема определения понятия красоты в эстетике. Как она решается позитивистской и идеалистической эстетической мыслью? В чем недостатки этих решений? В чем и почему расходятся авторы в понимании красоты и религиозной сферы?

Проблема взаимосвязи морального сознания и искусства? В чем смысл выражения «Красота спасет мир»? Как взаимосвязаны друг с другом образы красоты в природе и в искусстве? В чем смысл искусства? Каковы его основные задачи и функции? Проблема взаимосвязи пользы и красоты в искусстве. Критика утилитаризма в эстетике. Критический анализ концепции искусство для искусства. Почему эстетическое переживание не является философским видением единого и единственного бытия в его событийности?

С. Н. Булгаков // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 341 — 343, 361 — 364;

М. Бахтин // МФ. — Ч. 2. — С. 353 — 354

Какова главная цель всей духовной деятельности человека по Булгакову? Как связана свобода художественного творчества и высшее предназначение искусства? Как решается проблема добра и зла природы человека в христианстве. Просвещении и в современной философии? Их недостатки, по мнению Булгакова.

Как Бахтин связывает ответственность личности за собственную деятельность с задачей воссоединения искусства и жизни?

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. — М., 1988. — С. 485 — 494, 494 — 501

Какова диалектика общечеловеческих ценностей и социально-классовой обусловленности

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн