норм морали и нравственности? Критика идеалистических концепций морали. В чем причина нравственной деградации буржуазного общества? Каковы основные принципы коммунистической морали? Насколько развитие искусства зависимо от развития экономической основы общества и определяется социально-политическими отношениями? Что такое свобода творчества и в чем она черпает свои основания?
М. К. Мамардашвили. Обязательность формы // Необходимость себя. — М., 1992.
Насколько, по мнению автора, изменяются роль, место, функции и структура науки и искусства в условиях научно-технической революции (в сравнении с эпохой их возникновения в XVII в.)? Что такое искусство? В какой мере искусство и наука представляют часть общей эволюции Вселенной?
Л. Н. Толстой. Не убий никого. — С. 154 — 167;
М. Л. Кинг. Паломничество к ненасилию. — С. 168 — 181 // Этическая мысль. — 1991, — М., 1992
Как Толстой оценивает реальное социально-политическое положение в России начала XX века и то, насколько оно шло вразрез догматам заповедей Библии и тем самым подводило русский народ к освобождению от ложной религиозной веры, а также от веры в необходимость царской и вообще правительственной власти? Какие две альтернативы борьбы с насилием стояли перед русским народом и какую из них в полной мере разделял сам автор? Чем обосновывал Толстой этику ненасилия и почему именно ненасилие видится ему тем единственным средством, которое позволит избавить человека от все увеличивающихся бедствий?
Знакомство с идеями каких авторов подтолкнуло М. Кинга к этике ненасилия? Какие основные аспекты философии ненасилия выделяет автор?
Д. Шарп. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов. — С. 200 — 207;
В. С. Степин. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию. — С. 195 — 199 // Этическая мысль. 1991. — М., 1992
Какие сложились основные точки зрения относительно политического насилия? Каковы основные их идеи и аргументы их сторонников? На каком основании автор относит ненасильственную борьбу к политическим методам и как он оценивает ее эффективность в преодолении неразрешимых политических и этических конфликтов?
Почему Степин связывает стратегию ненасилия со стратегией будущего и относит ее к фундаментальным мировоззренческим ориентирам техногенной цивилизации?
Темы докладов и рефератов
1. Правда и правдоподобие в искусстве: должно ли искусство отражать действительность?
2. Красота: диалектика объективного и субъективного.
3. Философия между Сциллой науки и Харибдой религии.
5. Насилие — «повивальная бабка истории».
6. Христианство как духовный стержень средневековой культуры.
8. Образование как обмен услуг.
9. Образование как коммуникативный процесс.
10. Образование как процесс взаимопроникновения субкультур.
Дополнительная литература по теме:
Общественное сознание, духовность
1. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Прелегомены. — М., 1991. С. 34 — 126.
2. Федотова В. Г. Душевное и духовное // Философские науки. — 1988. — № 7.
Философия морали
1. Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. — 1991. — № 1.
2. Гусейнов А. А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. — М., 1996. — С. 48 — 63.
3. Гуссейнов А. А. Этика ненасилия // ВФ. — 1992. — № 3. — С. 72 — 81.
4. Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. — М., 1999.
5. Дробницкий О. Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. — М., 1973. — С. 14 — 24, 122 — 142, 214 — 232.
6. Ильин В. В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // ВМУ. 1992. — № 5.
7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.
8. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. — М., 1998.
9. Штеман Р. Основные понятия морали. — М., 1993.
Морализаторство и девиация нравственной дидактики
1. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993.
2. Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. — 1995. — № 5.
3. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. Т. 4.
4. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — М., 1994.
5. Соина О. С. Моралист // Человек. — 1995. — № 4.
6. Прокофьев А. В. Два лика нравоучения (к исследованию проблемы морализаторства) // Человек. — 1998. — № 6. — С. 37 — 47.
7. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. — М., 1991.
1. Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. — 1992. — № 3.
2. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия. Этика ненасилия. — М., 1991.
3. Гусейнов А. А. Насилие во благо? // Этика: Учебник. — М., 1998.
4. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь // Философские науки. — 1991. — № 6.
5. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. — М., 1996.
6. Семлен Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 83 — 88.
7. Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Соч. — Т. 20.
Философия искусства
1. Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
2. Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. — М., 1987. — С. 268 — 282.
3. Искусство в системе культуры. — М., 1987.
4. Искусство нравственное и безнравственное. — М., 1969.
5. Ортега-и-Гассет X. Эстетика // Философия культуры, — М., 1991.
6. Панофский Э. Галилей: наука и искусство // У истоков классической науки. — М., 1968. — С. 13 — 34.
7. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. — Спб. 1995.
8. Соловьев В. С. Красота в природе // Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993. — С. 85 — 106.
9. Соловьев В. Красота как преобразующая сила // В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. — М., 1991.
10. Тахо-Годи А. А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. — М., 1966.
11. Шеллинг Ф. Философия искусства. — М., 1966.
12. Элиот Т. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. — М., 1987.
Философия религии
1. Абеляр П. Диалог между философом, иудеем и христианином // Антология мировой философии. — М., 1969. — Т. 1. — Ч. 2. — С. 803 — 809.
2. Августин Аврелий. Исповедь // Абеляр Пьер. История моих бедствий. М., 1992.
3. Аквинский Фома. Сумма теологии // Антология мировой философии. — Т. 1. — М., 1995.
4. Батай Ж. Теория религии // Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло. — Мн., 2000. — С. 5 — 120.
5. Бергсон А. Два источника морали и религии. — М., 1994.
6. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М., 1994. — С. 356 — 357.
7. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия свободы. — Ч. 1.
8. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. — 1992. — № 7. — С. 34 — 44.
9. Бохенский И. Современная европейская философия. — М., 1959. — С. 217 — 228.
10. Вебер М. Социология религии. — М., 1991.
11. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 120 — 134.
12. Гараджа В. И. Социология религии. — М., 1995.
13. Девятова С. В. Религия и наука: шаг к примирению. — М., 1993.
14. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1993.
15. Забияко А. Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 1995. — № 2.
16. Кьеркегор С. Страх и трепет // Антология мировой философии. — М., 1971. — Т. 1. — С. 712 — 724.
17. Лейбин В. М. Вера или разум? // Вопросы философии. — 1988. — № 8. С. 126 — 132.
18. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, — 1990. — № 8. — С. 25 — 36.
19. Ранович А. Б. Христианская идеология. Организация христианской церкви. — М., 1990.
20. Розанов В. В. Религия и культура // Сочинения. — Т. 1. — М., 1990.
21. Семенов Ю. И. Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность // Этнографические исследования развития культуры. — М., 1985.
22. Тиллих П. Динамика веры // Теология культуры. — М., 1995. — С. 132 — 216.
23. Томпсон М. Философия религии. — М., 2001.
24. Флоренский П. А. Из богословского наследия // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1996. — С. 117 — 135.
25. Фома Аквинский. Сумма теологии // Мир философии. В 2-х ч. — Ч. 2. М., 1991. — С. 375 — 377.
26. Шеллер М. Спиноза // Шеллер М. Избранные произведения. — М., 1994. — С. 57 — 69.
27. Щердаков В. Н. Философия религии и религиозная философия // Вопросы философии. — 1995. — № 2. — С. 181 — 188.
28. Хаксли Д. Религия без откровения, — М., 1992.
29. Хокинг С. Наука и религия. — 1990. — № 6.
Философия ценности
1. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. — 2000. — № 5.
2. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Человек. — 1991. — № 5 — 6.
3. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц. -политический журнал. — 1995. — № 6; 1996. — № 1.
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие // Вопросы философии. — 1996. — № 4.
6. Смирнов П. И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6, — 1990. — № 3.
7. Столович Л. Н. Об аксиосфере // Вестник СпбГУ. Сер. 6. — 1997. — № 2. — С. 11 — 16.
8. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры: Вып. 1 — 11. — М., 1994.
9. Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
10. Франк С. Л. Крушение кумиров // Франк С. Л. Соч. — М., 1990.
11. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. — М., 1993.
12. Ясперс К. Человек и его ценности. — Ч. 1. — М., 1988.
Философия, культура, образование
1. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. — 1990. — № 1.
2. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 1996.
3. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века / Школа диалога культур. — Кемерово, 1993.
4. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. — 1996. — № 10.
5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — тест — семиосфера история. — М., 1996.
6. Мамардашвили М. К. Мысль под запретом / Вопросы философии. —