1992. № 4.
7. Хайдеггер М. Что значит мыслить? / Разговоры на проселочной дороге. — М., 1991.
8. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. — 1995. — № 11.
9. Шеллер М. Формы знания и образование / Человек. — 1992. — № 4 — 5.
(для физического факультета)
1. Философия науки. Наука как вид духовного производства. Аспекты бытия науки. Прогресс научного знания.
2. Научная картина мира: определение, основные элементы, виды, формы. Смена научной картины мира как революция в науке: смена типов рациональности. Научная картина мира и парадигма. Концепция научно-исследовательских программ. Концепция методологического анархизма.
3. Проблемы современной науки: суверенность науки, нравственный облик ученого, социальные последствия.
4. Философские проблемы науки и техники.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Понятия «мир», «реальность» и «картина мира». Условия формирования картины мира и ее изменения. Понятие парадигмы Т. Куна, научно-исследовательской программы И. Лакатоса, эпистемы М. Фуко.
2. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки. Как Вы можете прокомментировать тезис: «теория науки без истории науки — пуста, а история науки без теории науки — слепа»?
3. Структура научного знания. Ее онтологические предпосылки, социокультурная обусловленность, категориальная сетка научного познания.
4. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.
5. Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.
6. Какой тип человека и тип мышления сформировала техника? В чем их отличие от предыдущих?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. — М., 1984. — С. 520 — 528
В чем заключается сущность науки, какова ее основная цель и отличительные черты? Какие процессы определяют ход развития научного знания? Оказывает ли идеология влияние на развитие научного знания? Какова особенность положения науки в буржуазном обществе? Роль науки в будущем обществе?
В. С. Степин. Философия науки и техники. — М., 1992.
На каком основании автором в развитии науки выделяются периоды, называемые им «научными революциями»? Сколько таких революций и какие именно называются автором? Каков, с точки зрения Степина, основной познавательный принцип классического естествознания и какой главный инструмент использовался для реализации этого принципа?
В чем состояли принципиальные философские основания и проблемы дисциплинарно организованной науки? Каким был главный принцип ее организации? Какие научные открытия привели к переходу к неклассической науке? Какими идеалами и нормами руководствовалась неклассическая наука? В чем заключалась главная особенность познавательной позиции субъекта в философских основаниях неклассической науки? Каков характер и способ организации постнеклассической науки? Какие идеалы и основания определяют постнеклассические научные исследования? В чем специфика познавательной ситуации в постнеклассической науке?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
Г. Башляр // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 339 — 341
Почему современная наука противоречит принципам классического детерминизма? Как с помощью теории вероятности пытаются преодолеть недостатки классического детерминизма? Что утверждает современная наука о проблеме причинно-следственных отношений в материальном мире? Какие формы научной рациональности вам известны?
Н. Ф. Федоров // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 332 — 336
В чем заключаются основные теоретические пороки современной западной науки? Каковы их социально-экономические предпосылки? В чем заключается подлинная сущность научного мышления? Какую роль в обществе призвана сыграть наука?
М. Вебер // МФ. — Ч. г. — М., 1991. — С. 343 — 352
Как соединяются в деятельности ученого необходимая специализация и страсть к познанию? В чем отличие деятельности ученого и творчества художника? Каково предназначение и смысл научного творчества? Как развивалась наука в истории общества, каковы результаты этого развития? Каковы этапы динамики научности в истории западноевропейской науки? Что может предложить научное знание современному человеку?
К. Ясперс // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 546 — 558
Позитивные результаты развития европейской цивилизации и негативные последствия этого развития. Что такое техника? Насколько действительное развитие техники освобождает человека от давления стихийных сил природы и превращение его самого в средство господства техники? Особенность духовной и социальной жизни техногенного общества?
П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986. — С. 138 — 139, 477, 516 — 517
В чем автор обнаруживает сходство функций науки и мифологии в обществе? К какой из известных вам теорий мифологии следует отнести эту точку зрения? В чем, по мнению автора, состоит ограниченность рационалистического метода, которым пользуется наука? Что автор считает имеющим большую ценность для человеческой культуры — науку или мифологию? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Т. Кун. Структура научных революций, — М., 1977. — С. 28, 45 — 46, 79 80, 117 — 118, 190, 208 — 209
Что подразумевает автор под термином «нормальная наука»? Каким образом взаимосвязаны парадигмы и «нормальная наука»? Какие цели и задачи преследуют исследования в рамках «нормальной науки»? Насколько эффективны и новы получаемые в процессе таких исследований результаты? Каким образом, по мнению автора, на этапе «нормальной науки» происходят принципиально новые научные открытия, не укладывающиеся в господствующую парадигму?
Что такое «экстраординарная наука»? Каковы причины перехода от «нормальной» к «экстраординарной» науке? В чем проявляется кризис господствующей парадигмы в период «экстраординарной науки»? Почему происходит смена парадигм? Какое значение для развития науки имеют такие революции?
Темы докладов и рефератов
1. Техника и исторические этапы ее развития.
2. Картезианская парадигма в эпоху компьютерной революции.
3. Р. Декарт и проблема техники.
4. Соотношение преемственности и новаций в науке?
5. Понятие картины мира и современность.
Дополнительная литература по теме:
Общие закономерности возникновения и развития науки
1. Ахутин В. А. История принципов физического эксперимента: от античности до XVII века. — М., 1976.
2. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. — М., 1959.
3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. — М., 1980.
4. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. — М., 1993. С. 240 — 297.
5. Ильин В. В. Классика — неклассика — неоклассика: Три эпохи в развитии науки // ВМУ. — 1993. — № 2. — С. 16 — 34.
6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. — М., 1985.
7. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.
8. Найдыш В. М. Основные исторические периоды развития естествознания // Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. — М., 1999.
9. Нейхебауэр О. Точные науки в древности. — М., 1968.
10. Рожанский И. Д. Античная наука. — М., 1980.
11. Структура и развитие науки. — М., 1978.
12. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. — М.,1993. — С. 41 — 62.
13. Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. — М., 1960.
14. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб, 1994.
Научная теория как социально-культурный феномен
1. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. — М., 1978.
2. Бунге М. Существуют ли операциональные определения физических понятий // Вопросы философии. — 1966. — № 11.
3. Горский Д. П. Определение. — М., 1974.
4. Карнап Р. Философские основания физики. — М., 1973.
5. Мостепаненко М. В. Философия и физическая теория. — Л., 1969.
6. Социокультурные факторы развития науки. — М., 1987.
Логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки
1. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. — М., 1987.
2. Бунге М. Интуиция и наука. — М., 1967.
3. Веников В. А., Веников Т. В. Теория подобия и моделирование. — М., 1984.
4. Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М., 1988.
5. Горский Д. П. Обобщение и познание. — М., 1985.
6. Гусев С. С. Наука и метафора. — Л., 1984.
7. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — М., 1997.
8. Лакатос И. Доказательство и опровержения. — М., 1967.
9. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. — М., 1995.
10. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
11. Пуанкаре К. О науке. — М., 1983. — Гл.: «Наука и метод», «Ценность науки», «Наука и гипотезы».
12. Розин В. М. Философия и методология: традиции и современность // Вопросы философии. — 1996. — № 11.
13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
14. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. — М., 1978.
1. Агасси Дж. Революция в науке — отдельные события или перманентные процессы // Современная философия науки. — М., 1996.
2. Генезис научной картины мира. — М., 1985.
3. Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины мира в физике XVII — XVIII века // Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М, 1961.
4. Тулмин С. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. — М., 1978. — С. 170 — 189.
5. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.
Философия техники
1. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. — 1989. — № 2.
2. Ленк Х. Размышления о современной технике. — М., 1996.
3. Митчем К. Что такое философия техники? — М., 1995.
4. Ортега-и-Гассет X. Размышление о технике // Избранные труды. — М., 1997. — С. 164 — 232.
5. Симоненко О. Д. Сотворение техники: проблемное осмысление философии техники. — М., 1994.
6. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. — М., 1993.
7. Шпенглер О. Техника и человек // Культурология: XX век. — М., 1995. — С. 454 — 496.
8. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе.
9. Философия техники // Вопросы философии. — 1996. — № 3.
10. Философия техники в ФРГ. — М., 1988.
11. Эллюль Ж. Технологический блеф // Философские науки. — 1991. — № 4.
Этос науки
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. — М., 1993.
2. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М., 1998.
3. Виноградова Т. В. Этические проблемы творчества ученого: научно-аналитический обзор. — М., 1993.
4. Лазар М. Г. Этика науки. — Л., 1985.
5. Лазар М. Г. Этика науки как новое направление в социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2001. — Т. 4. — № 3. — С. 147 — 158.
6. Наука и нравственность. — М., 1971.
7. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. — 1987. № 1.
8. Фролов И. Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. — 1995. — № 7.
9. Фролов И, Юдин Б. Этика науки. — М., 1986.
10. Швейцер А. Культура и этики. — М., 1973.
11. Этика науки и ответственность ученого // Философия и методология науки. — М., 1996.
Мировоззренческие итоги развития науки в XX веке
1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.
3. Кузнецов Б. Г. Идеалы современной науки. — М., 1983.
4.