Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. — М., 1982.
5. Самосознание европейской культуры XX века, — М., 1991.
Раздел 10.
Философия будущего (2 часа)
1. Роль глобальных проблем современности в осуществлении прогресса.
2. Проблема истоков и границ современности, разочарование в современности и артикуляция ситуации постсовременности.
3. Социологизм как феномен современности. Универсальный характер индивида в условиях современности, социальные преобразование и контроль за процессом социальных изменений.
4. Глобализация человеческого общества, экономики, культуры, политики. От классического к современному состоянию глобализма. Образы и теории глобализма.
5. Императивы XXI века. Мыслить глобально, действовать ответственно, создавать новую культуру предпринимательства, принять кодекс сохранения окружающей среды, жить при многообразии культуры, развивать свое сознание.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?
2. Могут ли сценарии будущего быть научными?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
А. Печчеи. Человеческие качества. — М., 1985. — С. 234, 295 — 308
Автор книги определяет шесть целей на пути решения глобальных проблем и возможные конкретные шаги в каждом из направлений. С какими сферами человеческой жизнедеятельности связывает автор каждую из предлагаемых им целей? Какие глобальные проблемы призвано решить достижение каждой из обозначенных Печчеи целей?
Проанализируйте содержание каждой из шести целей для человечества. Достижение какой из них лично вы считаете наиболее важным для успешного решения глобальных проблем современности?
А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 223 — 227
Какие основные элементы включает этика благоговения перед жизнью? В чем состоит ее «категориальный императив»? В чем Швейцер видит принципиальное отличие разрабатываемой им этики благоговения перед жизнью от основных этических учений прошлого? В какой мере, по вашему мнению, предлагаемая Швейцером этическая концепция близка к особенностям «белорусской национальной души»?
Каким образом, с вашей точки зрения, этика благоговения перед жизнью способна помочь в решении глобальных проблем современности?
К. Лебак. Страшилы на стене // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 173 — 175
Что такое «франкенштейновский фактор»? В чем, с точки зрения автора, состоит основная его причина? Существует ли, по вашему мнению, различие между «франкенштейновским фактором» и прочими глобальными проблемами современности? Какую главную проблему в рассматриваемой сфере видит Лебак?
Каким образом, на ваш взгляд, могут повлиять на «франкенштейновский фактор» самые последние достижения генетиков — клонирование животных и расшифровка генетического кода человека?
С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций // Полис. — 1994. — № 1. — С. 34 — 38
С. Хантингтон утверждает, что на смену конфликту национальных государств, а затем идеологических систем приходит более глубинный, а потому более острый и масштабный конфликт цивилизаций. Какие аргументы в пользу неизбежности конфликта цивилизаций он приводит? Какие принципиальные «линии разлома» конфликтов между цивилизациями обнаруживает автор?
Какая из указанных автором причин столкновения цивилизаций представляется вам наиболее существенной? На каких уровнях происходит конфликт цивилизаций?
Вовлечена ли, по вашему мнению, Республика Беларусь в столкновение цивилизаций?
Н. Федоров // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 465 — 472
С чем связана жесткая критика автором западной цивилизации, ее культуры и науки? Как должно быть, по мнению мыслителя, устроено общество? В чем состоят основные цели культурной и духовной деятельности человечества?
Какова роль человека в космической эволюции?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
Б. Калликота. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 311 — 312
Какие философские основания появления глобальных проблем современности называются автором? В какой период в истории западной философии сложились указанные основания? Указывается ли в данной статье конкретный выход из создавшегося положения?
Демографический фактор // Глобальная демографическая ситуация и перспективы ее развития: науч. -аналит. обзор. — М., 1991. — С. 7 — 23
Дайте определение «демографического взрыва» и укажите его причины? Объясните, почему демографическая ситуация в мире продолжает оставаться острой, если темпы прироста населения Земли снижаются? Каковы долгосрочные демографические тенденции? Являются ли эти тенденции едиными для разных регионов земного шара? Как ученые оценивают позитивные и негативные последствия «демографического взрыва»?
Назовите известные вам демографические тенденции в Беларуси В этой связи подумайте, в какой степени те тенденции, о которых шла речь в обзоре, затрагивают нашу страну?
К. Лоренц. Восемь смертных грехов цивилизации // Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 40 — 42, 51 — 52
Какова природа широко распространенных заблуждений, будто природа неисчерпаема? Каковы основные восемь процессов, угрожающих гибелью всему человечеству как виду?
И. П. Ильин. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998. — С. 175 — 178, 189 — 194
Каковы отправные принципы новой политики постмодернизма? Чем вызвано его разочарование в гуманизме секуляризированного толка и в идее эмансипации, выдвинутой на авансцену истории Французской революцией?
Ж. Бодрийяр. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. М., 1996, — С. 32 — 47
Проблема «конца социального» Что такое «симуляция» и в чем ее смысл? Каковы взаимоотношения между спекулятивным образом реальности и объективной реальностью?
Ж. Ф. Лиотар. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. — М., 1996. — С. 138 — 157
Какие тенденции доминирует в европейской культуре, по мнению автора? Какова цель «легитимирующих нарративов» и почему они утратили свою силу после катастрофических событий XX века? Что означает современный кризис ценностей и идеалов Просвещения? Каковы задачи социальной политики в сложившихся условиях?
К. Ясперс // МФ. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 546 — 558
Особенности европейской цивилизации: позитивные моменты ее развития и отрицательные последствия. Техника как господство над природой, освобождение человека от давления стихийных сил природы и превращение его самого в средство господства техники. Духовная и социальная жизнь техногенного общества.
Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1992. С. 15 — 16, 18, 57, 372, 600
С какими событиями и инновациями связывает автор переход к постиндустриальной эре? Какие измерения постиндустриального общества характеризуют три сферы общества? Назовите пять компонентов постиндустриального общества, какую они играют роль в его стратификации?
А. Лефтунг. Управление, демократия и развитие в третьем мире // Реф. журнал. Соц. и гуман. науки. Заруб. литература. Сер. 9. — 1994. — № 4. — С. 22 — 24
Вторичная модернизация как индустриализация развивающихся стран под влиянием социокультурных контактов с индустриальными обществами. Социально-философская концепция современности как основание теории модернизации.
Р. Рорти. Философия и будущее // Вопросы философии. — 1994. — № 6
Когда и почему философы обратились к образам будущего мира? Как эта смена интересов отразилась на самосознании философии и на изменении роли и места самих философов в обществе? Почему философии следует избавиться, по мнению автора, от двух современных тенденций — революционизма и тяги к профессионализации? Какие специфические задачи философии автор вырисовывает в контексте демократизации общества и возрастании роли культурных традиций?
О. Тоффлер. Эра смещения власти // Хрестоматия по социальной философии. — М., 2001. — С. 350 — 354
Каковы причины нарастания процессов трансформации власти и кардинального изменения ее природы? Какую роль в этих процессах играют знание, насилие, деньги? Как под влиянием этих процессов трансформируется социальная структура общества?
Ю. В. Яковец. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. — 1997, — № 1
Каковы общие контуры новой картины мира постиндустриальной парадигмы? Почему, по мнению автора, Россия становится одним из эпицентров формирования новой парадигмы? Каковы прогнозируемые этапы и фазы становления новой парадигмы?
Какое место, как предполагается, могут занять философия и наука в новой парадигме?
Ю. Хабермас. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С. 46 — 51
Каковы основные признаки автономизации рациональности модерна и при каких условиях они получили свое развитие? Следует ли, по мнению автора, признать поражение проекта модерна? Какие основные реакции на возможный крах модерна сложились в западном мире? Дайте их краткую характеристику. Почему все эти реакции так и не смогли превзойти модерн по своей субъективной пред-данности?
Ю. Хабермас. Будущее человеческой природы. — М., 2002. — С. 35 — 40
Как автор оценивает результаты расколдовывания наукой и техникой внешней природы и расширения игрового пространства человеческой свободы? Что означает в этих условия морализация человеческой природы и значимость утверждения этического самопонимания человеческого вида? Почему автор считает, что этическое самопонимание человеческого вида достойно рефлексии модерна и тем самым реабилитирует его? Насколько понимание человеком своих антропологических видовых качеств позволяет ему рассматривать себя как действительного субъекта истории? Почему либеральная евгеника с ее программой трансформации человеческого вида как пути к росту автономизации отдельного человека способна подорвать нормативное самопонимание личностей, ведущих свою собственную жизнь?
Г. Марсель. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблемы человека в западной философии. — М., 1988. — С. 404 — 419
Почему, по мнению автора, мудрость для современного человека может быть только трагической? Почему научный и технический прогресс не может наделить человеческую жизнь смыслом? В чем заключается мудрость человека, отваживающегося в современной ситуации жизнь сознательным смыслом («проектом») и следовать своему призванию? Почему искатель мудрости, вверившись этим двум установкам своей жизни, порывает все связи с современным миром?
Темы докладов и рефератов
1. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой — его разобщенность? Глобализация и локальность.
2. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?
3. Вопрос о бытии в эпоху планетарной техники.
Дополнительная литература по теме:
Современность как социально-философская проблема
1. Белл Д. Мятеж против современности // Социс. — 1989. — № 5.
2. Бергер П. Понимание современности: К критике современности // Социс. — 1990. — № 7.
3. Делез Ж. Различие и повторение. — Спб., 1998.
4. Каган М. С. Философская теория ценности. — Спб., 1997.
5. Капустин Б. Г. Современность как предмет политической теории. — М., 1998.
6. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. — Спб., 1998.
7. Макаренко В. П. Главные идеологи современности. — Ростов н/Д, 2000.
8. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. — № 4.
1. Дилигентский Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. — 1990. — № 3.
2. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999.
3. Иноземцев В. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществознания // Вопросы философии. — 1997. — № 10.
4. Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. — Спб., 1995.
5. Кузьмин М. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменения человека // Вопросы философии. — 1997.
6. Яковец Ю. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. — 1997. — № 1.
Социум в условиях глобализации
1. Бек У. Что такое глобализация. — М., 2001.
2. Валлерстайн И. Глобализация или переходный период? // Экономические