Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

стратегии. — 2000. — № 2.

3. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 67 — 100.

4. Инглхарт Р. Постмодерн: изменяющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4.

5. Иноземцев В. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. — 1999. — № 5.

6. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 292 — 308.

7. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. — 1996. — № 11.

8. Магун А. Время менять имена // Полис. — 2002. — № 2.

9. Мальковская И. А. Глобализация как социальная трансформация. — М., 2002.

10. Мартин X., Шуман X. Западня глобализации. — М., 2001.

11. Моисеев Н. Н. Современный онтогенез и цивилизационные разломы // Соц. -полит. журнал. — 1995. — № 3 — 5.

12. Мчедлова М. Конструктивные ответы на вызовы глобализации: Европа территорий // Вестник РУДН, Сер. Философия. — М., 2001. — № 2.

13. Панарин А. Искушение глобализмом. — М., 2002.

14. Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи. — М., 2000.

15. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 465 — 490.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка // Pro et contra. — M., 1997. — Т. 2. — № 2.

Курсовые работы по философии

(для студентов физического факультета)

1. Тупиковые проблемы в науке. Уроки и перспективы.

2. Экологические проблемы развития человеческого.

3. Идеалы (парадигмы) естественнонаучного знания в современной физике.

4. Философские проблемы теоретических исследований физики.

5. Становление и смена теорий физики.

6. Концептуальные основания научного знания.

7. Практика как принцип деятельности научного исследования.

8. Философия и методология научного познания.

9. Особенности эволюции физического языка в различных физических моделях.

10. Бесконечность и Вселенная. Гипотеза большого взрыва.

11. Философские проблемы субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени.

12. «Великие» открытия физики.

13. Философское осмысление проблем современной картины мира.

14. Проблемы научных революций и преемственность в современной науке.

15. Эмпирическое и теоретическое в физическом исследовании.

16. Законы природы. Этапы соотношения науки и философии.

17. Интуиция в сфере познания.

18. Философские парадигмы в свете проблематики глобальных идей.

19. Наука в системе культуры.

20. Проблема классификации в современной физике.

21. Проблема ценности суверенности науки. Критика как условие научной объективности.

Философские и социальные проблемы

компьютерной революции

1. Компьютер как основа нового мировосприятия.

2. Пути и формы компьютеризации современной науки.

3. Социальные проблемы компьютеризации.

4. Новая компьютерная культура: механизация разума.

5. Человеческий дух в компьютерной культуре.

6. Искусственный интеллект: гносеологический аспект.

7. Знание как объект компьютерного моделирования.

8. Информация: феномен, функция, фикция?

9. Творческое мышление и компьютерная революция.

10. Гносеологический статус компьютерных моделей мышления.

11. Компьютеризация науки как феномен современной культуры.

12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.

13. Искусственный интеллект в фокусе компьютерного оптимизма и пессимизма.

14. Философия прогресса в контексте компьютерной революции.

15. Философские проблемы сети Интернет.

16. Философско-технологические аспекты взаимодействия человека с компьютером.

17. Методологические и социальные проблемы компьютеризации.

18. Знание как объект компьютерного моделирования.

Наука и нравственность

1. Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института.

2. Ценностные ориентации ученого.

3. Ж. Ж. Руссо о роли наук и искусств в нравственном прогрессе человечества.

4. Проблема гармонии истины, добра и красоты в творчестве ученого.

5. Этический и экзистенциальный смысл драмы человеческого познания.

6. Проблемы создания нравственного кодекса ученого.

7. Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученого в современном мире.

8. Научный прогресс и нравственность.

9. Диалог в научном творчестве.

10. Религиозно-мистическое истолкование данных современной науки.

11. Технология и культура.

Методические замечания к написанию рефератов

Реферат — письменная научная философская работа, которую выполняет студент либо по выбору, либо в порядке выполнения контрольной работы (заочниками).

Реферат является самостоятельной философской работой, показывающей способность автора разбираться в философских вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, творчески использовать философские идеи для методологического и мировоззренческого осмысления материалов науки, по которой специализируется студент. Содержание реферата должно соответствовать разделам курса программы. Его содержание приобретает определенную основательность, если происходит не только обоснование актуальности проблемы, но и приводится история вопроса.

Адекватный реферату понятийный аппарат должен быть представлен в начале реферата. Понятийный аппаратнеобходимый инструментарий для корректного раскрытия темы. Необходимо иметь в виду, что целый ряд философских категорий трактуется по-разному в зависимости от точки зрения философа; стоит привести разные суждения, а затем указать какую интерпретацию выбирает автор и дать обоснование.

Структура реферата. Реферат обязательно должен иметь план-оглавление, введение (в котором определяются проблемы реферата и его цель), изложение содержания темы, общие выводы по рассматриваемому вопросу, а также список литературы, изученной автором в ходе работы над рефератом.

Составление плана реферата. План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Обычная структура плана включает в себя:

1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2) Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. Возможна разбивка основной части на столько параграфов, сколько поставлено задач.

3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам.

Правила оформления. Основной текст должен занимать 15 — 17 страниц, напечатанных на машинке через два интервала. Реферат должен иметь титульный лист, на котором необходимо указать: наименование университета, наименование факультета, тему реферата, фамилию и инициалы студента, место и год написания реферата.

Философские идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указание на источник (ссылки в общепринятом порядке). Прямое заимствование без указания источника литературных текстов недопустимо.

При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:

соответствие темы реферата содержанию;

— достаточность привлеченных к рассмотрению философских источников, использование философского понятийного аппарата;

— умеет ли автор анализировать материал, новизна взглядов;

— отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

— достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

стиль работы и оформление реферата.

Словарь основных понятий

АБСТРАКЦИЯ (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, отрицающее возможности человека истинно познавать мир.

АДЕКВАТНЫЙсоответствующий, соразмерный, верный, точный.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность, logos — слово, учение) философская дисциплина, изучающая ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые направляют и мотивируют человеческую жизнь и деятельность. Слово «аксиологический» употребляется в значении «относящийся к ценностям».

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОДспособ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путем.

АНАЛИЗпроцедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, различаемые по способу установления. Аналитические — суждения, истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа. Синтетические — суждения, истинность которых обосновывается путем обращения к внешней информации.

АНАЛОГИЯумозаключение на основе переноса знания об одном объекте на менее изученный объект, сходный с первым в некотором отношении.

АНИМИЗМ (от древнегр. anima, т.е. душа) — одушевление и персонификация всего сущего, всех предметов и явлений природы. Представляет собой раннюю стадию развития религиозных взглядов.

АНАМНЕСИСтермин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем.

АНТИНОМИЯ (с греч. противоречие в законе) — противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

АНТРОПОДИЦЕЯ (с греч. оправдание человека) — принцип обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире. Термин из лексики Бердяева, видевшего антроподицею в творчестве.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек, logos — слово, учение) учение о человеке.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

АПЕЙРОНтермин древнегреческой философии, означающий «бесконечное».

АПОРИЯ — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИразличие знания по отношению к опыту. Априорное знаниезнание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное знание, получаемое из опыта. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX в. считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

АРГУМЕНТсуждение, приводимое в подтверждение какого-либо другого суждения.

АРТЕФАКТ — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

АРХЕТИП (с греч. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К. -Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.

АТОМпонятие древнегреческой философии, введенное Левкиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи.

АУТЕНТИЧНОСТЬ — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.

БАЗИС — экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ — качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕсовокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. По Фрейду это — id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Бессознательное охватывает: эмоциональное вчувствование, эмоциональное заражение, интуицию, сновидения, аффекты, панику, гипноз, непроизвольное запоминание, автоматизированные действия, неосознаваемые человеком стремления и поступки и т.д.

БИОСФЕРА — (греч. bios — жизнь и sphaira — сфера, область) — сфера всего живого на Земле, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры (литосферу), гидросферу и атмосферу.

БИФУРКАЦИЯ — раздвоение, разделение, разветвление чего-либо.

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость.

ВЕРИФИКАЦИЯ (с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем.

ВЕРОЯТНОСТЬпонятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» — философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн