стратегии. — 2000. — № 2.
3. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 67 — 100.
4. Инглхарт Р. Постмодерн: изменяющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4.
5. Иноземцев В. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. — 1999. — № 5.
6. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 292 — 308.
7. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. — 1996. — № 11.
8. Магун А. Время менять имена // Полис. — 2002. — № 2.
9. Мальковская И. А. Глобализация как социальная трансформация. — М., 2002.
10. Мартин X., Шуман X. Западня глобализации. — М., 2001.
11. Моисеев Н. Н. Современный онтогенез и цивилизационные разломы // Соц. -полит. журнал. — 1995. — № 3 — 5.
12. Мчедлова М. Конструктивные ответы на вызовы глобализации: Европа территорий // Вестник РУДН, Сер. Философия. — М., 2001. — № 2.
13. Панарин А. Искушение глобализмом. — М., 2002.
14. Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи. — М., 2000.
15. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 465 — 490.
16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка // Pro et contra. — M., 1997. — Т. 2. — № 2.
Курсовые работы по философии
(для студентов физического факультета)
1. Тупиковые проблемы в науке. Уроки и перспективы.
2. Экологические проблемы развития человеческого.
3. Идеалы (парадигмы) естественнонаучного знания в современной физике.
4. Философские проблемы теоретических исследований физики.
5. Становление и смена теорий физики.
6. Концептуальные основания научного знания.
7. Практика как принцип деятельности научного исследования.
8. Философия и методология научного познания.
9. Особенности эволюции физического языка в различных физических моделях.
10. Бесконечность и Вселенная. Гипотеза большого взрыва.
11. Философские проблемы субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени.
12. «Великие» открытия физики.
13. Философское осмысление проблем современной картины мира.
14. Проблемы научных революций и преемственность в современной науке.
15. Эмпирическое и теоретическое в физическом исследовании.
16. Законы природы. Этапы соотношения науки и философии.
17. Интуиция в сфере познания.
18. Философские парадигмы в свете проблематики глобальных идей.
19. Наука в системе культуры.
20. Проблема классификации в современной физике.
21. Проблема ценности суверенности науки. Критика как условие научной объективности.
Философские и социальные проблемы
компьютерной революции
1. Компьютер как основа нового мировосприятия.
2. Пути и формы компьютеризации современной науки.
3. Социальные проблемы компьютеризации.
4. Новая компьютерная культура: механизация разума.
5. Человеческий дух в компьютерной культуре.
6. Искусственный интеллект: гносеологический аспект.
7. Знание как объект компьютерного моделирования.
8. Информация: феномен, функция, фикция?
9. Творческое мышление и компьютерная революция.
10. Гносеологический статус компьютерных моделей мышления.
11. Компьютеризация науки как феномен современной культуры.
12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
13. Искусственный интеллект в фокусе компьютерного оптимизма и пессимизма.
14. Философия прогресса в контексте компьютерной революции.
15. Философские проблемы сети Интернет.
16. Философско-технологические аспекты взаимодействия человека с компьютером.
17. Методологические и социальные проблемы компьютеризации.
18. Знание как объект компьютерного моделирования.
1. Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института.
2. Ценностные ориентации ученого.
3. Ж. Ж. Руссо о роли наук и искусств в нравственном прогрессе человечества.
4. Проблема гармонии истины, добра и красоты в творчестве ученого.
5. Этический и экзистенциальный смысл драмы человеческого познания.
6. Проблемы создания нравственного кодекса ученого.
7. Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученого в современном мире.
8. Научный прогресс и нравственность.
9. Диалог в научном творчестве.
10. Религиозно-мистическое истолкование данных современной науки.
11. Технология и культура.
Методические замечания к написанию рефератов
Реферат — письменная научная философская работа, которую выполняет студент либо по выбору, либо в порядке выполнения контрольной работы (заочниками).
Реферат является самостоятельной философской работой, показывающей способность автора разбираться в философских вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, творчески использовать философские идеи для методологического и мировоззренческого осмысления материалов науки, по которой специализируется студент. Содержание реферата должно соответствовать разделам курса программы. Его содержание приобретает определенную основательность, если происходит не только обоснование актуальности проблемы, но и приводится история вопроса.
Адекватный реферату понятийный аппарат должен быть представлен в начале реферата. Понятийный аппарат — необходимый инструментарий для корректного раскрытия темы. Необходимо иметь в виду, что целый ряд философских категорий трактуется по-разному в зависимости от точки зрения философа; стоит привести разные суждения, а затем указать какую интерпретацию выбирает автор и дать обоснование.
Структура реферата. Реферат обязательно должен иметь план-оглавление, введение (в котором определяются проблемы реферата и его цель), изложение содержания темы, общие выводы по рассматриваемому вопросу, а также список литературы, изученной автором в ходе работы над рефератом.
Составление плана реферата. План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Обычная структура плана включает в себя:
1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.
2) Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. Возможна разбивка основной части на столько параграфов, сколько поставлено задач.
3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам.
Правила оформления. Основной текст должен занимать 15 — 17 страниц, напечатанных на машинке через два интервала. Реферат должен иметь титульный лист, на котором необходимо указать: наименование университета, наименование факультета, тему реферата, фамилию и инициалы студента, место и год написания реферата.
Философские идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указание на источник (ссылки в общепринятом порядке). Прямое заимствование без указания источника литературных текстов недопустимо.
При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:
— соответствие темы реферата содержанию;
— достаточность привлеченных к рассмотрению философских источников, использование философского понятийного аппарата;
— умеет ли автор анализировать материал, новизна взглядов;
— отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;
— достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;
— стиль работы и оформление реферата.
Словарь основных понятий
АБСТРАКЦИЯ (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, отрицающее возможности человека истинно познавать мир.
АДЕКВАТНЫЙ — соответствующий, соразмерный, верный, точный.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность, logos — слово, учение) философская дисциплина, изучающая ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые направляют и мотивируют человеческую жизнь и деятельность. Слово «аксиологический» употребляется в значении «относящийся к ценностям».
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путем.
АНАЛИЗ — процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, различаемые по способу установления. Аналитические — суждения, истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа. Синтетические — суждения, истинность которых обосновывается путем обращения к внешней информации.
АНАЛОГИЯ — умозаключение на основе переноса знания об одном объекте на менее изученный объект, сходный с первым в некотором отношении.
АНИМИЗМ (от древнегр. anima, т.е. душа) — одушевление и персонификация всего сущего, всех предметов и явлений природы. Представляет собой раннюю стадию развития религиозных взглядов.
АНАМНЕСИС — термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем.
АНТИНОМИЯ (с греч. противоречие в законе) — противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.
АНТРОПОДИЦЕЯ (с греч. оправдание человека) — принцип обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире. Термин из лексики Бердяева, видевшего антроподицею в творчестве.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек, logos — слово, учение) учение о человеке.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
АПЕЙРОН — термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное».
АПОРИЯ — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.
АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ — различие знания по отношению к опыту. Априорное знание — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное знание, получаемое из опыта. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX в. считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.
АРГУМЕНТ — суждение, приводимое в подтверждение какого-либо другого суждения.
АРТЕФАКТ — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.
АРХЕТИП (с греч. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К. -Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.
АТОМ — понятие древнегреческой философии, введенное Левкиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи.
АУТЕНТИЧНОСТЬ — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.
БАЗИС — экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ — качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. По Фрейду это — id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Бессознательное охватывает: эмоциональное вчувствование, эмоциональное заражение, интуицию, сновидения, аффекты, панику, гипноз, непроизвольное запоминание, автоматизированные действия, неосознаваемые человеком стремления и поступки и т.д.
БИОСФЕРА — (греч. bios — жизнь и sphaira — сфера, область) — сфера всего живого на Земле, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры (литосферу), гидросферу и атмосферу.
БИФУРКАЦИЯ — раздвоение, разделение, разветвление чего-либо.
БЫТИЕ — философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость.
ВЕРИФИКАЦИЯ (с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем.
ВЕРОЯТНОСТЬ — понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях.
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» — философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в