отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Вещь в себе есть внутренняя, недоступная для человеческого познания сущность вещи, человек способен познавать лишь явления, ибо он ограничен свойственными ему как априорными формами познания, так и определенными органами чувств. Центральное понятие философии Канта.
ВИТАЛИЗМ (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма.
ВИТАЛЬНОСТЬ — жизненная сила, степень жизненности.
ВИРТУАЛЬНЫЙ (с лат. сила, способность) — могущий создать, способный быть, существовать.
ВНЕШНЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — это противоречие между данной системой и другой, находящейся вне ее.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — это противоречие, находящиеся внутри системы.
ВОЗМОЖНОСТЬ — такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, когда детерминирующие факторы незрелы, чтобы возникло новое явление.
ВОЛЮНТАРИЗМ — воззрение, признающее основой мира волю субъекта.
ВОЛЯ — сознательная или бессознательная устремленность человека на те или иные действия.
ВООБРАЖЕНИЕ — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
ВОСПРИЯТИЕ — отражение объекта в целом при непосредственном взаимодействии с ним.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ — метод, состоящий в движении мысли ко все более полному, всестороннему и целостному теоретическому воспроизведению предмета.
ВРЕМЯ — форма бытия, характеризуемая следующими свойствами: длительность, последовательность изменения и развития.
ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ — учение рационализма, признающее знание, которое имеет доопытное происхождение.
ГЕДОНИЗМ (с греч. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высшая степень проявления творческих сил человека.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА — региональная характеристика естественной среды, в которой развивается конкретное общество.
ГЕРМЕНЕВТИКА — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ — разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.
ГИЛОЗОИЗМ — воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и, прежде всего, чувствительность, способность к ощущению и восприятию. Свойственен мировоззрению первобытного человека и романтикам (немецким и др., Гете и Тютчеву, например).
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ — наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи.
ГИПОТЕЗА — допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — характеристика развития политической сферы, свидетельствующая о ее качественной трансформации в неполитическую, в сферу собственно самоуправления человечества.
ГУМАНИЗМ, в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.
ДВИЖЕНИЕ — способ существования сущего. Д. — есть изменение.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ — это деятельность социальных субъектов, которая способствует разрешению основных, главных социальных противоречий.
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА — учение о разделении философских, научных с одной стороны, и богословских истин, с другой.
ДЕДУКЦИЯ — переход от общего к частному согласно логическим правилам.
ДЕИЗМ — воззрение, согласно которому Бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий. Д. позволил реабилитировать науку перед лицом религиозного сознания. Д. получил распространение в Новое время (от Декарта и Бекона по Руссо).
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — наличное бытие: здесь и сейчас, бытие сущего в действии.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.
ДЕМОКРАТИЯ — политический режим, при котором признается воля народа в качестве источника власти; конституционно гарантируются равноправие граждан, личные права и свободы личности; осуществляется выборность органов власти; власть подчиняется закону.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.
ДЕТЕРМИНИЗМ — признание каких-либо независимо от человека действующих законов, которых невозможно изменить и которым невозможно противостоять. Д. может выступать в виде механицизма (Новое время), религиозного фатализма (Средние века).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и результат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками.
ДИАЛЕКТИКА — 1) учение о развитии, универсальных связях мира, всеобщей изменчивости, о раздвоении единого на противоположности; 2) основанный на этом учении метод познания.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.
«ДИАЛОГ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ — такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими.
ДИСКУРС (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах, устной речи.
ДОГМА — доктрина или отдельное положение, принимаемое лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету.
ДОГМАТИЗМ — тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — процесс установления истины, обоснование истинности суждения.
ДОСТОВЕРНОСТЬ — характеристика знания как обоснованного, доказанного, бесспорного.
ДУАЛИЗМ — учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — это область общественной жизни, в которой осуществляется процесс духовного производства, т.е. создание и развитие общественного сознания в его целостности.
ЕДИНИЧНОЕ — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА — часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе существования и развития.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — геносообразное взаимодействие организма со средой.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ — несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.
ЗАКОН — это необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — форма конкретного проявления закона.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на действительность и самих себя.
ЗНАК — предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения другого предмета, события, действия.
ЗНАНИЕ — проверенный практикой, обоснованный логикой и используемый субъектом результат познания; чувственный или понятийный образ объекта.
ЗНАЧЕНИЕ — содержание, информация, связываемые с тем или иным знаком.
ЗООМОРФИЗМ — уподобление животным. Черта первобытного мышления. Объяснение мира, происхождения человека и богов древними людьми.
ИДЕАЛ (от греч. idea — образец, норма) — идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Одни философы рассматривают И. как норму, принятую в результате соглашения между людьми, другие — как на самодовлеющую и трансцендентную духовную сущность.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны с той или иной степенью приближения.
ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, утверждающее первичность сознания над материей, идеальное как основание всего сущего.
ИДЕАЛЬНОЕ — специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — 1) механизм социализации: объединение субъектом себя с другим субъектом на основании установившейся между ними эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения другого; 2) установление тождества.
ИДЕОЛОГИЯ — мировоззрение социальной группы, выраженное в теоретической форме.
ИДЕЯ — «смысл», «значение», «сущность»; форма познания: формулирование обобщенного теоретического принципа, объясняющего закон объекта познания (например, идея о материальности мира).
ИДЕЯ — мысленное образование, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея центральное понятие в философии Платона, представляет собой сущность, а значит и предельное совершенство, идеал любой вещи, и как идеал, оказывается первичной по отношению к вещи. А. Ф. Лосев дает следующее определение понятия идеи: «Платоновская идея есть логическое понятие, содержащее в себе предельно-обобщенное; принцип и метод, порождающую модель, причину осмысления каждой вещи…».
«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ» — термин, обозначающий концепцию, которая утверждает, что ощущения являются условными знаками вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами.
ИЗМЕРЕНИЕ — процесс определения отношения одной величины (измеряемой) к другой, принятой за постоянную единицу измерения.
ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ — термины, выражающие одинаковость. Изоморфизм означает полное подобие. Гомоморфизм — частичное подобие, или уподобление.
ИЗОТРОПНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА — равноправность всех возможных направлений.
ИММАНЕНТНОЕ — внутренне присущее какому-либо предмету то или иное свойство или закономерность.
ИММОРАЛИЗМ — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе. Имморалист — человек, не нарушающий приличия, а критикующий традиционную и обыденную мораль, выступающий против ее ограничений и требований. Ницше, называя себя имморалистом, был не за отмену нравственности, не за аморальные действия, а за преодоление лицемерия и ханжества в морали.
ИНДУКЦИЯ — умозаключение от частного к общему; вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов, на основе данных опыта.
ИНТЕЛЛЕКТ — способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, воображение и т.п.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — операция мышления: расшифровка неявного, стоящего за очевидным; приписывание информации смысла и значения.
ИНТУИТИВИЗМ — учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания.
ИНТУИЦИЯ — постижение истины путем прямого ее усмотрения; непосредственное переживание действительности.
ИНФОРМАЦИЯ — содержащиеся в чем-либо сведения о чем-либо, признаки некоторого объекта, представленные в другом объекте.
ИРОНИЯ — расхождение намерения, замысла и его результата, объективного смысла.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ — учение об иррациональности бытия и природы человека; основанный на этом учении метод познания.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — недоступное разуму, бессознательное, не подчиняющееся законам логики.
ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА — такая часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.
ИССЛЕДОВАНИЕ — в широком смысле — процесс выработки систематических знаний о действительности; в узком смысле — часть познавательной деятельности, связанный с определенной задачей.
ИСТИНА — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания; объективное содержание сознания.
ИСТОРИЗМ — принцип анализа общественного процесса, при котором явления и предметы рассматриваются в конкретных условиях и связях, как результат развития.
КАРТИНА МИРА — общее представление о мире, вырабатываемое определенным типом мышления (мифологическая, религиозная, научная и т.п.).
КАТЕГОРИИ — предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. К. (с греч. высказывание) — основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики. В философии различают категории бытия и категории познания, соотношение между ними исследуется в теории познания (гносеологии).
КАЧЕСТВО — это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую, предметы перестают быть тем, что они есть.
КЛАССИФИКАЦИЯ — система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между понятиями или классами объектов.
КЛАССЫ — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в