Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

КОЛИЧЕСТВО — внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величина, объем, класс, степень проявления того или иного свойства.

КОММУНИКАЦИЯ — центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМподход, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности.

КОНЕЧНОЕ — появляющийся и исчезающий момент бесконечного изменения сущего.

КОНЕЧНОСТЬ — ограниченность существования во времени и пространстве.

КОНТРКУЛЬТУРА — социокультурные установки и способ бытия, противостоящие господствующей культуре в обществе.

КОНЦЕПТсодержание понятия.

КОНЦЕПЦИЯ — определенный способ объяснения, понимания, основная точка зрения.

КОСМОСтермин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

КОЭВОЛЮЦИЯ — совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КУЛЬТУРА — это процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; — это мера человеческого в человеке.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (с лат. законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.

ЛИБИДО (с лат. влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденный инстинктивный сексуальный, по преимуществу, позыв, стихийную силу желания. Юнг расширяет понятие Л. до психической энергии вообще.

ЛОГОС — первоначально — слово, речь, язык; позже, в переносном смысле мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита и стоиков — мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной. В древнегреческой и последующей философии логос стал пониматься как закон мироздания, явленный в речи и мышлении (философии). В этом смысле он стал противопоставляться мифу.

МАЙЕВТИКА — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

МАРГИНАЛЬНОСТЬситуация неопределенной идентификации.

МАТЕРИЯ (от лат. — материал, вещество) — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

МЕРА — это взаимосвязь качества и количества.

МЕТАФИЗИКАучение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.

МЕТОДспособ построения и обоснования систем знания; система взаимосвязанных правил (требований), ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯсистема принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕсистема взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

МОДА — периодическая смена образцов культуры.

МОДЕЛИРОВАНИЕметод исследования, основанный на моделях.

МОДЕЛЬаналог определенной части действительности, объекта, его заместитель. Создается для изучения объектов, которые труднодоступны, или их изучение связано с серьезными затратами.

МОДУСтермин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута — неотъемлемого свойства предмета.

МОНИЗМспособ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизма дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ (от лат. moralis — нравственный, mores нравы) — образцы поведения, принятые в обществе. Термины М. и Н. обычно употребляются как синонимы. К Гегелю восходит попытка их разведения. В этом случае под Н. понимается объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, под М. исторически изменчивое, несовершенное воплощение Н. норм во времени и пространстве.

МЫШЛЕНИЕ — высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.

НАДСТРОЙКА — это система общественных явлений, обусловленная базисом и активно влияющих на него.

НАРОД — это исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества.

НАСТОЯЩЕЕ — момент времени, который переживается как непосредственная данность.

НАТУРФИЛОСОФИЯфилософия природы: умозрительное истолкование природы как целого (античная философия); учение о природе, свободное от религиозного воззрения в среднев. философии.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕобраз личности своего этноса и себя как его неотъемлемой части (национальное самоизображение; национальный самопортрет).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕРсовокупность наиболее устойчивых свойств нации, которые проявляются в типичных для нее способах поведения, восприятия мира и отношения к миру.

НАЦИЯ — исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей. Ее характеризует: общая территория, экономика, язык, культура, самосознание, характер.

НАУКАсфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

НЕБЫТИЕбытие в отрицании.

НЕОБХОДИМОСТЬспособ превращения возможного в действительное, определяемый внутренней основой предмета.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ — вид знания, которое достигается путем прямого усмотрения и сознательно не обосновывается, не проверяется и не оценивается субъектом.

НОМИНАЛИЗМ — философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Н. — одно из главных направлений средневековой схоластической философии. Хотя номинализм возник еще в Античности (Демокрит, а затем Антисфен и стоики критиковали с этих позиций теорию идей Платона), в Средние века он развивается с новой силой и на новой основе. Он настаивает на объективности единичного, считая, что слова возникли на основе договоренности между людьми и не связаны с предметами, которые они обозначают. Н. противостоит реализму.

НООСФЕРА — (греч. noos — ум, разум и sphaira — сфера, область) — это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.

ОБОБЩЕНИЕмысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другойболее общей.

ОБРАЗрезультат отражения объекта в сознании человека.

ОБЩЕНИЕпроцесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬхарактеристика определенного, закономерного и по существу упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от совокупности природных и социальных условий; проявление в жизни общества действия объективных законов.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — это материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это необходимый исторически обусловленный процесс формирования и развития человека как общественного существа, включающий производство самого человека, материальное и духовное производство.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОРконцепция, призванная объяснить происхождение гражданского общества и государства (Гоббс, Локк, Руссо и др.).

ОБЩЕСТВО — это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

ОБЪЕКТпредмет, то, на что направлена деятельность субъекта.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективироватьпревратить что-либо в объект.

ОБЪЕКТИВНОЕ — независящее от субъекта, его воли, желаний и интересов.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМнаправление в философии, согласно которому идеальноеоснова всего сущего — независимо от субъекта познания.

ОБЪЯСНЕНИЕфункция научного познания, раскрытие сущности объекта, основывающееся на постижении законов, которым подчиняется объект.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ — понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отношений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличению человека.

ОЛИГАРХИЯформа политического устройства, при которой власть принадлежит узкой группе лиц.

ОНТОЛОГИЯ — (с греч. онтос — сущее, логос-учение) — учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.

ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — учение о бытии общества.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — характеристики человеческой деятельности. Опредмечивание — процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет, благодаря чему предмет становится социально-культурным предметом. Распредмечиваниепроцесс, в котором содержание предмета становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с т. зр. сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений одних предметов в других.

ОТРИЦАНИЕ — СНЯТИЕ — это такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.

ОТРИЦАНИЕ — ТРАНСФОРМАЦИЯ — это такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.

ОТЧУЖДЕНИЕ — превращение деятельности человека и ее результатов, в том числе познавательных, в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного «подлинного Я».

ОЩУЩЕНИЕотражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержателя. Вне бога нет ничего, но и бога нет вне мира. П. противостоит как трансцендентному монотеизму, так и политеизму. Разрабатывался в античном неоплатонизме, у Николая Кузанского и Спинозы.

ПАНЛОГИЗМ — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, Вселенная имеет логическую природу.

ПАРАДИГМАобразец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин п. заменяет понятие картина мира.

ПАССИОНАРНОСТЬ (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества — объективные свойства материальных тел. Вторичные качества — субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе.

ПОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн