законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
КОЛИЧЕСТВО — внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величина, объем, класс, степень проявления того или иного свойства.
КОММУНИКАЦИЯ — центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — подход, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности.
КОНЕЧНОЕ — появляющийся и исчезающий момент бесконечного изменения сущего.
КОНЕЧНОСТЬ — ограниченность существования во времени и пространстве.
КОНТРКУЛЬТУРА — социокультурные установки и способ бытия, противостоящие господствующей культуре в обществе.
КОНЦЕПТ — содержание понятия.
КОНЦЕПЦИЯ — определенный способ объяснения, понимания, основная точка зрения.
КОСМОС — термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.
КОЭВОЛЮЦИЯ — совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.
КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
КУЛЬТУРА — это процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; — это мера человеческого в человеке.
ЛЕГИТИМНОСТЬ (с лат. законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.
ЛИБИДО (с лат. влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденный инстинктивный сексуальный, по преимуществу, позыв, стихийную силу желания. Юнг расширяет понятие Л. до психической энергии вообще.
ЛОГОС — первоначально — слово, речь, язык; позже, в переносном смысле мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита и стоиков — мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной. В древнегреческой и последующей философии логос стал пониматься как закон мироздания, явленный в речи и мышлении (философии). В этом смысле он стал противопоставляться мифу.
МАЙЕВТИКА — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — ситуация неопределенной идентификации.
МАТЕРИЯ (от лат. — материал, вещество) — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.
МЕРА — это взаимосвязь качества и количества.
МЕТАФИЗИКА — учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.
МЕТОД — способ построения и обоснования систем знания; система взаимосвязанных правил (требований), ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
МОДА — периодическая смена образцов культуры.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования, основанный на моделях.
МОДЕЛЬ — аналог определенной части действительности, объекта, его заместитель. Создается для изучения объектов, которые труднодоступны, или их изучение связано с серьезными затратами.
МОДУС — термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута — неотъемлемого свойства предмета.
МОНИЗМ — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизма дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ (от лат. moralis — нравственный, mores нравы) — образцы поведения, принятые в обществе. Термины М. и Н. обычно употребляются как синонимы. К Гегелю восходит попытка их разведения. В этом случае под Н. понимается объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, под М. исторически изменчивое, несовершенное воплощение Н. норм во времени и пространстве.
МЫШЛЕНИЕ — высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.
НАДСТРОЙКА — это система общественных явлений, обусловленная базисом и активно влияющих на него.
НАРОД — это исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества.
НАСТОЯЩЕЕ — момент времени, который переживается как непосредственная данность.
НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы: умозрительное истолкование природы как целого (античная философия); учение о природе, свободное от религиозного воззрения в среднев. философии.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — образ личности своего этноса и себя как его неотъемлемой части (национальное самоизображение; национальный самопортрет).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — совокупность наиболее устойчивых свойств нации, которые проявляются в типичных для нее способах поведения, восприятия мира и отношения к миру.
НАЦИЯ — исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей. Ее характеризует: общая территория, экономика, язык, культура, самосознание, характер.
НАУКА — сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
НЕОБХОДИМОСТЬ — способ превращения возможного в действительное, определяемый внутренней основой предмета.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ — вид знания, которое достигается путем прямого усмотрения и сознательно не обосновывается, не проверяется и не оценивается субъектом.
НОМИНАЛИЗМ — философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Н. — одно из главных направлений средневековой схоластической философии. Хотя номинализм возник еще в Античности (Демокрит, а затем Антисфен и стоики критиковали с этих позиций теорию идей Платона), в Средние века он развивается с новой силой и на новой основе. Он настаивает на объективности единичного, считая, что слова возникли на основе договоренности между людьми и не связаны с предметами, которые они обозначают. Н. противостоит реализму.
НООСФЕРА — (греч. noos — ум, разум и sphaira — сфера, область) — это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.
ОБОБЩЕНИЕ — мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой — более общей.
ОБРАЗ — результат отражения объекта в сознании человека.
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.
ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ — характеристика определенного, закономерного и по существу упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от совокупности природных и социальных условий; проявление в жизни общества действия объективных законов.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — это материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это необходимый исторически обусловленный процесс формирования и развития человека как общественного существа, включающий производство самого человека, материальное и духовное производство.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — концепция, призванная объяснить происхождение гражданского общества и государства (Гоббс, Локк, Руссо и др.).
ОБЩЕСТВО — это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
ОБЪЕКТ — предмет, то, на что направлена деятельность субъекта.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.
ОБЪЕКТИВНОЕ — независящее от субъекта, его воли, желаний и интересов.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, согласно которому идеальное — основа всего сущего — независимо от субъекта познания.
ОБЪЯСНЕНИЕ — функция научного познания, раскрытие сущности объекта, основывающееся на постижении законов, которым подчиняется объект.
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ — понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отношений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличению человека.
ОЛИГАРХИЯ — форма политического устройства, при которой власть принадлежит узкой группе лиц.
ОНТОЛОГИЯ — (с греч. онтос — сущее, логос-учение) — учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.
ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — учение о бытии общества.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — характеристики человеческой деятельности. Опредмечивание — процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет, благодаря чему предмет становится социально-культурным предметом. Распредмечивание — процесс, в котором содержание предмета становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с т. зр. сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений одних предметов в других.
ОТРИЦАНИЕ — СНЯТИЕ — это такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.
ОТРИЦАНИЕ — ТРАНСФОРМАЦИЯ — это такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.
ОТЧУЖДЕНИЕ — превращение деятельности человека и ее результатов, в том числе познавательных, в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного «подлинного Я».
ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержателя. Вне бога нет ничего, но и бога нет вне мира. П. противостоит как трансцендентному монотеизму, так и политеизму. Разрабатывался в античном неоплатонизме, у Николая Кузанского и Спинозы.
ПАНЛОГИЗМ — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, Вселенная имеет логическую природу.
ПАРАДИГМА — образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин п. заменяет понятие картина мира.
ПАССИОНАРНОСТЬ (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества — объективные свойства материальных тел. Вторичные качества — субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе.