Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

действительности людьми, представляющая собой процесс формирования знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

ПОНЯТИЕмысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, характеризующаяся признаками: верховенство закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование государства на основе конституционного принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.

ПРАКТИКА — материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, составляющая всеобщую основу развития человеческого общества и познания.

ПРЕДВИДЕНИЕ — обоснованные предположения о будущих состояниях объектов, неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению.

ПРЕДМЕТ — некоторая целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

ПРЕДРАССУДОК — иррациональные компоненты сознания, суеверия, предубеждения.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕобраз ранее воспринятого предмета, а также образ, созданный продуктивным воображением.

ПРИНЦИП — основоположение знаний, науки.

ПРИРОДА — (в широком смысле слова) — это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА — совокупность относительно устойчивых свойств, проявлений жизнедеятельности, закономерностей сознания и поведения, присущих человеку как родовому существу.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ — это такая генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

ПРОБЛЕМАвопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляют существенный практический или теоретический интерес.

ПРОГРЕССнаправление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — система субъектных и вещественных элементов, необходимых для процесса материального производства.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — материальные связи, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

ПРОСВЕЩЕНИЕ — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и свойственным ему мировоззрением, когда монархичность сменяется демократичностью, развивается социальность, идея равенства всех перед законом. Лозунг Просвещения «Знаниесила» (Бэкон). Рассудок представлялся просветителям универсальной отмычкой ко всем тайнам бытия, а любое приращение знания априорно признавалось за благо (Вольтер, Кант). Просветителям свойственен также исторический оптимизм и идея исторического прогресса.

ПРОСТРАНСТВО — это форма бытия, материи. П. — форма бытия, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ — 1) взаимодействие различных и противоположных свойств в системе или между системами (конфликтпредельный способ существования противоречия); 2) наличие двух высказываний, из которых одно — отрицание другого.

ПСИХОАНАЛИЗ — разработанный З. Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни и развитии человечества.

РАЗВИТИЕ — это направленные, необратимые качественные изменения системы; процесс осуществления, зарождения возможностей и превращение одной из них в действительность.

РАССУДОК И РАЗУМ — уровни мыслительной деятельности. Рассудок способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум — раскрытие сущности действительности, основывающееся на понятиях рассудка.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) признает рассудок основой познания, противостоит как иррационализму, так и эмпиризму (сенсуализму). Как целостная система гносеологических воззрений р. сложился в XVII — XVIII вв. Р., в противоположность религиозному мировоззрению, исходил из идеи естественного порядка вещей, признавал единую причинную зависимость, пронизывающую все мироздание. Р. может быть как материалистическим (к нему тяготеет Спиноза), так и идеалистическим (Лейбниц). Но тот и другой противостоят эмпиризму, так как признают самостоятельность, независимость рассудочного знания от эмпирического опыта. Основной тезис р.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах кроме самого разума» (Лейбниц). Р. признавал, что только рассудок способен постигать всеобщее и необходимое, чувственный же опыт застревает на частном и случайном. В своем крайнем выражении р. вел к теории врожденных идей Декарта и Лейбница, принижал роль чувственного восприятия, что могло повлечь отрыв мышления от эмпирически реального объекта познания. У Гегеля рацио становится демиургом, превращая его метод в панлогизм.

РАЦИОНАЛЬНОЕ — установленное разумом и рассудком, доступное его пониманию.

РЕАЛИЗМодин из основных вариантов решения спора об универсалиях в средневековой философии. Р. считает: универсалии существуют реально и независимо от сознания, до вещей и вне вещей.

РЕАЛЬНОСТЬ — единство возможного и действительного, ставшего и становящегося.

РЕГРЕСС — это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — восстановление или воспроизводство связи) 1. Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также связанное с ними поведение людей, определяемое верой и благоговейным отношением к определенным ценностям (Бог, боги, природа, культура, общество, нация, власть, богатство). 2. Форма общественного сознания, которую характеризует вера в сверхъестественное.

РЕЛЯТИВИЗМ (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, признающее относительными все знания и ценности.

РЕФЛЕКСИЯпринцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание, раскрывающее специфику духовного мира человека. Р. — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля.

СВОБОДАкатегория, характеризующая способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. По С. Н. Булгакову, «свобода есть особый вид причинности», способность действовать от себя, «из себя начинать причинность, по-своему преломлять причинную связь».

СВОБОДА СОВЕСТИ — 1. Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. 2. Право человека иметь (выбирать и менять) любую религию или не исповедовать никакой.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества.

СЕНСУАЛИЗМнаправление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. С. (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) считал чувственность единственной формой достоверного познания. Все содержание познания он стремился вывести из органов чувств. Как целостная система эмпиризм сформировался в XVII XVIII вв. Основной тезис с: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» (Локк).

СИМВОЛзнак, образ, взятый в своем значении. Различают символы как знаки языка науки, и символы, как образы, имеющие множество (бесконечное множество) смыслов или значений. С. всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным.

СИНЕРГЕТИКА — научная концепция, изучающая наиболее общие закономерности спонтанного структурогенеза.

СИНТЕЗсоединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

СИСТЕМАсовокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (АНАЛИЗ) — направление методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, т.е. элементов, объединяемых определенной структурой.

СКАЧОК — это переход от одного качества к другому.

СЛЕДСТВИЕ — это результат взаимодействия.

СЛУЧАЙНОСТЬспособ превращения возможного в действительное, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.

СМЫСЛ ЖИЗНИ — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СНЯТИЕ — одно из важнейших понятий гегелевской философии, означающее отрицание, упразднение старого с удержанием всего жизнеспособного в нем.

СОБОРНОСТЬпонятие русской философии, выработанное А. Хомяковым, означающее единство людей на духовной основе.

СОВЕСТЬспособность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.».

СОДЕРЖАНИЕ — это все то, что содержится в системе.

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания. С. — непосредственное познание истины, ее лицезрение. С. может быть чувственным и интеллектуальным, как созерцание идей (Платон, Шеллинг).

СОЗНАНИЕвысший уровень психической активности человека, связанный с формированием и использованием чувственных и мыслительных образов.

СОЛИПСИЗМвоззрение, согласно которому существует лишь «Я», более ничего и никого нет.

СОТЕРИОЛОГИЯ — в религ. -философ. концепциях учение о спасении души.

СОФИЗМ — логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.

СОЦИАЛИЗАЦИЯдвусторонний процесс: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с одной стороны, и, с другой, — процесс воспроизводства социальных связей индивидом.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это специфически человеческое отношение к миру, в рамках которого человек его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — это объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА — совокупность и взаимодействие социальных групп. Выделяют три основные формы стратификации: экономическая, политическая, профессиональная.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — это область общественной жизни, характеризующая возникновение и развитие больших социальных групп людей (социальных общностей), взаимодействие друг с другом и их роль в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях функционирования и развития общества в целом, о взаимосвязи его основных элементов и этапов развития, а также о месте и роли человека в обществе.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ — это объективные, существенные, необходимые и повторяющиеся связи основных элементов общества, обусловливающие его упорядоченное функционирование и развитие.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это определенные связи, зависимость между социальными общностями и группами внутри них, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, религиозные и нравственные и т.д.).

СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ — это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

СОФИЯ (с греч. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ — тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — это единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества.

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности, например, познавательной.

СРАВНЕНИЕоперация сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ выявления единства и разнообразия вещей.

СТРУКТУРА — взаимообусловленная совокупность связей элементов системы, определяющая собой ее качественную специфику; устойчивые связи и отношения между элементами.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗпринцип системного подхода, ориентирующий на изучение явлений и процессов как структурно расчлененных.

СТРУКТУРНОСТЬ МАТЕРИИ — это внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого.

СХОЛАСТИКА — 1) средневековая философия в период зрелости; 2) метод мышления, черты которого: некритическое следование авторитету, догматизм,

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн