развитии философской мысли
Смена идеалов рациональности и жесткости философствования. Философия как эпоха, отраженная в мышлении.
С парадигмой «on he on» связан поиск в античной и средневековой философии онтологических оснований и сущностных характеристик бытия как такового.
Парадигма «cogito» как постижение законов и характеристик человеческой познавательной способности и возможностей познания бытия. Гносеологизм философии нового времени. Все действительное разумно и все разумное действительно (Г. Гегель). Рационализм марксисткой философии (несуверенность сознания, но способность его к познанию объективной истины). Принципы рационального мышления в науке. Тупики техногенной цивилизации.
Парадигма «existenz» составляет основание исследования собственно человеческого бытия, осуществляемого иррационализмом и экзистенциализмом как философией самосознания человека — от познания бытия как противостоящего человеку к смыслу бытия как определяемого человеком.
С парадигмой «affirmo» связаны исследования принципов и оснований утверждения человеком своего бытия как бытия культуры.
Способы философствования
Космоцентризм — смысловая и ценностная ориентация древнегреческой философии на познание Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого.
Социоцентризм как способ философствования, в котором принцип социального превалирует над индивидуальным.
Основное содержание средневековой философии заключается в геоцентризме — признании Бога центром и основой мира. Данный принцип по-разному раскрывался в разных областях философского знания. В области онтологии как общего учения о мире, исходя из принципа теоцентризма, формулировалась теория креационизма — теория о том, что Бог сотворил мир из ничего и поныне продолжает в каждый момент времени поддерживать существование мира, разделяя с ним свой божественный атрибут — Быть.
В области теории познания была выдвинута теория откровения, в соответствии с которой вся возможная истина о мире уже открыта Богом людям в своих творениях, и им остается только правильно истолковать эту истину. Причем процесс толкования совсем не обязательно должен был носить абстрактно-логический характер.
Историю человеческого общества теоцентрическая средневековая философия объясняет теорией провиденциализма, согласно которой Бог изначально предопределил конечную судьбу мира, и действительная история развертывается в соответствии с божественным предначертанием.
Наконец, в области философской антропологии, или учения о человеке, в рамках теоцентризма складывается сотериология — учение о том, что на протяжении земного существования смысл и цель жизни человека состоит в его подготовке к спасению своей души во имя последующего бессмертия в Царстве Божьем.
Натурцентризм — такой способ философствования, в котором Природа центральный принцип объяснения всего сущего.
В антропоцентризме человеческое бытие рассматривается в качестве цели мирового процесса, а само место человека в мире — центральным.
Преемственность историко-философской мысли проявляется в единстве историко-философского процесса, в соотношении традиционных ценностей и требований эпохи.
Глава 7
Классическая парадигма философии
Три классических периода философствования: классическая философия античности (от Фалеса до Аристотеля), классическая средневековая философия (от Августина до Оккама), классическая философия Нового времени (от Бэкона до Гегеля). Характер классической философской репрезентации: универсализм, рационализм, телеологизм. Логоцентризм (традиция во всем находить порядок и смысл) европейской философской классики.
Античная философия
Философия в античной культуре понимается как путь к мудрости. Основные направления греческой натурфилософии: путь фюзиса (природы), путь теоса, путь бытия. Антропологический поворот в античной философии. Человек — мера всех вещей. Основные категории античной мысли: Природа, Логос, Космос, Эйдос, Душа, Ум.
Основные идеи античной философии, оказавшие неизмеримое влияние на западную философию: 1) Мир — это упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Космос как единый, упорядоченный мир основной объект исследования. 2) Космос как целое является выражением всепроникающего разума, наделяющего природу назначением и целью и доступного непосредственному восприятию человеком. 3) Умственный анализ на своем глубочайшем уровне обнаруживает некий вневременный порядок, образцовый по отношению к своему временному, конкретному проявлению. Таким образом, окружающий нас мир оказывается разделенным на две части: на мир идей и мир вещей, являющийся материальной несовершенной копией мира идей. 4) Познание внутреннего устройства и содержания мира требует от человека сознательного развития своих познавательных способностей (разума, интуиции, опыта, воображения, памяти, нравственности). 5) Непосредственное постижение глубочайшей действительности мира — потребность не только ума, но и души, поскольку знание Истины, проникновение в подлинную природу вещей, способствует и интеллектуальному продвижению, и духовному освобождению.
Возникновение христианства и основные принципы его мировоззрения: монотеизм (бог един и уникален), креационизм (идея творения мира из ничего), богоцентризм (Бог является не просто предметом и целью познания, но сам дарует возможность познания себя верующему в него), провиденциализм (божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в истории человечества) и эсхатологизм.
Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось главным образом по следующим позициям:
— античность ориентировалась преимущественно на внешний мир и стремилась осознать его как грандиозное, новое, живое и гармоничное образование (космос). Средневековье обратилось внутрь человека (идея христианства — личное спасение). Предметом анализа становятся совесть, вера, надежда, любовь, самосознание, соотношение разума и веры; знания, основанного на опыте и откровении, тела и души, предопределения и свободы воли, доказательство бытия Бога;
— человек в античном мировоззрении занимал центральное место в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В средневековой философии центральное место человека обуславливается тем, что он является высшим творением Бога, по образу и подобию. Существенное отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности. Вера — то, что обеспечивает истину. Библия возвышает веру над интеллектом, в то время как в античности разум, сводившийся к интеллекту, считался враждебным вере. Вера — это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира;
— в античном мировоззрении время циклично. В средневековом — мир обретает временной вектор — от сотворения его богом до предстоящего ссудного дня;
— важнейшая тема христианской онтологии — тема отношения бога и сотворенного им мира. Если у Аристотеля причина не порождает, а структуирует вещь, оформляет ее (причина у него не порождающая, а определяющий фактор), то в христианской онтологии причина и следствие понимаются как два уровня бытия;
— в средневековой философии человеческое знание считалось неизменным, божественным откровением. Источник и хранилище всех знаний — Библия. Таким образом, процесс познания в основном сводился к процессу преподавания. Цель познания — перестройка души с помощью слова божьего. Формирование схоластики как одной из форм рационального знания, рационализация христианского вероучения;
— в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа: принцип креационизма как главный принцип онтологии, и принцип откровения как главный принцип гносеологии.
Средневековая философия занималась упорядочиванием христианской догматики и потому была служанкой теологии.
Проблема универсалий. Соотношение общего и единичного, умственного и чувственного. Реалисты полагают, что универсалии существуют до вещей; сторонники концептуализма — универсалии существуют в вещах; номиналисты не допускали реального существования универсалий: они существуют после вещей.
Философские идеи в культуре Возрождения
Антропоцентризм — идейный центр философии Возрождения. Понимание человека как творческой личности, творца самого себя.
Гуманизм — воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье и благополучие. Гуманизм как диалог культур и стиль светского философского мышления. Самым известным произведением, в котором нашло законченное выражение и философское обоснование гуманистическое учение о назначении человека и об исключительности человеческой природы, следует считать «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463 — 1494). Создание им науки о человеке стало первым опытом практической философии индивидуального существования. Идея возвращения человека к совершенной естественности природы. Самой сложной для гуманистов оказалась проблема свободы воли, ибо признание ее полноты означало умаление божественного всемогущества и необходимость пересмотра всей картины мира, построенной на идеальных первоначалах. Поэтому от идеи Бога откажется только философия XIX в., мыслители же эпохи Возрождения в своих рассуждениях по данному вопросу пытались совместить свободу воли и божественное провидение, оставляя приоритет за свободой воли.
Коперникианский переворот и его роль в становлении научного мышления. В эпоху Возрождения развиваются новые представления о Вселенной. Многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля — Птолемея об устройстве Вселенной и Солнечной системы, в центре которой якобы находилась Земля, опровергло учение польского астронома и мыслителя Николая Коперника (1473 — 1543). Он обосновал новый гелиоцентрический взгляд, согласно которому в центре Солнечной системы находится не Земля, как считалось ранее, а Солнце. Земля же, наряду с другими известными тогдашней астрономии планетами, вращается вокруг него. Идеи Н. Коперника развивал выдающийся итальянский мыслитель Галилео Галилей (1564 — 1642), который благодаря своим научным исследованиям и изобретениям (телескоп) сделал ряд важных астрономических открытий (горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера), подтверждавших открытие Коперника и доказывавших восходящую еще к античности (Анаксагор) мысль о единстве земных и небесных явлений. Поплатился жизнью за свои передовые идеи о бесконечности Вселенной и множественности составляющих ее миров, о возможности внеземных форм жизни итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 — 1600).
Европейская философия XVII — XIX вв.
Новоевропейская философия осуществила окончательный поворот к автономии человеческого разума, признанию его основой человеческого познания и деятельности. Характерные черты философии Нового времени:
— Антропоцентризм и логоцентризм (идеалом познания признается четкое, строгое рациональное мышление, считается, что доступ к пониманию мира открывает познание).
— Панлогизм. Cogito ergo sum Р. Декарта как фундаментальная формула классического рационализма. Идеалистическая панлогистская конструкция завершение и символ классического философствования.
— Метафизика. Невероятная тяга к построению систем: синтез перевешивал анализ. Метафизика, ориентированная на постижение предельных оснований, фундаментальных структур реальности, на системное и завершенное знание о естественно-упорядоченной и гармоничной действительности. Опора классического типа философствования на научные обоснования. Философия служанка науки и технологии.
— Открытие субъекта. Принципиальное различие между субъектом и объектом. Сознание «прозрачно» для субъекта.
С приходящейся на XVIII век историко-культурной эпохой Просвещения связана известная переориентация философской мысли Нового времени с Природы на человека и общественные условия его жизни. Просвещение — это идеологическая программа широкого общественно-политического движения, выступавшего за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники.
Основные положения просветительской программы, разделявшиеся Ф. М. Вольтером, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, П. А. Гольбахом, таковы:
— рационализм, выраженный в формуле «законы природы суть законы разума». Правда, в своих представлениях просветители идут не от разума к природе, как Р. Декарт, Б. Спиноза или Г. Лейбниц, а наоборот, полагают, что человек получает разум от природы и только потом самостоятельно им овладевает;
— убеждение в наличии «естественных прав» у каждого человека, основными из которых являются права на жизнь, свободу и равенство по отношению друг к другу; вера в происхождение общества не по «воле божьей», а в результате «общественного договора» — добровольного, равноправного союза людей между собой, что отражает общий разумный порядок вещей в мире применительно к человеку и обществу;
— учение о невежестве и незнании как главной причине и источнике бед и несчастий человека, которые приводят к тому, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Самой ужасной социальной язвой просветители считали социально-экономическое неравенство, тесно связанное с неправильным политическим строем, далеким от первоначальных условий «общественного договора»;
— исторический оптимизм, вера в материальный и духовный прогресс человечества, решающую роль