Скачать:PDFTXT
Философия и экология. В. Хёсле

являются и экологическими добродетелями-например, экономия и возвращение природных ресурсов в новые циклы, теплоизоляция помещений приносят выгоду как экономике, так и окружающей среде. Вот почему крайне важно по возможности повсюду придерживаться стандартов, разработанных при капитализме, ибо они помогают определить степень экономической эффективности. В самом деле, даже при огромном желании трудно понять то, каким образом халатность и разбазаривание природных ресурсов, встречающиеся в большинстве стран с плановой экономикой, могут хоть в чем-то помочь окружающей среде. Когда же экологическая сознательность населения вполне укрепится, тогда потребитель отдаст предпочтение экологически чистым продуктам (особенно если из-за экологических налогов эти продукты будут продавать дешевле). В итоге, возможно, начнут заключать крупные сделки по поставке упомянутых продуктов. Человек с развитым экологическим сознанием не должен пугаться подобных процессов. В самом деде, если предпринимателю-новатору удастся повысить свой оборот благодаря идеям, вдохновляемым борьбой против загрязнения окружающей среды, то по отношению к этой среде он поступит вполне справедливо. Борьба за благородные цели, вне всякого сомнения, выглядит нравственней, если она не поддерживается с помощью посторонних стимулирующих средств, а ведется ради достижения еще более желательных в нравственном отношении
результатов. К примеру, при наличии экономических выгод сопротивление экологическим мероприятиям следует расценивать как крайнюю безнравственность. В период напряженного противоборства между защитниками окружающей среды и апологетами хозяйства, я полагаю, набирает ход процесс, в результате которого многие предприниматели осознают необходимость экологического преобразования их экономической деятельности. Процесс этот определяется различными факторами: вопервых, нельзя обойти молчанием экзистенциальные этические мотивы, которые становятся еще более значительными в связи с тем, что экологический кризис привлек к себе преимущественное внимание со стороны средств массовой информации. Начиная с определенной суммы, польза, которую деньги могут принести любому нормальному человеку, неуклонно снижается, так что у него возникают настоятельные духовные потребности (к тому же трудно в течение долготе времени уклоняться от ответа на вопросы, которые задают собственные дети). Во-вторых, если сотрудники какой-либо фирмы перестанут считать свои Действия нравственно оправданными, то побуждать их к ним постоянно будет уже невозможно-ведь они, приняв в душе решение об отставке, в дальнейшем перестанут отождествлять себя с фирмой. Таким образом, предприятие потерпит не только материальный ущерб-руководителям фирмы, твердо верящим в свои цели, будет нанесено глубочайшее оскорбление. В самом деле, психологическая и моральная привлекательность руководителя определяется его умением вдохновить людей на достижение какой-либо цели. «Предпринимателем» (я подразумеваю здесь и политиков) можно назвать того человека, который сможет побудить ту или иную группу к общей деятельности. Итак, те интерсубьективные связующие силы, которые высвобождает руководитель предприятия или государства, с одной стороны, направляются на достижение определенной внешней цели. Но, с другой стороны, совершенно ясно и то,
127

что любая совместная деятельность так или иначе воспринимается как самоцель. Кстати говоря, именно в последнем случае внешняя цель, как это ни удивительно, достигается с особым рвением. Вот почему рассчитывающий на успех предприниматель не может в течение долгого или даже не очень долгого времени не обращать внимание на распространенные в обществе колебания во мнениях относительно тех или иных ценностей. Если предприниматель не будет верить в ценности, разделяемые большинством его сотрудников, то он неминуемо потерпит крах. В-третьих, предприятие, разумеется, зависит от ответной реакции его клиентов, а также от складывающегося в общественном мнении образа «экономики». Между прочим, экологические катастрофы сделали этот образ достаточно мрачным, так что многие уже не относятся к нему положительно. Вот почему сегодня предприниматели все чаще и чаще заговаривают о согрога^е кДепШу, что объясняется различными причинами, сводимыми, впрочем, к двум основным. Прежде всего я замечаю, как изменяется представление обо мне у других людей, что для всякого нормального человека должно послужить поводом к серьезному размышлению. Впрочем, случается и так, что отрицательная оценка со стороны окружающих оказывается, по существу, неоправданной. Нежелание считаться с возможной правотой других можно было бы расценить как упрямство, только вот любой великий человек отличается от всех прочих тем, что он не приспосабливается к обстоятельствам, а идет своим путем, после того как в результате основательной самопроверки убедится в неоправданности упомянутого изменения. Кроме того, кризис самоотождествления зависит от изменения системы собственных ценностей. Так, принимая какие-либо новые ценности, весьма для меня убедительные, я тем самым перестаю испытывать удовлетворение от моего прежнего поведения. Способность самосознания выносить суждение о самом себе с точки зрения философа объясняется непросто (тайна заключается в том, что судья и обвиняемый, будучи, по сути дела, одним и тем же лицом, в изве128
сгном смысле выступают как различные субъекты). Без • сомнения, здесь мы сталкиваемся с важнейшим свойством человеческой личности, так как именно этим человек, даже духовно неразвитый, отличается от животного; именно этим свойством определяется человеческое достоинство. Данная способность свойственна также и любому институту, если он, конечно, не оказывается совершенно бесчеловечным (хотя институту гораздо важнее поступать в соответствии с предписаниями сложившейся системы). Сверх того, даже если за существенно новой согрога1е к1епШу и таятся порой исключительно прагматические побудительные причины, то и тогда в результате поиска возникает своеобразная внутренняя динамика, приобретающая со временем немаловажное значение. Вот почему, как мне думается, необходимо поощрять стремление предприятий к самостоятельности на соответствующем экономическом уровне, подобно тому как на государственном экономическом уровне надо обязательно ввести экологические налоги. Таким образом, охраняя окружающую среду, нам удастся перейти от лечения к предупреждению болезни. Проблему решат радикально только тогда, когда под влиянием новой культуры и этики деловых отношений предприятие откажется производить экологически вредные товары^. Кстати говоря, было бы наивным думать, будто бы государство сможет финансировать экобюрократию, способную проверять всю выпускаемую продукцию. Сегодня государство остается, по сути дела, пассивным, поскольку происходящие в них процессы зависят от экономики, так что вернейшую надежду следует связывать с самоограничением последней. Приемлемая с моральной точки зрения предпринимательскаядеятельность в равной мередолжна удовлетворять четырем критериям, в зависимости от которых деятельность будет экономичной, социальной, демократичной и экологической (последний критерий, экологический, в начальную пору развития капиталистического хозяйства не
5-113 ‘»»

играл никакой роли). То обстоятельство, что я рассматриваю хозяйственную деятельность как нравственную обязанность, кому-то может показаться довольно-таки странным. Но если самосохранение является долгом-особенно для институтов, стремящихся к более высокой ступени нравственности, то, само собой разумеется, предприниматель не только вправе, но и даже должен получать от своей работы экономическую выгоду-в противном случае он долго на рынке не продержится. Впрочем, желание получать прибыль не способно служить универсальным оправданием. Я настаиваю лишь на том, чтобы это стремление не противоречило трем оставшимся требованиям. Если сотрудники предприятия столкнутся с невозможностью их согласования, тогда их нравственный долг-сказать «нет» и покинуть предприятие. Начиная с прошлого века социальная приемлемость, превратившаяся в своеобразный моральный принцип предпринимательской деятельности, уравновешивает хозяйственную жизнь в Европе, заложив тем самым основы социальной рыночной экономики. Я понимаю под социальным такое предприятие, где учитываются нетолько вполне оправданные интересы сотрудников, но и совершенно справедливо принимаются во внимание выгоды клиентов и всех тех, кого так или иначе затрагивает работа данного предприятия. Завет демократии применительно к деятельности предприятия определяется тем, как принимаются решения. Между требованием демократии и экономической эффективностью предприятий иной раз возникают противоречия, ради разрешения которых приходится идти на необходимые компромиссы. В капиталистическом хозяйстве требование демократии, понимаемой как соучастие в управлении предприятием выдвигается уже давно. Сверх того, в основных своих чертах оно там уже удовлетворено, чего нельзя сказать о вашей планово-хозяйственной системе. Четвертое, и последнее, требование-экологическое. Если удастся создать экономику, которая (и с точки зрения
130
общих хозяйственно-экономических условий-рамок своего существования, и с точки зрения культуры своего предпринимательства) отвечала бы экологическому критерию, то она, став экологически-социальной рыночной экономикой, означала бы такой же огромный прогресс по отношению к социальной рыночной экономике, каким она сама явилась в сравнении с либеральной экономикой XIX века. Предприниматель, в котором так нуждается экологически-социальное рыночное хозяйство, во многом будет отличаться от сегодняшнего менеджера. Он не станет гнаться, например, главным образом за прибылью, но согласует свою хозяйственную деятельность с глобальными культурными задачами, включив ее тем самым в длительный процесс развития. Далее, этот предприниматель получит иное образование, принципиально отличающееся от нынешнего: хотя обучение станет менее специализированным, он, ознакомившись с основными естественно- и общественнонаучными знаниями, в будущем сумеет улучшить свое образование. Одна из главнейших причин нынешнего кризиса заключается в том, что в результате ускорения мировых исторических изменений «время полураспада» усвоенного нами объема информации постоянно сокращается. Хотя новые факты усваиваются с достаточной легкостью, тем не менее те ценности, которые в течение столетий являлись для нас эталоном, с трудом подвергаются какому-либо изменению. Если кто-либо на протяжении многих лет считал количественный рост главной задачей экономической деятельности, то ему нелегко вести себя по-другому даже тогда, когда он теоретически признает первостепенное значение качественного роста, гарантирующего собственное воспроизводство. Несмотря на то что руководители не располагают, как правило, свободным временем, в дальнейшем им все-таки придется приложить значительные усилия, с тем чтобы внести изменения в принятую ими систему ценностей. <• 131 Работая в условиях экологически-социального рыночного хозяйства, менеджер будет соприкасаться с различными общественными подсистемами, а также, вероятно, какое-то время и трудиться в некоторых из них. С одной стороны, он многое позаимствует у науки; с другой стороны, этот менеджер сможет задать науке такие вопросы, на которые сегодня ей вряд ли удастся дать вполне удовлетворительный ответ, если принимать во внимание, что существующие ныне самостоятельные научные дисциплины подчас совершенно игнорируют друг друга. Новая наука, способная разрешить настоятельные проблемы технической цивилизации, должна возникнуть в эпоху защиты окружающей среды и экологически-социального рыночного хозяйства, когда удастся соединить теорию с практикой и согласовать между собой отдельные научные дисциплины, ныне глубоко разделенные. Кстати говоря, сегодня ученое сообщество не в состоянии компетентно ответить на вопрос о том, какие именно меры следует принять ради спасения лесов на Амазонке. Таковы последствия разобщения наук. В самом деле, несмотря на то что решение вопроса о спасении леса представляется несравненно более ценным, нежели изыскания об источниках раннего Крузия, тем не менее на общественную денежную помощь с уверенностью надеяться можно только в последнем случае. Менеджер нового типа будет действовать энергично благодаря своему моральному ригоризму. Впоследствии руководители предприятий начнут подбирать себе сотрудников главным образом из числа тех людей, которые и в своих мыслях, и в поступках сообразуются с уже упоминавшимися четырьмя принципами, людей, способных оценить свое поведение как с общественной, так и с экологической точки зрения. Тогда наконец экологическое равновесие станет для любого предприятия законом, так чтс при награждении будут учитывать не только личный вкла? каждого в полученную предприятием прибыль, но и верность

Скачать:PDFTXT

и экология. В. Хёсле Философия читать, и экология. В. Хёсле Философия читать бесплатно, и экология. В. Хёсле Философия читать онлайн