Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия и экология. В. Хёсле

другого. Трансформация глубинных ценностей культуры-длительный процесс. Даже в эпоху революционных переломов, когда, казалось бы, разрушаются все старые ценности, глубинные менталитеты культурной традиции могут сохраняться длительное время, программируя деятельность, поведение и общение людей. Приведенный Хесле анекдот о поведении восточных немцев в магазине хорошо иллюстрирует эту особенность. Наша собственная история дает немало трагических свидетельств сохранения далеко не лучших менталитетов российского крепостничества и имперского сознания в советской истории. Да и в сегодняшнее переменчивое время мы постоянно наблюдаем, что смена символов и крушение прежних идолов не меняют установок привычной для нас конфронтационной идеологии. Выработка новых стратегий экологического выживания предполагает не только выдвижение идеалов нового отношения человека к природе, но и анализ возможных технологий их реализации, выявление тех естественных «точек роста», которые возникают в самом развитии техногенной цивилизации и связаны с трансформацией ее глубинных ценностей. Именно этот способ анализа лежит в основе размышлений В. Хёсле об экологическом кризисе и будущем цивилизации. Я полагаю, что читатель оценил его тонкий анализ правовых и нравственных оснований новой философии хозяйства, в которой экономическая парадигма уступает место экологической. Идеал социально и экологически ориентированной экономики В. Хе(ле выводит из реальных тенденций современного хозяйственного и политического развития. Я думаю, что в современной ситуации выбора, перед которым стоит наше общество, имеют особый смысл рассуждения Хёае о путях становления либерально-правового государства в развитых демократиях, о предпосылках их перехода к социальному государству услуг как политической структуре, способной обеспечить эффективную охрану природы, о роли частного интереса во всех этих процессах
Особо важный блок размышлений В. Хёсле посвящен идеям коренного изменения научно-технического прогресса. Отдавая должное анализу социальных, политических, экономических и нравственных предпосылок такого изменения, я хотел бы обратить внимание только на одно обстоятельство. Сама наука и техника сегодняшнего дня осуществляют поворот к новым стратегиям не только под влиянием социальных обстоятельств, но и в силу особенностей предметной области современного исследования и проектирования. Современная наука и техника принципиально по-иному фрагментируют мир, чем в предыдущие эпохи. Они втягивают в орбиту человеческой деятельности новые тип объектов-сложные, саморазвивающиеся системы, в которые включен сам человек. Развитие таких систем сопровождается прохождением через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации) , и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их. Преобразование и контроль за саморазвивающимися объектами уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на них. Простое силовое давление на систему часто приводит к тому, что она просто-напросто «сбивается» к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально новых структур*. Чтобы вызвать их к жизни, необходим особый способ действия: в точках бифуркации иногда достаточно небольшое энергетическое «воздействие-укол» в нужном пространственно-временном локусе, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами.
Саморазвивающиеся «синергетические» системы хара ктеризуются принципиальной открытостью и необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. В этом смысле человек уже не просто противостоит объекту как чему-то внешнему, а превращается в составную часть системы, которую он изменяет. Включаясь во взаимодействие, он уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. Поэтому в деятельности саморазвивающимися «синергетическими» системами особую роль начинают играть знания запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. С такого типа системами человек сталкивается сегодня в самых различных областях научно-технического прогресса. Они начинают постепенно занимать центральное место среди объектов научного познания и не только в гуманитарных, но и в естественных науках. Одновременно происходят серьезные сдвиги в современной технической деятельности, ориентированной на применение компьютерных систем, новых гибких технологий, биотехнологий. Инженерная деятельность и техническое проектирование все чаще имеют дело уже не просто с техническим устройством или машиной, усиливающими возможности человека, и даже не с системой «человекмашина», а со сложными системными комплексами, в которых увязываются в качестве компонентов единого целого технологический процесс, связанный с функционированием человеко-машинных систем, локальная природная 179

экосистема (биогеоценоз), в которую данный процесс должен быть внедрен, и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Весь этот комплекс в его динамике предстает как особый развивающийся объект, открытый по отношению к внешней среде и обладающий свойствами саморегуляции. Он внедряется в среду, которая, в свою очередь, не просто выступает нейтральным полем для функционирования новых системных технологических комплексов, а является некоторым целостным живым организмом. Именно так представляет современная наука глобальную экосистему- биосферу, и тогда технологические инновации уже нельзя представлять как переделку природного материала, который противостоит человеку и который тот может подчинять своей воле. Ведь если человек включен в биосферу как целостную саморазвивающуюся систему, то его деятельность может отрезонировать не только в ближайшем, но и в отдаленных участках системы и в определенных ситуациях вызвать ее катастрофическую перестройку как целого. Когда он работает с развивающейся системой, в которую он сам включен, то насильственное ее переделывание может вызвать катастрофические последствия для него самого. В этом случае неизбежны определенные ограничения деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных линиях развития объектов, но и ценностными структурами, пониманием добра, красоты и самоценности человеческой жизни. Все эти новые тенденции и новые стратегии жизнедеятельности закладывают основы особого типа цивилизационного прогресса, который, по-видимому, будет отличаться от предшествующего ему техногенного развития. Сейчас трудно конкретизировать в деталях пути и способы бу180
дущих изменений глубинных ценностей техногенной культуры, но то, что эти изменения уже начались, можно зафиксировать в качестве исторического факта. В. С. Степин

Скачать:PDFTXT

и экология. В. Хёсле Философия читать, и экология. В. Хёсле Философия читать бесплатно, и экология. В. Хёсле Философия читать онлайн