(Там же. С. 63).
42
Там же. С. 53.
43
Там же. С. 120.
44
Там же. С. 124.
45
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. С 29
46
Там же.
47
Там же. С. 30.
48
Там же. С. 37.
49
Там же. С. 53.
50
Ясперс К. Истоки истории и се цель. С. 63.
51
Там же. С. 108.
52
Там же. С. 109—110.
53
Там же. С. 110.
54
Там же. С. 111.
55
Там же. С. 129.
56
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. С. 196—197.
57
Там же. С. 198.
58
Там же. Вып. 2. С. 14.
59
Там же. С. 16.
60
Там же. С. 17.
61
Там же. С. 61.
62
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 74.
63
Там же. С. 75.
64
Там же. С. 77.
65
Там же. С. 79.
66
Там же. Вып. 1. С. 24.
67
В другом русском издании книги Ясперса она называется «Смысл и назначение истории» (М., 1994).
68
См.: Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
69
Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 342—343.
70
При описании стиля мышления коллективистического общества и стиля его жизни используется материал книги: Ивин А.A. Введение в философию истории. М., 1997 (гл. 2, 3).
71
Термину «коллективизм» могут придаваться и иные значения. Так, иногда под «коллективизмом» имеют в виду рациональное планирование политических институтов с целью расширения свобод и укрепления благосостояния индивидов. При таком понимании коллективизм уже не противостоит индивидуализму, а является, скорее, его разновидностью. См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 320.
72
Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995. С. 50.
73
Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762—1914. М., 1995. С. 16–17.
74
Гильдебранд Д. фон. Новая вавилонская башня Избранные философские работы. СПб., 1998. С. 52.
75
См.: Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. С. 169—170.
76
Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994. С. 233—234, 237.
77
См.: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 278.
78
См.: Бальмонт К. Романтики // Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. М., 1991.
79
Бальмонт К. Указ. соч. С. 507.
80
Бальмонт К. Указ. соч. С. 507—508.
81
Там же. С. 513.
82
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. С. 219.
83
См.: Durkheim Ё. De la division du travail social. Paris, 1960. Впервые эта книга была опубликована в 1893 г.
84
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 218, 363—364. Поппер отмечает, что термины «закрытое общество» и «открытое общество» были введены А. Бергсоном, определявшим первое как «человеческое общество, едва вышедшее из лона природы». Обращая внимание на различие смыслов своих и бергсоновских терминов, Поппер пишет: «Главное различие… состоит в следующем. Мои термины основаны на рационалистическом различении: закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество в моем понимании представляет собой общество, в котором люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта» (Там же. С. 251).
85
Там же. С. 218.
86
Там же. С. 220.
87
Там же. С. 391.
88
Там же. С. 289.
89
Там же. С. 290.
90
Поппер в скобках замечает, что в средние века «социальные изменения все же удалось задержать магическим заклинанием Платоновеко-аристотелевского эссенциализма» (Там же. С. 247.). Из этого можно, как кажется, заключить, что средневековье также следует отнести к закрытому обществу.
91
Там же. С. 29.
92
См.: Hayek F.A. Fatal Conceit. Chicago, 1989. Ch.l.
93
Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 121.
94
Хайек Ф.А. Указ. соч. С. 145.
95
Там же. С. 143.
96
Хайек Ф.А. Указ. соч. // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 110.
97
Хайек Ф.А. Указ. соч. // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 147.
98
Хайек Ф. А. Указ. соч. // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 110.
99
См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 81.
100
Там же. С. 87.
101
См.: Там же. С. 188—196.
102
Арон Р. Указ. соч. С. 194.
103
Там же. С. 231.
104
Там же. С. 232.
105
Там же. С. 232—233.
106
Там же. С. 275.3
107
Арон Р. Указ. соч. С. 286.
108
Там же. С. 286—287.
109
Там же. С. 287.
110
Там же. С. 290—291.
111
Там же. С. 296.
112
Там же. С. 97.
113
Характерным примером в этом плане является Лаос. Еще в 1976 г. он был причислен Брежневым к «странам социалистического содружества». В Лаосе однопартийная система, запрет инакомыслия, марксистско-ленинская идеология. Официальная пресса доказывает в своих передовицах, что «империализм – враг народов». Народно-революционная партия Лаоса так же громко, как и раньше, провозглашает своей целью социализм. Культ покойного первого генерального секретаря партии достиг такого размера, что на его музей выделена сумма, равная расходам госбюджета на культуру и образование. И вместе с тем в Лаосе нет тоталитаризма. В 1994 г. комиссия ООН признала, что с вопросом о правах человека в Лаосе все в порядке, и вывела его из списка неблагополучных стран (См.: Известия. 1995. 1 дек.).
114
Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 278.
115
Там же.
116
Там же. С. 279.
117
См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 334.
118
Цит. но: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. С. 345.
119
Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. С. 283.
120
«В любой религии, – пишет Ю. Бохеньский, – можно выделить, во-первых, определенные способы поведения (например, обряд), во-вторых, особый язык (религиозный, сакральный язык), в-третьих, определенные эмоциональные установки („религиозные чувства“) и, наконец – совокупность взглядов (кредо). Последнее – центр и основа целостности той или иной религии» (Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. С. 135). Кроме того, Бохеньский выделяет в религии: отношение к святыням (Богу и т. п.), т. е. к божественным ценностям; решение экзистенциальных проблем (о смысле человеческой жизни, смерти, страданий и т. п.); кодекс моральных предписаний; картину мира.
121
См.: Фрейд 3. Указ. соч. С. 258 и сл. Описание Фрейдом «психологической массы» основывается на работах по массовой психологии Г. Лебона и Дж. Макдугалла. Как и в случае армии, Фрейд сводит все особенности массовой души к любовным отношениям (эмоциональным связям). (См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995).
122
Фрейд замечает по этому поводу, что хотя великие интеллектуальные достижения возможны только в случае отдельного человека, трудящегося в уединении, тем не менее «и массовая душа способна на гениальное духовное творчество, и это прежде всего доказывает сам язык, а также народная песня, фольклор и другое. И кроме того, остается нерешенным, насколько мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным от массы, среди которой он живет, и не является ли он скорее завершителем духовной работы, в которой одновременно участвовали и другие» (Там же. С. 268—269).
123
Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994. С. 418.
124
Там же. С. 419.
125
Там же.
126
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С.27. Достижения, составляющие основу нормальной науки, должны удовлетворять двум требованиям: быть достаточно беспрецедентными, чтобы отвратить ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных исследований; в то же время быть настолько открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида (См.: Там же).
127
Там же. С.27–28.
128
См.: Кун Т. Указ. соч. Раздел пятый.
129
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 118.
130
См.: Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархической теории познания // Избранные труды по методологии науки. Гл. 3.
131
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. С. 111.
132
Фейерабенд П. Указ. соч. С. 124.
133
См.: Кун Т. Структура научных революций. С. 349, 393, 350.
134
Там же. С. 393.
135
Там же. С. 363.
136
Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм // Избранные труды по методологии науки. С. 113.
137
«Попытка структурировать историю, делить ее на ряд периодов – всегда ведет к грубым упрощениям, однако эти упрощения могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1. С. 60).
138
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Игры обмена. М., 1988. Т. 2. С. 563.
139
«Цивилизация – это одновременно постоянство и движение. Существуя в каком-то пространстве, она удерживалась там, цепляясь за него на протяжении столетий. И в то же время она принимала определенные ценности, которые предлагали ей соседние или далекие цивилизации, и распространяла собственные ценности за своими пределами. Подражание и „заразительность“ действовали наравне с определенными соблазнами внутри общества против привычки, против уже сделанного, уже известного» (Там же. С. 564).
140
Понятие цивилизации, одно из центральных в историческом исследовании, чрезвычайно многозначно, причем разные придаваемые ему значения являются недостаточно ясными. В частности, сам Бродель говорит о «европейской цивилизации», «исламской цивилизации», «западной цивилизации» и замечает, что западный капитализм, создавший новый образ жизни и новый тип мышления, не был тем не менее новой цивилизацией, ибо «цивилизация – это накопление на протяжении куда более долгого времени» (См.: Там же. С. 564, 567, 568, 587).
141
О различии между теоретическим и нетеоретическим, в частности дотеоретическим и практическим, мышлением см.: HusserlE. Die Krisis des europaischen Menschentums und die Philosophic // Gesammelte Werke. Haag, 1954. Bd. 16. Следуя теоретической установке, пишет Э. Гуссерль, человек начинает отличать представления о мире от реального мира и для него встает новый вопрос – вопрос об истине, не о житейской истине, косно держащейся традиции, но об истине, которая для всех, кто не ослеплен привязанностью к традиции, идентична и универсально значима, – об истине самой по себе. Таким образом, теоретическая установка философа с самого начала придает ему стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании до бесконечности (Ibid. P. 335). К. Ясперс приурочивает появление теоретического мышления к духовной революции «осевого времени» (VIII–II вв. до н.э.). В этот период впервые разделяются как противоположности земля и небо, сущее и должное, повседневность и идеал. Стремясь к идеалу и осознавая свою беспомощность, человек обращается к внешней силе – но не к герою или местному божеству, у которого он искал избавления от мук в «доосевой» период, а к единому и всемогущему богу, стоящему вне мира и способному спасти человека лишь по своей доброй воле. «Человек как бы впервые побуждается к ясному, отчетливому мышлению, возникает рефлексия – почва, на которой впервые произрастает философское мышление» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. Вып. 1. С. 30).
142
См.: Gourvitch G. Determinismes sociauxet liberte humanaivie. Paris, 1963. P. 261 sq. См. также: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVI1I вв. Т. 2. Игры обмена. С. 467.
143
Там же. С. 467.
144
Там же. С. 468.
145
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 61.
146
Там же. С. 62.
147
См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т.2. Игры обмена. С. 486. Слово «буржуа» получает широкое распространение лишь к концу XVI в. либо к концу XVII в. Всеобщим его употребление станет в XVIII в., а Французская революция обеспечит его успех и