сделает его характерным ярлыком уже капиталистического общества.
148
Традиционалистские культуры Востока (арийская, индийская, китайская) и культура европейского средневековья создали свободные города, в которых существовали органы общественного самоуправления, прообразы частной собственности и правового самосознания, реализовались первые попытки поставить власть в зависимость от общества.
149
См.: Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли у России будущее? М., 1991.
150
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
151
Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995. С. 32.
152
И. Р. Шафаревич, сопоставляя «западное либеральное течение» и «сталинскую командную систему», пишет, что «оба этих исторических феномена представляют собой попытку реализации сциентистски-техницистской утопии. Точнее говоря, это два варианта, два пути такой реализации. Западный путь „прогресса“ более мягкий, в большей мере основан на манипулировании, чем на прямом насилии (хотя и оно играет свою роль в некоторый период его развития: террор Великой французской революции или колонизация незападного мира). Путь командной системы связан с насилием громадного масштаба. Это различие в методах создает видимость того, что оба течения являются непримиримыми антагонистами, однако на самом деле ими движет один дух и идеальные цели их в принципе совпадают» (Шафаревич И. Две дороги – к одному обрыву // Новый мир. 1989. № 7. С. 159). В обоих случаях экономика, основывающаяся на силе, предназначена для непрерывного и насильственного расширения производства ограниченного типа благ – тех, которые особенно приспособлены для массового производства. «Для обоих течений существенна опора на мощную технику и подавление органических, традиционных сторон жизни. Мы сталкиваемся здесь с тем, что два разных, внешне резко различающихся пути ведут в принципе к одной цели» (Там же. С. 161). Техноцентристскому мировоззрению Шафаревич противопоставляет «космоцентрическое мировоззрение», стремящееся не к максимально возможному количеству, а к нужному количеству и нужному качеству. Здесь ведущие идеи индивидуалистического и коллективистического обществ одной и той же (современной) эпохи сближаются так, что становятся неразличимыми. Их сопоставление идет на фоне утопического, но представляющегося гораздо более совершенным мировоззрения.
153
Речь будет идти преимущественно о европейских странах, но не по причине «европоцентризма», а потому, что в Европе, как правило, «все лучше видно, чем в иных местах» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. С. 463).
154
Иногда под «модернизацией» понимают процессы, происходившие в активно развивающихся капиталистических и социалистических странах после Второй мировой войны.
155
На эту сторону дела обращал внимание П.Тиллих, связывавший с проблемой смысла истории не только другие общие ее проблемы, но даже отбор исторических фактов к выявление причинных связей: «Всякая легенда, хроника, сообщение о событиях прошлого или научный исторический труд содержат толкование истории. Подобная интерпретация имеет несколько уровней. Она включает отбор фактов в соответствии с критерием важности, оценку причинных зависимостей, представление о личных и общественных структурах, теорию индивидуальной, групповой и массовой мотивации, социальную и политическую философию, а также определенное понимание смысла истории – вкупе со смыслом существования вообще, которое, независимо от факта своего признания, составляет основу всего перечисленного. Такое понимание, намеренно или неосознанно, воздействует на прочие уровни интерпретации; в свою очередь, оно само зависит от специфического и универсального знания исторических процессов. Эту взаимную зависимость толкования истории и всех пластов исторического знания следует уяснить каждому, кто занимается историей на любом уровне» (Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 235).
156
Левит К. О смысле истории //Философия истории. Антология. М., 1995. С. 263.
157
Там же.
158
Там же.
159
См.: Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970. Гл. 5. См. также: Iwin АЛ. Grundlagen der Logik von Wertungen. Berlin, 1975. S. 299—305.
160
П. Тиллих связывает вопрос о смысле истории с вопросом о смысле бытия в целом: «Интерпретация истории предполагает нечто большее, чем разрешение проблем истории. Поскольку история есть всеохватывающее измерение жизни и поскольку историческое время – это время, в котором заключены все прочие временные измерения, ответ на вопрос о смысле истории содержит ответ на вопрос об универсальном смысле бытия» (Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. С. 236—237).
161
Комингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 52–53.
162
Левит К. О смысле истории // Философия истории. Антология. С. 266.
163
Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. М., 1935. Т. VIII. С. 13.
164
Toynbee A.J. A Study of History. L, 1936. V. II. P. 178.
165
Это уточнение касается и квалификации К Досоном марксизма как одной из «секулярных религий». «Ни одна из этих секулярных религий, – пишет Досон, – не настаивала на чисто научном и нерелигиозном характере своих изысканий более упорно, чем марксизм. И тем не менее ни одна из них не обязана мессианским элементам, присущим христианской и иудаистской историческим традициям, как марксизм. Его учение по существу апокалиптично – вынесение приговора существующему социальному порядку и миссия спасения бедных и угнетенных, которые наконец получат воздаяние после социальной революции, в бесклассовом обществе, выступающем марксистским эквивалентом тысячелетнего царства справедливости» (Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология. С. 259). Сближение марксистского понимания истории с религиозным ее истолкованием игнорирует два важных момента марксистской теории истории: введение объективных исторических законов и новое понимание смысла истории и ее конечной цели.
166
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 172.
167
Там же.
168
Там же. С. 172—173
169
Там же. С. 173—174.
170
Там же. С. 22–23.
171
Там же. С. 23.
172
Поттер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II. С. 311.
173
Там же. С. 320.
174
Там же.
175
Там же. С. 322.
176
Мюллер К. Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология. С. 276—277.
177
Мюллер К. Указ. соч. С. 276.
178
Тацит. Анналы. III, 18.
179
Вундт В. Социальные законы // Философия истории. Антология. С. 146.
180
Там же. С. 147.
181
Там же. С. 149.
182
Брейзиг К. Законы мировой истории // Философия истории. Антология. С. 153.
183
Там же. С. 155.
184
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. С. 305.
185
См.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 165—166.
186
Там же. С. 168.
187
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. С. 34.
188
Там же. С. 354.
189
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 150.
190
Ясперс К. Указ. соч. С. 143. «…В конечном счете, – пишет Р. Арон, – уникальное и необратимое становление, по своему определению, не несет в себе закона, поскольку оно не воспроизводится – по крайней мере, возвращаясь к его началу, нельзя представить указания высшей власти, правила, которым подчиняется всеобщее движение» (Арон Р. Введение в философию истории. С. 83).
191
К. Манхейм предлагал термин «principia media», напоминающий по своему смыслу термин «тенденция». Principia media – это «в конечном счете универсальные силы, действующие в конкретных условиях, они составляются из разнообразных факторов, наличествующих в данном месте и в данное время, и есть особая комбинация обстоятельств, которая может никогда больше не повториться» {Mannheim К. Man and Society in the Age of Reconstruction. N.Y., 1967. P. 178). «Неспециалист, осмысливающий социальную реальность, – писал Манхейм, – понимает события прежде всего благодаря бессознательному использованию таких principia media, которые суть частные принципы, действующие только в рамках определенной эпохи» (Ibid).
192
Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология С. 239—240.
193
См.: Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология. С.259
194
Там же.
195
Тиллих П. Указ. соч. С. 238.
196
Там же. С. 238—239.
197
См.: Там же. С. 240.
198
Франк С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С. 141.
199
Франк С.Л. Указ. соч. С. 142.
200
Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. С. 120.
201
Там же. С. 121.
202
Там же. С. 123.
203
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 165.
204
Там же. С. 167.
205
Ясперс К. Указ. соч. С. 166.
206
«Мировая история» в буквальном смысле, – пишет К. Левит, – путаное понятие, так как всеохватывающим или универсальным является только мир, существующий от природы, в пределах которого наш исторический человеческий мир есть нечто мимолетное. Он исчезает в универсуме, подобно падающему с неба Икару на картине Брейгеля, когда он погружается в море и остается видна только одна его нога. Горизонт залит светом солнца, на берегу сидит рыболов, пастух пасет стадо, крестьяне копаются в земле, как будто между небом и землей ничего не произошло» (Левит К. О смысле истории // Философия истории. Антология. С. 269).
207
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 175.
208
Ясперс К. Указ. соч. Вып. 2. С. 178.
209
Там же. С. 180.
210
Ясперс К. Истоки и цель истории. Вып. 1. С. 60.
211
См.: Мюллер М. Смысловые толкования истории. С. 281.
212
См.: Хабермас Ю. О субъекте истории. С. 288.
213
Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 38–39.
214
Marry H. Five Stages of Greek Religian. Cambridge, 1931. P. 67.
215
«Успех Вакха в Греции неудивителен, – замечает Рассел. – Подобно всем народам, быстро пришедшим к цивилизации, греки, или по крайней мере определенная их часть, развили в себе любовь к первобытному. Они жаждали поэтому более инстинктивного и полного страстей образа жизни, нежели тот, который им предписывала ходячая мораль. Для мужчины или женщины, которые вынужденно более культурны в поведении, нежели в чувствах, рассудочность утомительна, а добродетель кажется бременем и рабством. Это вызывает соответствующую реакцию в мысли, в чувстве и в поведении» (Рассел Б. История западной философии. Т. 1. С. 33).
216
Фукидид. История. Кн. II. 1981. С. 81.
217
См.: Платон. Горгий, 461 е; Законы, 1641 с.
218
В греческой жизни были известные элементы феминизма. Он хорошо заметен у Пифагора, говорившего, что женский пол по своей природе более «благочестив». Платон пришел даже к требованию полного политического равноправия для женщин. Феминизм присутствовал и в культе Вакха. «Благородные матроны и девушки, собравшись большими группами, проводили целые ночи на открытых холмах в танцах, вызываемых экстазом, и в упоении, отчасти алкогольном, но главным образом мистическом. Эта практика весьма раздражала мужей, но они не осмеливались идти против религии» (Рассел Б. История западной философии. Т. 1. С. 33).
219
Э. Геллнер не относит греческое общество к индивидуалистическим, а называет его «сегментированным» на том основании, что его индивиды не были подлинно свободными из-за их вовлеченности в сообщества, пронизанные ритуалами и отношениями родства (См.: Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. С. 21–22). По этому поводу надо заметить, что такого рода «вовлеченность» индивидов, ограничивающая в определенном смысле их свободу, говорит только об античном своеобразии греческого индивидуализма, а не о его принципиально иной природе. В своей сущности он тот же, что и современный индивидуализм.
220
Niebur R. The Nature of Destiny of Man. N.Y. 1941. P. 61.
221
К исключениям можно было бы отнести опубликование теории Коперника в 1543 г. Однако влияние эта теория приобрела лишь в XVII в., когда она была подхвачена и развита Кеплером и Галилеем.
222
Рассел Б. История западной философии. Т. 2. С. 9.
223
Терин «капитализм», замечает Ф. Бродель, «появился в своей законченной и ярко выраженной форме несколько поздно, лишь в начале