Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия истории А. Ирвин

семействе» раскрывается основной прием такого мышления: «Различные по своим особенностям действительные плоды являются отныне лишь иллюзорными плодами, истинную сущность которых составляет „субстанция“… Само собой разумеется, что спекулятивный философ лишь потому способен проявлять такое беспрерывное творчество, что он общеизвестные, наблюдаемые в действительности свойства яблока, груши и т. д. выдает за открытые им определения, давая тому, что может быть создано исключительно абстрактным рассудком, а именно – абстрактным рассудочным формулам, названия действительных вещей и объявляя, наконец, свою собственную деятельность, проявляющуюся в том, что он сам переходит от представления яблока к представлению груши, самодеятельностью абстрактного субъекта „плода вообще“. На спекулятивном языке операция эта обозначается словами: понимать субстанцию как субъект, как внутренний процесс, как абсолютную личность. Такой способ понимания составляет существенную особенность гегелевского метода» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 9).

552

Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1994. Т. 2. С. 516.

553

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 519—520.

554

Там же. С. 531.

555

Там же. С. 536—537.

556

Там же. С. 545.

557

См.: Политическая экономия. Учебник. М., 1955. С. 416.

558

См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 31. С. 234.

559

Лотман Ю. Просматривая жизнь с ее начала… // Независимая газета. 1993. 11 нояб. С. 7.

560

Там же.

561

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 43–44.

562

Там же. С. 43–44.

563

В догматизме находит свое выражение приоритет разумной части «верха» коллективистической жесткой структуры над описанием реального мира, стремление так истолковать последний, чтобы он казался успешной реализацией доктрины. Догматизм представляет собой, таким образом, только фрагмент общей коллективистической ориентации. Он не имеет прямого отношения к чувственной и деятельностной составляющим «верха».

564

См.: Мелибруда Е. Я – ты – мы. М., 1986. С. 182—185.

565

См.: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 17.

566

Там же. С. 84.

567

Там же

568

О догматизме марксистско-ленинской философии говорится далее в разделе «Философия».

569

Кун Т. Структура научных революций. С. 57.

570

Там же. С. 59–60.

571

Об «аргументах к авторитету» и их использовании в гуманитарных науках см.: Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1996. Гл. 3.

572

«Для средневековья, в отличие от современности, – пишет Л.П. Карсавин, – характерно отсутствие определения разума в „эволюционном“ смысле. Средневековье верит в абсолютную истинность даваемых разумом „определений“ идеи, в подлинную ее постижимость и осуществляемость, вместе с „дурной бесконечностью“ отвергая всякую относительность своих „форм“. Поэтому по природе своей оно явственнее тяготеет к норме, традиции, авторитету, чем не познавшая в „дурной бесконечности“ своего авторитета современность» (Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 205). В конце 10-х гг. Карсавин не мог еще предполагать, что в самом скором времени «современность», отвергающая авторитарное мышление, станет в России «новым средневековьем» и установит новые, еще более жесткие, чем в средние века, авторитеты.

573

См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. Гл. XVII; см. также: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Гл. 1.

574

Хейзинга Й. Осень Средневековья. С 253.

575

Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: СПб., 1909. С. 126.

576

Рассел Б. История западной философии. С. 481.

577

Там же.

578

Там же.

579

Майоров ГГ. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 10. «Первые попытки обосновать христианское мировоззрение философскими или, во всяком случае, логическими средствами принадлежит так называемым апологетам… Вместе с апологетами мы вступаем в философскую эпоху, где оригинальность мысли будет считаться главным пороком, а ее логическая убедительность, соотнесенность с авторитетом и иконографическая точность – главными достоинствами…» (Там же. С. 55).

580

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 30–31.

581

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 229.

582

Там же. С. 226.

583

Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 226.

584

Там же. С. 226—227

585

Там же. С. 228.

586

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 95.

587

Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 233.

588

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 246—247.

589

Там же. Т. 2. С. 114.

590

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 261.

591

Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 173.

592

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 260.

593

Федотов Г.П. Александр Невский и Карл Маркс // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 154.

594

Там же. С. 155.

595

Там же. С. 155—156.

596

Там же. С. 155.

597

Там же. С. 156.

598

Можно вспомнить, что советская Академия наук приняла резолюцию, что учение Марра следует считать «единственной материалистической марксистской теорией.

599

Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993. С. 200—201.

600

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 174.

601

Цит. по: Буллок А. Указ. соч.С. 173.

602

Там же. С. 174.

603

Кун Т. Структура научных революций. С. 29.

604

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 264.

605

См., к примеру, книгу: Кон И. Введение в сексологию. М., 1989. В списке литературы, приводимом здесь и включающем 370 работ, первые три места занимают работы Маркса, Энгельса и Ленина; четвертыми идут «Материалы XVII съезда КПСС» и только после этого начинаются все другие работы в алфавитном порядке.

606

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 154.

607

Цит. по: Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1994. С. 226 Никифор приводит такой пример отношения писаных правил и традиций. Грамматические правила представляются предельно стабильными и абсолютными. Но даже «грамматики, если случается, что слово в тексте отклоняется от господствующего правила и пишется иначе, согласно установившемуся обычаю, ссылаются на предание, считая его правилом правил» (Там же. С. 227—228).

608

Федотов Г.П. Как Сталин видит историю России? // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 156—157.

609

Федотов Г.Л. Указ. соч. С. 156—157.

610

Беловежский (Карпенко) А. Коммунистический тоталитаризм // Философские исследования. 1997. № 4. С. 62–63.

611

Там же. С. 63.

612

Там же. С. 70.

613

Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991. С. 17.

614

Там же.

615

Там же.

616

«Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец… – настаивает монах V века Винцент Леринский. – Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято» (цит. по: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 154). Эта рекомендация остается в силе и для тоталитарного общества, с той единственной оговоркой, что его «древность» весьма относительна.

617

См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 81–82.

618

Там же. С. 83.

619

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 31–32.

620

Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 31.

621

Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 259.

622

См.: Там же. С. 261.

623

См.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. С. 9.

624

Там же. С. 10. «Для воспроизведения истины философ должен достичь ekstasis’a (выхода за пределы своей субъективности) и тем самым полной идентификации своего мышления с воспроизводимым архетипом. Это отчуждение личности мыслителя нашло свое отражение в невиданном никогда ранее культе авторитета и в самом анонимном характере средневековой культуры. Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными. Нарушая все законы человеческого тщеславия, авторы нередко с легкостью приписывали свои сочинения более крупным авторитетам. Отсюда проблема псевдоавторства: псевдо-Аристотель, псевдо-Дионисий и т. п.» (Там же).

625

Майоров Г.Г. Указ. соч. С. 10. «В литературной форме комментария и глоссария написана значительная часть средневековых философско-теологических сочинений. Но этим не исчерпывается приложение экзегетизма. Можно без преувеличения сказать, что вся интеллектуальная культура средних веков экзегетична. Какова бы ни была литературная форма сочинения, для автора той эпохи было неписаной нормой (а может быть, и писаной, если мы вспомним предписания Кассиодоровых „Институций“) цитировать Библию и отцов церкви, интерпретируя соответствующие места в духе отстаиваемых тезисов» (Там же. С. 13).

626

Там же. С. 10.

627

Там же. С. 13–14.

628

См.: Кун Т. Структура научных революций. С. 22–28

629

Кун Г. Указ. соч. С. 158.

630

См.: Ивин АЛ. Социальные символы в структуре научных теорий // Философские проблемы истории логики и методологии науки. М., 1986. С. 36–40. В познавательной функции символ используется для классификации объектов, для рассуждения об объектах по аналогии и т. п. В эмотивной функции он отражает состояние души того, кто использует символ. В оректической функции символ служит для возбуждения определенных чувств и желаний. В магической функции он, как предполагается, приводит в действие какие-то силы.

631

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 59.

632

Там же. С. 4–5.

633

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. С. 353.

634

См.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1982. С. 210—214.

635

См.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 266.

636

См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 165.

637

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С. 84.

638

См.: Там же. См. также: Рабинович ВЛ. Ученый средневековья Психологический очерк // Научное творчество. М., 1969. С. 93.

639

Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 166.

640

Там же.

641

См.: Гуревич А. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 455.

642

И. Р. Шафаревич упоминает среди совпадений, характерных для коллективистических обществ и учений о них, в частности, «обычай мумифицирования умерших глав государств и захоронения их в пирамидальных или пирамидоподобных ступенчатых гробницах, встречающийся в государствах с сильными социалистическими тенденциями и отделенных друг от друга многими тысячелетиями» (Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли будущее у России? С. 256). Шафаревич называет «социалистическими государствами» или «государствами с сильной социалистической тенденцией» все коллективистические государства, независимо от той эпохи, в которую они существовали. Хотя средневековое общество не относится Шафаревичем к социалистическим, можно вспомнить о средневековом обычае сохранять не мумию, а мощи выдающегося святого.

643

Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М., 1991. С. 209

644

Зиновьев А А. Зияющие высоты. М., 1992. Кн. вторая. С. 39.

645

См.: Уткин А. Встречи в верхах – от Петра до Ельцина. Как восточный символизм борется с западным анализом // Литературная газета. 1995. 9 авг. С. 11.

646

Там же.

647

Там же.

648

См.: Никитина И.П. Универсализм и символизм средневековой культуры // Философские исследования. 1995. № 3. В этой работе речь идет о характерных особенностях средневекового символизма.

649

Бицилли Л.М. Элементы средневековой культуры. С. 14–15.

650

Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 97.

651

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 262. «Средневековый символ никогда не бывает этически нейтральным. Иерархия символов была вместе с тем и иерархией ценностей. Поэтому каждая вещь на земле, любое существо обладает определенным достоинством в зависимости от места, занимаемого в иерархии целого» (Там же. С. 267). Ценностный характер средневековых иерархий объясняет, почему всякая, даже малозначительная, вещь представляется средневековому мышлению несущей в себе некую «мораль», или «урок». Отсюда вытекает также самоценность каждой, даже, казалось бы, случайной детали средневековой жизни.

652

Там же.

653

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 8.

654

Бицилли П.М. Указ. соч. С. 8.

655

Цит. по: Russel J.B. Mediaeval Civilization. N.Y. 1968. P. 154.

656

Ibid.

657

В первобытном мышлении, также являющемся иерархичным, существует, как отмечает В. Тэрнер, аналогичная тенденция периодического «возвышения низкого»

Скачать:PDFTXT

Философия истории А. Ирвин читать, Философия истории А. Ирвин читать бесплатно, Философия истории А. Ирвин читать онлайн