семействе» раскрывается основной прием такого мышления: «Различные по своим особенностям действительные плоды являются отныне лишь иллюзорными плодами, истинную сущность которых составляет „субстанция“… Само собой разумеется, что спекулятивный философ лишь потому способен проявлять такое беспрерывное творчество, что он общеизвестные, наблюдаемые в действительности свойства яблока, груши и т. д. выдает за открытые им определения, давая тому, что может быть создано исключительно абстрактным рассудком, а именно – абстрактным рассудочным формулам, названия действительных вещей и объявляя, наконец, свою собственную деятельность, проявляющуюся в том, что он сам переходит от представления яблока к представлению груши, самодеятельностью абстрактного субъекта „плода вообще“. На спекулятивном языке операция эта обозначается словами: понимать субстанцию как субъект, как внутренний процесс, как абсолютную личность. Такой способ понимания составляет существенную особенность гегелевского метода» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 9).
552
Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1994. Т. 2. С. 516.
553
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 519—520.
554
Там же. С. 531.
555
Там же. С. 536—537.
556
Там же. С. 545.
557
См.: Политическая экономия. Учебник. М., 1955. С. 416.
558
См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 31. С. 234.
559
Лотман Ю. Просматривая жизнь с ее начала… // Независимая газета. 1993. 11 нояб. С. 7.
560
Там же.
561
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 43–44.
562
Там же. С. 43–44.
563
В догматизме находит свое выражение приоритет разумной части «верха» коллективистической жесткой структуры над описанием реального мира, стремление так истолковать последний, чтобы он казался успешной реализацией доктрины. Догматизм представляет собой, таким образом, только фрагмент общей коллективистической ориентации. Он не имеет прямого отношения к чувственной и деятельностной составляющим «верха».
564
См.: Мелибруда Е. Я – ты – мы. М., 1986. С. 182—185.
565
См.: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 17.
566
Там же. С. 84.
567
Там же
568
О догматизме марксистско-ленинской философии говорится далее в разделе «Философия».
569
Кун Т. Структура научных революций. С. 57.
570
Там же. С. 59–60.
571
Об «аргументах к авторитету» и их использовании в гуманитарных науках см.: Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1996. Гл. 3.
572
«Для средневековья, в отличие от современности, – пишет Л.П. Карсавин, – характерно отсутствие определения разума в „эволюционном“ смысле. Средневековье верит в абсолютную истинность даваемых разумом „определений“ идеи, в подлинную ее постижимость и осуществляемость, вместе с „дурной бесконечностью“ отвергая всякую относительность своих „форм“. Поэтому по природе своей оно явственнее тяготеет к норме, традиции, авторитету, чем не познавшая в „дурной бесконечности“ своего авторитета современность» (Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 205). В конце 10-х гг. Карсавин не мог еще предполагать, что в самом скором времени «современность», отвергающая авторитарное мышление, станет в России «новым средневековьем» и установит новые, еще более жесткие, чем в средние века, авторитеты.
573
См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. Гл. XVII; см. также: Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Гл. 1.
574
Хейзинга Й. Осень Средневековья. С 253.
575
Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: СПб., 1909. С. 126.
576
Рассел Б. История западной философии. С. 481.
577
Там же.
578
Там же.
579
Майоров ГГ. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 10. «Первые попытки обосновать христианское мировоззрение философскими или, во всяком случае, логическими средствами принадлежит так называемым апологетам… Вместе с апологетами мы вступаем в философскую эпоху, где оригинальность мысли будет считаться главным пороком, а ее логическая убедительность, соотнесенность с авторитетом и иконографическая точность – главными достоинствами…» (Там же. С. 55).
580
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 30–31.
581
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 229.
582
Там же. С. 226.
583
Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 226.
584
Там же. С. 226—227
585
Там же. С. 228.
586
Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 95.
587
Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 233.
588
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 246—247.
589
Там же. Т. 2. С. 114.
590
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 261.
591
Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 173.
592
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 260.
593
Федотов Г.П. Александр Невский и Карл Маркс // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 154.
594
Там же. С. 155.
595
Там же. С. 155—156.
596
Там же. С. 155.
597
Там же. С. 156.
598
Можно вспомнить, что советская Академия наук приняла резолюцию, что учение Марра следует считать «единственной материалистической марксистской теорией.
599
Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993. С. 200—201.
600
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 174.
601
Цит. по: Буллок А. Указ. соч.С. 173.
602
Там же. С. 174.
603
Кун Т. Структура научных революций. С. 29.
604
Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 264.
605
См., к примеру, книгу: Кон И. Введение в сексологию. М., 1989. В списке литературы, приводимом здесь и включающем 370 работ, первые три места занимают работы Маркса, Энгельса и Ленина; четвертыми идут «Материалы XVII съезда КПСС» и только после этого начинаются все другие работы в алфавитном порядке.
606
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 154.
607
Цит. по: Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1994. С. 226 Никифор приводит такой пример отношения писаных правил и традиций. Грамматические правила представляются предельно стабильными и абсолютными. Но даже «грамматики, если случается, что слово в тексте отклоняется от господствующего правила и пишется иначе, согласно установившемуся обычаю, ссылаются на предание, считая его правилом правил» (Там же. С. 227—228).
608
Федотов Г.П. Как Сталин видит историю России? // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 156—157.
609
Федотов Г.Л. Указ. соч. С. 156—157.
610
Беловежский (Карпенко) А. Коммунистический тоталитаризм // Философские исследования. 1997. № 4. С. 62–63.
611
Там же. С. 63.
612
Там же. С. 70.
613
Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991. С. 17.
614
Там же.
615
Там же.
616
«Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец… – настаивает монах V века Винцент Леринский. – Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято» (цит. по: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 154). Эта рекомендация остается в силе и для тоталитарного общества, с той единственной оговоркой, что его «древность» весьма относительна.
617
См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 81–82.
618
Там же. С. 83.
619
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 31–32.
620
Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 31.
621
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. С. 259.
622
См.: Там же. С. 261.
623
См.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. С. 9.
624
Там же. С. 10. «Для воспроизведения истины философ должен достичь ekstasis’a (выхода за пределы своей субъективности) и тем самым полной идентификации своего мышления с воспроизводимым архетипом. Это отчуждение личности мыслителя нашло свое отражение в невиданном никогда ранее культе авторитета и в самом анонимном характере средневековой культуры. Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными. Нарушая все законы человеческого тщеславия, авторы нередко с легкостью приписывали свои сочинения более крупным авторитетам. Отсюда проблема псевдоавторства: псевдо-Аристотель, псевдо-Дионисий и т. п.» (Там же).
625
Майоров Г.Г. Указ. соч. С. 10. «В литературной форме комментария и глоссария написана значительная часть средневековых философско-теологических сочинений. Но этим не исчерпывается приложение экзегетизма. Можно без преувеличения сказать, что вся интеллектуальная культура средних веков экзегетична. Какова бы ни была литературная форма сочинения, для автора той эпохи было неписаной нормой (а может быть, и писаной, если мы вспомним предписания Кассиодоровых „Институций“) цитировать Библию и отцов церкви, интерпретируя соответствующие места в духе отстаиваемых тезисов» (Там же. С. 13).
626
Там же. С. 10.
627
Там же. С. 13–14.
628
См.: Кун Т. Структура научных революций. С. 22–28
629
Кун Г. Указ. соч. С. 158.
630
См.: Ивин АЛ. Социальные символы в структуре научных теорий // Философские проблемы истории логики и методологии науки. М., 1986. С. 36–40. В познавательной функции символ используется для классификации объектов, для рассуждения об объектах по аналогии и т. п. В эмотивной функции он отражает состояние души того, кто использует символ. В оректической функции символ служит для возбуждения определенных чувств и желаний. В магической функции он, как предполагается, приводит в действие какие-то силы.
631
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 59.
632
Там же. С. 4–5.
633
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. С. 353.
634
См.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1982. С. 210—214.
635
См.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 266.
636
См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 165.
637
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С. 84.
638
См.: Там же. См. также: Рабинович ВЛ. Ученый средневековья Психологический очерк // Научное творчество. М., 1969. С. 93.
639
Цит. по: Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. С. 166.
640
Там же.
641
См.: Гуревич А. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 455.
642
И. Р. Шафаревич упоминает среди совпадений, характерных для коллективистических обществ и учений о них, в частности, «обычай мумифицирования умерших глав государств и захоронения их в пирамидальных или пирамидоподобных ступенчатых гробницах, встречающийся в государствах с сильными социалистическими тенденциями и отделенных друг от друга многими тысячелетиями» (Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли будущее у России? С. 256). Шафаревич называет «социалистическими государствами» или «государствами с сильной социалистической тенденцией» все коллективистические государства, независимо от той эпохи, в которую они существовали. Хотя средневековое общество не относится Шафаревичем к социалистическим, можно вспомнить о средневековом обычае сохранять не мумию, а мощи выдающегося святого.
643
Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М., 1991. С. 209
644
Зиновьев А А. Зияющие высоты. М., 1992. Кн. вторая. С. 39.
645
См.: Уткин А. Встречи в верхах – от Петра до Ельцина. Как восточный символизм борется с западным анализом // Литературная газета. 1995. 9 авг. С. 11.
646
Там же.
647
Там же.
648
См.: Никитина И.П. Универсализм и символизм средневековой культуры // Философские исследования. 1995. № 3. В этой работе речь идет о характерных особенностях средневекового символизма.
649
Бицилли Л.М. Элементы средневековой культуры. С. 14–15.
650
Карсавин Л.П. Культура средних веков. С. 97.
651
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 262. «Средневековый символ никогда не бывает этически нейтральным. Иерархия символов была вместе с тем и иерархией ценностей. Поэтому каждая вещь на земле, любое существо обладает определенным достоинством в зависимости от места, занимаемого в иерархии целого» (Там же. С. 267). Ценностный характер средневековых иерархий объясняет, почему всякая, даже малозначительная, вещь представляется средневековому мышлению несущей в себе некую «мораль», или «урок». Отсюда вытекает также самоценность каждой, даже, казалось бы, случайной детали средневековой жизни.
652
Там же.
653
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С. 8.
654
Бицилли П.М. Указ. соч. С. 8.
655
Цит. по: Russel J.B. Mediaeval Civilization. N.Y. 1968. P. 154.
656
Ibid.
657
В первобытном мышлении, также являющемся иерархичным, существует, как отмечает В. Тэрнер, аналогичная тенденция периодического «возвышения низкого»