Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 643.
42
* Там же, т. 4, с. 445.
43
* См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 243.
44
* Маркс К, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т. 26, ч. 2, с. 587.
45
* Среди свободного гражданского населения Аристотель различал три основных класса: «очень зажиточных», «средних» и «крайне неимущих» (Полит., IV, 8, 3). Рабы, разумеется, в счет не шли.
46
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 482.
47
* Показательно, что среди самых видных представителей цинической школы мы встретим выходцев из всех социально ущемленных групп.
48
* Известный немецкий историк Эд. Мейер утверждал, что все планы гражданского переустройства сходились в одном — они «ищут свой идеал в прошлом, в старом аристократическом строе, в критской и спартанской конституции, впоследствии даже в монархии» (Экономическое развитие древнего мира. М., 1910, с. 48). Однако киники отвергали все рабовладельческие проекты, они отрицали все формы государства, известные античности, в том числе афинскую демократию и лаконо-критский аристократический строй.
49
* Ср.: Ранович А, В. Эллинизм и его историческая роль. М. 1950, с. 342.
50
* Излюбленное в цинической диатрибе сравнение жизни людей с муравейником — образное выражение той же слабости. Люди — ничтожные муравьи, копошащиеся в своих ничтожных и мелких делишках. В любой момент муравьиные царства могут быть разрушены, раздавлены неодолимой силой. В этом сравнении нашло также отражение бессилие маленького человека перед судьбой и случайностью, игравшими столь значительную роль в мировосприятии людей эпохи эллинизма.
51
* Киник не говорит, а «кричит» (Д. Л. VI, 44, 83; Антисф. фргм., с. 23, II Винк.).
52
* О близости кинизма к гностикам свидетельствуют многие факты. В частности, киник Максим из Александрии (IV в) стал константинопольским епископом. Об этой же связи говорит Августин (О граде божием, 19, 19).
53
* Маркс К, Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т, 22, с, 467.
54
* Elias in Categor. Prooem. Comment. in Arist. XVIII, III, 2. См. также «Письма Кратета», XXIX.
55
* Аристотель вместо имени Диогена говорит просто «собака» (Рит., III, 10, 1411а24).
56
* Schwartz Е. Charakterköpfe aus der antiken Literatur. 2. Reihe, Leipzig, 1943.
57
* Fritz K. von. Quellenuntersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenea von Sinope. Leipzig, 1926, S, 47–49.
58
* Нужно также иметь в виду, что у Гомера часто встречается сочетание kynes argoi — быстрые собаки (Илиада, I, 50. 18, 283).
59
* Антисфена называют cynicorum princeps (Dümmler F. Antisthenica. 2. Halle, 1882), cynicorum princeps atque auctor (;ller A. De Antisthenis cynici vita et scriptis, Marburg, 1860, p, 12).
60
* Перечисленные положения приводятся в книгах Дадли и Сейера, которые повторяют и суммируют главные доводы своих предшественников, критикующих традицию.
61
* Dudley D. Α history of cynicism. L., 1937, р. 21, 54; Sayre F. Diogenes of Sinope: Α Study of Greek cyoicism. Baltimore, 1938.
62
* Сейер, критикуя традицию, замечает, что вся история об оракуле не соответствует характеру Диогена, отвергавшего всяческие прорицания. Но ученый упускает из виду некоторые детали: 1. Диоген не несет ответственности за созданную о нем легенду. 2. До того как Диоген обратился к оракулу, он не был философом. Заниматься философией он начал по совету оракула.
63
* Diels H. Aus dem Leben des Kynikers Diogenes. — Archiv fin Geschichte der Philosophie, 1894, Bd. 7, H. 3, S. 313f.
64
* Вызывает недоумение то обстоятельство, что Сейер, отдавая себе отчет в изъянах селтменовских выкладок и толкований этого слова, тем не менее принимает хронологию Селтмена, по которой Диоген прибыл в Афины около 340 г., т. е. после смерти Антисфена, Понятно, что эта дата помогает концепции Сейера, стремящегося отторгнуть Антисфена от киников. Проводя свою линию на дискредитацию кинизма, Сейер, не будучи последовательным, принимает традиционное толкование слова paracharaxis, хотя оно разрушает всю теорию Селтмена.
65
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 40, с. 135. Обращает на себя внимание тот факт, что Маркс не причисляет Антисфена к сократикам, а, как следует из контекста, говорит об особой, созданной им философской системе.
66
* Ф. Сейер пытается пересмотреть и этот неопровержимый факт утверждая, что Антисфен якобы за свои военные заслуги получил афинское гражданство (Sayre F. Who was the first cynic? — . Class. J., 1948, vol, 43, N 4, p. 273–274).
67
* Дем. XIII, 213; Плут. Фемист., I; Д. Л. VII, 2, 5; Афин. VI, 234Е.
68
* Платон не оставался в долгу и с презрением относился к старому философу (Теэтет, 155а).
69
* Следы этой полемики сохранились у Исократа (XIII, 1) и в названии одного из сочинений Антисфена (Д. Л. VI, 15).
70
* Мрачный скептик Тимоу из Флиунта (III–II вв. до н. э.) называл в своих «Силлах» Антисфена «говорящим обо всем болтуном» (фргм. 37; ср.: Д. Л. VI, 18).
71
* Гегель Г. В. Ф, Соч. М., 1932, т. 10, с. 141.
72
* Из ранних писателей о Диогене сообщают Кратет, Метрокл из Маронеи, Бион, Феофраст, Сотион, Диокл (Д. Л. VI, 20. 22. 26. 56. 80) и др. Пестрота предания о диогеновском «житии» позволяет писателям сочинять такое, что соответствует их собственным убеждениям. Так, например, он превращается почти в христианского святого и непротивленца в толстовском духе Н. И. Бирюковым (Греческий мудрец Диоген. М., 1910).
73
* Diels H. Ор. cit»S. 313.
74
* Диоген Лаэртский, VI, 24.
75
* «Диоген хотел не поучать, а подавать пример» (Schwartz Е, Ор. dt, S. 18).
76
* Фрагменты сочинений Кратета собраны в следующих изданиях: Diehl Е. Anthologia lyrica Graeca. Lipsiae, 1954; Diels H. Poetarum philosophorum fragmenta, В., 1901.
77
* «У эллинов женщины не участвуют в пиршествах мужчин» (Геродот. V, 18).
78
* Фрагменты сочинений Онесикрита собраны в кн.: Jacoby F. Fragmenten der Griechischen Historiker. В., 1927, Bd. 2, S. 134.
79
* Аллегорическое толкование применялось по отношению к поэзии и другими философами — Демокритом, Феагеном из Регия, Метродором из Лампсака, Анаксагором и др. Не чуждались подобной интерпретации и греческие сказители-рапсоды. См.: Древнегреческая литературная критика, М., 1975.
80
* Pauly — Wissowa Realenzyklopfidie der klassischen Altertumswissenschaft (PWRE). Stuttgart, 1914, HBd. 23, S. 22, 50, Эти слова почти полностью совпадают с мнением Гегеля. См.: Гегель Г. В. Ф. Соч. М., 1932, т. 10, с. 115.
81
* Маковельсний А. О. История логика. М., 1967, с, 66–67.
82
* Dümmler F. Akademika. Gießen, 1889, S. 190.
83
* Ammon. in Porphir. Isag. 40, 6B. Tzetz. Chiliad. VII, 606.
84
* David. Proleg. ad Porphir. Isag. (Brand), p. 20, а 2.
85
* Нарочитый примитивизм и наивность этих аргументов в известной степени объясняются желанием сделать их более доходчивыми. С этой целью Антисфен и Диоген придумали новые слова («лошадность», «стольность» и пр.), звучавшие крайне нелепо и пародирующие термины, впервые введенные Платоном.(Теэтет, 182а).
86
* Mullach F. Fragmenta pnilosoplioium ;iaecorum, vol, 2, Antisth, fr. 33. Р., 1881.
87
* Пер. А. В. Кубицкото (Аристотель. Метафизика. М., 1934). Места, касающиеся учения Антисфена, разъясняются в «Комментариях» главы перипатетической школы и экзегета III в. н. э. Александра из Афродисии, которые дают вместе с тем дополнительные сведения о взглядах киников.
88
* У Диогена Лаэртского есть указание, что, по Антисфену, «определение — это выражение того, чем та или иная вещь является или была» (VI, 3).
89
* «Качеством я называю то, благодаря чему предметы признаются так или иначе качественно определенными» (Аристотель. Категории, VIII, 86).
90
* Симпликий. Комментарии к «Категориям» Аристотеля, 66b47, 67b18, 68b25; Цец. Хилиады, VII, 606.
91
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с, 322.
92
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 142.
93
* Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 25, о. 37.
94
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т, 23, с. 208.
95
* Там же, т. 21, с. 177.
96
* Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956, с. 154–155.
97
* Мацек И. Табор в гуситском революционном движении, М., 1959, т. 2, с, 155 сл.
98
* Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с. 172.
99
* См.: Там же, с. 173.
100
* Фидлер А. Рыбы поют в Укаяли. М., 1963, с. 153–154.
101
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 374.
102
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 289.
103
* Здесь, правда, есть и непереводимая игра слов (новую) —; (ум), т. е, «прихвати с собой и разум».
104
* Диоген говорил: «Образование для молодежи — средство воспитания благоразумия, для стариков — утешение, для бедняков — богатство, для богатых — украшение» (Д. Л. VI, 68). Кажется, еще никто не заметил, что прославление наук и образования у Цицерона (Речь в защиту поэта Архия, 7, 20) перекликается с приведенными словами Диогена. Таким образом, знаменитые стихи Ломоносова («Науки юношей питают…»), перефразировавшего Цицерона, в действительности повторяют кинический первоисточник.
105
* См.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963, с. 177–178.
106
* Слова Диогена — «все исполнено богом» (Д. Л. VI, 73) — могут быть истолкованы пантеистически.
107
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 39, с. 74.
108
* Rostovtzeff Н. The social and economic history of Roman Empire. Oxford, 1926, p, 111.
109
* Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т, 21, с, 68.
110
* Там же, т. 21, с. 79.
111
* Там же, т. 4, с. 444.
112
* Знаменитый александрийский ученый Эратосфен, ученик полукиника Аристона, под влиянием кинической пропаганды доказывал несостоятельность традиционного для греческого мировоззрения деления всех людей на эллинов и варваров, равных, по его мнению, от природы. Того же мнения придерживались Гиппократ и Антифонт.
113
* Ср:. Мелеагр. Палатинская антология, VII, 417, 5. Кроме того, указанное слово дважды встречается у Филона Александрийского, Пример «космополитизма» дает и Кратет.
114
* Joel К. Geschichte der antiken Philosophie, Tübingen, 1929, S. 569.
115
* Игра слов: означает «колодец» и «темница» (Поллукс).
116
* Ср.: Федр. Басня «Петух и носильщики» (App. 18).
117
* Вопросы переустройства общества затрагивали интересы масс, и прав Р. Пёльман, сделавший вывод, что «неразрешенные загадки социального сфинкса должны были занимать фантазию и мысль тысяч людей, что широкие слои жаждали социальных реформ» (Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма, СПб., 1910, с, 333).
118
* Примечательно, что именно олигарх Критий, один из «Тридцати тиранов», выступает поборником прогресса. «Было время, — пишет он, — когда люди жили без порядка, по-звериному, повинуясь только силе; не было награды за добрые дела и наказания за злые. Только потом, как мне кажется, появились закон наказания и право» («Сизиф», фргм, 1, Наук., с, 771).
119
* Как известно, древние считали печень вместилищем всех страстей и желаний. Именно ее и пожирал орел. Таков смысл аллегории. Отрицательно оценивается Прометей и в другой речи Диона (VIII, 33).
120
* Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925, с. 6.
121
* Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты, Баку, 1954, с. 180.
122
* В то время как Диоген настаивает на необходимости взаимного чувства для мужчины и