женщины, Зенон и Хрисипп в своих «Политиях» представляют этот союз гораздо проще: «…каждый встречный может попользоваться любой встречной» * Томсон Дж. Первые философы. М., 1959, с. 223.
138
* Лишь в последнее время появился ценный труд крупного советского ученого А. Ф. Лосева по истории эстетики классического и послеклассического периода, где подвергнуты также глубокому и оригинальному анализу проблемы кинической эстетики (История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1909, с. 84—108). Указывая на кричащие противоречия эстетики киников, связанной со всей структурой кинизма, и подчеркивая ее «огромную историческую роль», А. Ф. Лосев рассматривает ее как «эстетику безобразного» и «эстетику субстанционального аллегоризма». Ученый видит в кинизме причудливое сочетание идеалов «софистического свободомыслия с идеалами сократовского мудреца, свободного от всяких материальных привязанностей» (с. 102).
139
* Walter J. Die Geschichte der Aesthetik in Altertum, Leipzig, 1893, 8. 136–137.
140
* Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963, с. 548.
141
* Гераклид Понтийский: «Жить в радости и роскоши есть признак свободных; это взращивает и укрепляет души; работать же — удел рабов и маломощных, поэтому они и по природе своей становятся приниженными» (Афин, XII, 512b).
142
* Обращает на себя внимание совпадение этих мыслей с ранней христианской моралью, обращенной к бедноте. В частности, евангельское: «Если кто не хочет трудиться, пусть не ест» (Второе послание ап. Павла к фессал. 3,10).
143
* Эта антитеза духа и тела рассматривалась киниками этически, а не онтологически. Душа у них вполне материальна и неотличима от тела. Антисфен считал, что души имеют форму, одинаковую с включающими их телами (Муллах, т. 2, с, 270, 33).
144
* Schenkl H. Florilegium, — Wiener Studien, 1889, Bd. 11, N 12, S. 11.
145
* Лосев А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. «Двойная в книжке польза: возбуждает смех и учит жить разумными советами» (Пер. М. Л. Гаспарова).
148
* Лосев А. Ф. История античной эстетики, М., 1969, [т, 2], с. 94–96.
149
* Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М»1961, с, 106 сл.
150
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 124.
151
* Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, с. 134.
152
* Там же, с, 133.
153
* Влияние этих идей сказывается у Фаворина (II в. н. э.) в фрагменте его диатрибы «Об изгнании».
154
* См.: Нахов И. Поэзия протеста и гнева (Сотад, Феникс, Керкид). — Вопр. клас. филологии.