Скачать:PDFTXT
Философия: конспект лекций

же этнической общности отличаются друг от друга, почему одни известны всей стране, а о существовании других знает ограниченный круг. С целью качественной характеристики, людей используются такие понятия, как индивид и личность.

В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других. Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой – с усмешкой, а третий – со скепсисом.

Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личностьчеловек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Основная причина в том, что, по большому счету, этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке – срок, как видим, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы. Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Личность является предметом изучения многих наук – таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий.

Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретно личность отличается от простых людей? Однозначно на первую часть вопроса ответить нелегко. Безусловно, таких факторов множество, но в настоящее время наука еще не может убедительно объяснить те из них, которые определяют восхождение человека к личности. Однако с полной уверенностью можно отметить, что определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в том, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда – это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его «первый мир», соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Так что личные достоинства родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным – важнейший фактор в формировании личности ребенка, которое впоследствии перерастает в качества взрослого человека.

Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много. Если говорить об этом более конкретно, то это означает те возможности, которые общество предоставляет каждому человеку для получения образования, право на труд и свободу для реализации своих умственных и физических способностей. И если сейчас мысленно охватить современный мир, то нетрудно обнаружить, что на слуху и на глазах мировой общественности преимущественно мелькают политическая, экономическая, культурная элита главным образом из индустриально развитых стран.

Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести немало примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г. на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.

Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение – вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

5. Каких женщин выбирают себе в жёны состоятельные мужчины?

Русская красавица!

Если мужчина хорошо зарабатывает, он считает, что достоин минимум очаровательной красавицы и максимум Мисс страны. Красота будущей супруги – это не только желание мужчины-эстета любоваться своей возлюбленной. Это, скорее, фактор представительский.

– Я хочу такую жену, чтобы не просто было не стыдно показать друзьям и партнёрам по бизнесу, – говорит бизнесмен… – Я хочу, чтобы мне завидовали, чтобы любовались на неё и глаз не могли отвести

– Я требую от своей жены, чтобы она всегда носила каблуки и короткую юбку, – говорит… – На них она ещё более стройна и очаровательна. Но только при условии, что при этом я с ней. Без меня в короткой юбке – никуда.

Внешность жены служит фактором, посредством которого мужчина постоянно самоутверждается в глазах других. Это как дорогой автомобиль, на котором всегда хочется прокатиться на глазах у восхищённой публики…

Умелая хозяюшка!

Как известно, мужчины, которые чего-то добились в жизни, не «опустятся» до того, чтобы готовить или стирать (даже когда живут одни). За них это всегда делает кто-то другой: периодически приходит (или приезжает из другого города) мама или домработница. Деловые люди чаще едят в ресторанах – то же мясо и жареную картошку, которые могли бы без труда приготовить сами. Но им это, видите ли, не к лицу… Поэтому зачастую мужчины женятся, чтобы за ними было кому ухаживать.

– Как я соскучился по домашним обедам! – рассказывает топ-менеджер… – Конечно, в ресторанах тоже неплохо готовят, но дома как-то совсем по-другому. Как посмотрю кулинарную программу, так сразу хочется жениться! Представляю, какое это счастье: приходишь домой – а там готовый ужин, тапочки, всюду чистота и уют.

Многодетная мамаша!

По мнению мужчин, каждая женщина обязана хотеть детей и мечтать о декретном отпуске. Ну а для мужчин детипредмет особой гордости. Женщина любит своего сына уже за то, что это её ребёнок. И зачастую совершенно неважно, станет он президентом компании или останется рядовым программистом. Для мужчины наследник и его успехи – также предмет самоутверждения.

– Посмотрите, каким стал мой сын, – не устаёт рассказывать соседям…. – Сам всего добился: и должности заместителя начальника по кадрам, и дом построил, и жену-красавицу отхватил…

Богатые мужчины предпочитают, чтобы у них было много детей. Тем самым они увеличивают вероятность того, что их дети многого добьются в жизни. Хотя, с такими папами им вряд ли грозит нищенское существование… В любом случае жена для богатых – это прежде всего женщина-мать, которая поможет ему продлить свой род…

При этом, как вы сами понимаете, мужчины-бизнесмены очень мало времени проводят с детьми. Им достаточно понимать, что наследники у них уже есть. Они могут часик повозиться с ними на выходных, но всё бремя будничных забот о детях проходит мимо мужчин, потому что несут это бремя женщины. Конечно, мужчины постоянно жалуются на то, что им не хватает времени на семью. Но с другой стороны, они никогда не спешат домой после работы. Они постоянно где-то задерживаются. И не только потому, что у них много работы, но и потому, что они не хотят участвовать в решении бытовых проблем, связанных с детьми.

– Я даю деньги и хватит с меня! – говорит…. – А остальные вопросы пускай

Скачать:PDFTXT

Философия: конспект лекций читать, Философия: конспект лекций читать бесплатно, Философия: конспект лекций читать онлайн