1991. С. 73.) И если для западноевропейского утопизма преобладающей темой является поиск путей рационалистического переустройства общества в соответствии с принципами разума, то для русского утопизма — преображение общества в соответствии с законами социальной правды как единства истины и справедливости, в соответствии с духом Евангелия» [13].
Если западный утопизм развивался от религиозного миросозерцания через рационалистическую философию к утопии, апеллирующей к науке, то русский утопизм, также имея религиозный источник, проделал иной путь: от православия через заимствованные с Запада идеи рационализма и просвещения к религиозной философии, которая критикует утопии как неадекватные формы решения религиозных проблем. В отличие от западной философии с ее гносеологизмом и онтологизмом для русской философии характерны антропоцентризм и связанное с этим доминирование моральных, социальных и историософских проблем, обращение к вопросам о смысле истории, ее цели и т.п. [14] 10 Мережковкии Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада. М., 1992. С. 22
11 Там же. С. 24.
12 Там же. С. 157.
13 Черткова Е. Утопизм // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 528.
14 Там же. С. 531. 255 Предваряя рассмотрение концепций и подходов к пониманию природы социокультурного кризиса в философии Русского религиозного ренессанса первой трети XX столетия, следует обратиться к наиболее значимым и определяющим теориям, представляющим как бы идейный фундамент для анализа грядущих кризисных ситуаций. К ним относятся утопические концепции Н. Федорова и Вл. Соловьева, которые в полной мере знаменуют расцвет и угасание утопического мировосприятия в русской философской мысли, а также культурфилософские и историософские работы Н. Данилевского и К. Леонтьева, во многом предвосхитившие грядущий подъем философии кризиса на Западе. 1.2. Владимир Соловьев: теократическая утопия
Историческая тема занимала важное место в творчестве выдающегося русского философа Вл. С. Соловьева. В ранних работах он представляет образ истории как результат действия «трех сил», взаимодействия «трех исторических миров», «трех культур» — «мусульманского Востока», «западной цивилизации и Славянского мира». Противостоящие друг другу западная цивилизация и мир ислама рассматриваются как уже проявившие свои возможности в истории, достигшие крайней точки развития и переживающие кризис. Будущий прогресс человечества, согласно раннему Соловьеву, зависит от того, смогут ли Россия и славянство стать «третьей силой», примирить эти противоположности и тем самым восстановить «положительное единство» исторического развития [15].
15 См.: Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994. С. 157-161. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — философ, поэт, публицист. Сын крупнейшего русского историка СМ. Соловьева. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Защитил в 1874 г. магистерскую диссертацию, в 1880 г. — докторскую диссертацию. Академическая карьера Вл. Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам покушения на Алек256 сандра II. В 1880-е гг. выступал за воссоединение церквей, мечтая о восстановлении христианского мира. В последние годы жизни философ развивает систему религиозной этики («Оправдание добра», 1897), разрабатывает проблемы теории познания («Теоретическая философия», 1899) и истории философии («Жизненная драма Платона», 1898 и др.). Вл. Соловьев — основоположник российской метафизики всеединства, оказавший огромное влияние на всю последующую религиозно-философскую мысль России.
Находясь под влиянием славянофилов, Соловьев в своем выступлении в Обществе любителей российской словесности (1877) критически оценивает состояние современного западного общества: «Отдельный личный интерес, случайный факт, мелкая подробность — атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве, — вот последнее слово западной цивилизации. Она выработала частные формы и внешний материал жизни, но внутреннего содержания самой жизни не дала человечеству, обособив отдельные элементы, она довела их до крайней степени развития… но без внутреннего органического единства, они лишены живого духа, и все это богатство является мертвым капиталом» [16]. Такая оценка характерна для раннего периода творчества Соловьева, позже он следует идее человечества как «единого организма». В этом контексте, когда в 1890-е гг. Соловьев пишет о «мнимом прогрессе», «получившем значение в Европе», то речь идет уже не столько о кризисе Запада, сколько о кризисной тенденции самой человеческой истории.
16 Соловьев ВС. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М. 1989. Т. 1. С. 28. В 1880-е гг. Соловьев обращается к построению теократической утопии. «Свободная вселенская теократия» мыслилась Соловьевым как идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и должна была представлять собой гармоническое единство власти церковной (первосвященник), основанной на «вере и благочестии», государственной (монарх), хранящей «закон и справедливость» и пророческой, гарантирующей неоскудение духовных сил общества, его верность началам «свободы илюбви». Общество «свободной тео257 кратии» Соловьева — образ «христианского государства», «высшее благо и истинная цель которого заключается в совершенной взаимности богочеловеческого соединения — не в полноте власти, а в полноте любви» [17].
Согласно Соловьеву, исторический процесс есть продолжение процессов природных, человеческое царство — результат постепенной и длительной эволюции природного мира. Точно так же как развитие природы приводит к рождению «человека натурального», физического, исторический процесс подготавливает рождение «человека духовного». Поэтому история имеет определенную направленность, цель: история ведет к торжеству добра, т.е. к «воплощению Божественной идеи» в мире. Таким воплощением является объединение всего человечества в единый духовный союз — Вселенскую церковь. Вл. Соловьев считает, что в объединении человечества именно славянство и русский народ должны сыграть великую историческую роль. Россия, не являясь ни Востоком, ни Западом, но включая в себя и восточные и западные элементы, может стать той духовной силою, которая объединит человечество. Способствует этому и православие, которое еще Чаадаев характеризовал как «духовную» форму христианства (в отличие от «политического католичества»). Именно на почве православия христианские церкви объединятся в единую Вселенскую церковь. Церковь как таковая не будет вмешиваться в экономические, государственные дела, но она даст высшую цель их деятельности.
Такая всечеловеческая, целостная жизнь будет «свободна от всякой исключительности, всякой национальной однородности» [18]. Она не будет ничего исключать, но в своей целостности диалектически совместит высшую ступень единства с полнейшим развитием множественности. Эти идеи Вл. Соловьева, положенные в основание его «теократической утопии», говорят о глубокой и искренней вере философа в «спасение» человечества [19]. 17 Соловьев B.C. Собр. соч. СПб., 1911. Т. 4. С. 633.
18 Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 176.
19 См.: Волкогонова О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX-нач. XX в. М., 1992. С. 64-67. 258 Развитие историософских взглядов Вл. Соловьева прошло несколько этапов. В последние годы жизни он отказывается от проекта теократического государства. Его взгляд на философию истории становится эсхатологическим. Устами одного из участников «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Соловьев утверждает, что «прогресс… есть всегда симптом конца» [20], приближение развязки. Эта развязка связана с внешним торжеством сил зла, когда за всеми материальными, экономическими, социальными достижениями человечество перестает видеть и ощущать свою духовную сущность, роднящую его с Богом. Соловьев оптимист и пессимист одновременно: предрекая воцарение Антихриста в мире — он пессимист, считавший, что зло не может быть побеждено добром в этом мире. Зло так же необходимо в мироздании, как и светлые, добрые, софийные силы, исчезнуть оно не может. Но Соловьев и оптимист: он вдохновенно описывает крушение царства Антихриста и безоговорочно верит в это. Однако возможно это лишь при втором пришествии Христа, когда должен свершиться последний суд над всеми жившими на земле и сбыться библейское предсказание о конце исторической драмы человечества.
20 Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 705. Идея о неуничтожимости зла у Соловьева была тесно связана с мыслями о смерти как безусловном физическом зле, сводящем на нет все добрые помыслы и дела. В этом проявляется очевидное влияние утопического проекта «общего дела» Н. Федорова. Для Соловьева принципиальное значение имеет вера в воскресение Иисуса Христа, показывающая возможность преодоления смерти.
От идеала теократической вселенской монархии Соловьев переходит к ощущению и ожиданию всемирной катастрофы и конца истории, после которого только и наступит тысячелетнее Божье царство.
Предупредить мировую катастрофу, избежать ее, согласно мыслителю, возможно лишь «теснейшим сближением и мировым сотрудничеством всех христианских народов и госу259 дарств» [21]. Несмотря на весь трагизм человеческой истории, Соловьев верит в подлинно светлое будущее. Человечество ждут «новая земля» и «новое небо» и прийти к ним необходимо, делая все для успеха общего дела «совершенствования целого человека — внутреннего и внешнего, лица и общества, народа и человечества…» [22]. 21 Соловьев В. Указ. соч. С. 642.
22 Там же. С. 73. 1.3. Николай Федоров: критика цивилизации и культуры
Теория достижения братского состояния общества Н. Федорова [23] во многом пересекается с теократической утопией Вл. Соловьева.
23 В середине XIX столетия в России появляется уникальное направление философской мысли, впоследствии получившее название космического направления, или русского космизма. В широком смысле этого слова под космизмом вообще понимается целая область русской культуры, включающей не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В этом смысле к космическому направлению в русской культуре можно отнести и Вяч. Иванова, и А. Скрябина, и Н. Рериха и т.д. В русской же философской мысли в середине XIX в. выделился крут мыслителей и деятелей науки, представлявших космическое направление русской философии. Среди них можно назвать Н.Ф. Федорова, А.В. Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.Н. Муравьева, А К. Горского, Н.А. Сетницкого, Н.Г Холодного, В.Ф. Купревича, А.К. Машева и др. Основоположник русского космизма Федоров в своем творчестве обращается к социальной оценке современной ему эпохи и общества.
Федоров Николай Федорович (1829- 1903) — мыслитель-утопист, выдвинувший проект «общего дела» человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображения вселенной в рай, Царство Божие (во исполнение благой вести христианства). Главная тема и замысел Федорова — преодоление смерти. В ней заключено зло мира и самый факт ее бытийственности 260 свидетельство торжества слепой и враждебной силы над человечеством, неродственности и вражды между людьми. Поворот в судьбах человечества к выполнению долга по отношению к отцам-предкам, к «общему делу» воскрешения мертвых и регуляции природы обозначает собой и начало нового хода в космическом процессе, обретающим жизненосное, а не смертоносное направление, ведущее к восстановлению умершего, бывшего, а не рождению нового, чреватого смертью. [См.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С. 534-537.]
Федоров — решительный и последовательный критик цивилизации и культуры. В них он усматривает лишь способ забвения смерти, забвения тем более прочного, чем дальше по дороге цивилизации и культуры (этого прогрессирующего вырождения и падения) идет человечество [24]. Мыслитель критически оценивает цивилизационную стадию существования человечества: цивилизация держится не любовью и заботой о ближнем, а страхом и насилием. Современное состояние человечества мыслитель характеризует как небратское. Согласно Федорову, в обществе XIX в. наряду с разорением природы процветает и