Философия любви: Обоснование. Утверждение. Опровержение.
Типология любви.
С древнейших времен трактовка любви имела различные основания для типологии. Так древнекитайская типология любви, основанная на критерии ее предмета включает в себя широкий спектр видов любви от эротической влюбленности, чадолюбия и патриотизма до меломании и «любви к небу, усеянными звездами». Любовь, — утверждает отечественный философский словарь, это — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Однако немец по этническому происхождению и американец по образу жизни Эрих Фромм убежден, что любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм ( См.: Фромм Э. Искусство любви. М., «Знание», 1990. С. 43.). Но если один человек действительно любит какого-то человека, то это еще не означает, что он любит всех людей, весь мир. Он любит жизнь, а в жизни себя в предмете своего обожания. И вовсе не значит, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.
В античной мифологии также сакральный брак неба и земли интерпретируется как порождение оформленного мира. В греческой мифологии богиня любви Афродита, возникшая из пены морской олицетворяет процесс сакрального брака. Ей соответствует римская Венера. Олицетворением любви в античной мифологии является — Эрос (Эрот) – сын бога богатства Пороса и нищенки Пении, зачатый на празднике рождения Афродиты (в римской мифологии — Амур (Купидон). Спутник Афродиты Эрот выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. В античной типологии любви по критерию формы ее проявления различаются такие ее виды как филия, сторге, агапе и эрос. У Платона в диалоге «Пир» сообщается, что прожить на свете безупречно ничто на свете не научит лучше, чем любовь, она разлита во всей природе и является стремлением человека к начальной целостности. В современной типологии любви выделяют платоническую (братскую, материнскую), эротически-сексуальную, естественную, религиозную, как обман, как жизнь.
1.2. Любовь платоническая
В древней мифологии и философии возникло учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил, а любовь рассматривалась как космическая сила, подобная силе тяготения. Любовь как побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Братская любовь, по определению Фромма, наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви. Под братской любовью Фромм понимает ответственность, заботу, уважение, знание другого человека. В платоновском диалоге «Пир» любовь толкуется как чувственная влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной любви, предмет которой – абсолютное благо и абсолютная красота отсюда в житейской словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения» ( Платон. Пир // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1999. С. 44-45, 63, 73..). Платон осуждал преувеличение роли чувственности в любви: «Низкая любовь направлена только на тело и подчинена чувству удовольствия, поэтому в ней нечто скотское». В диалоге «Федр» Сократ говорит, что в каждом из нас два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они не повели; одно из них врожденное, это – влечение к удовольствию, другое – приобретенное нами мнение относительности нравственности и стремление к ней» (Платон Федр // Федон .Пир. Федр. СПб. 1997. С.193.).
Братская любовь – это любовь между равными, но даже равные не всегда «равны». Каждый нуждается в помощи и участии. Материнская любовь, по оценке Э.Фромма, из-за альтруистического, бескорыстного характера считается высшим видом любви и наиболее священной из всех эмоциональных связей. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Однако есть и оборотная сторона материнской любви – ее нельзя добиться или вызвать. Либо она есть, либо ее нет. Причем материнская любовь по своей природе безусловна. Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, — это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых и наиболее обманчива из-за легкости, с которой мать может любить своего ребенка, если она способна вообще любить.
1.3. Любовь эротическая. В речи Сократа из платоновского диалога «Пир» обосновывается, античное представление об эротической любви. Эрот — бог древнейший и является первоисточником величайших благ и вопреки распространенному мнению не красив и не нежен, а груб и неопрятен. Он тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет рассудительности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, находясь между мудростью и невежеством, он искусный колдун, чародей и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен, то живет и цветет, то умирает, то оживает опять. Все, что он ни приобретет, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден. Эрот есть предмет любви, а не любящее начало. Платон обосновывает позицию Сократа о том, что любовь — «стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А это значит, что любовь — это стремление и к бессмертию. Эрос — стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному. Платон, как и другие его современники, не осуждал гомосексуализм, любовь к мальчикам. Не нашлось у Платона аргументов против подобного зла. Правда, Сократ, обсуждая эту проблему, сообщает, что он будет говорить, закрыв лицо, чтобы не сбиваться от стыда, а завершил свою речь тезисом: «как волки ягнят, любят влюбленные мальчиков». В Библии жёстко осуждается гомосексуализм, лесбиянство и зоофилия как содомский грех. Современная сексуальная революция сняла и практически, и теоретически покрывала с подобных половых отношений, признав их нравственно и юридически нелегитимными. Но в ряде стран предприняты попытки придать этим извращениям легитимный характер, апеллируя к правам человека и частной собственности.
1.4. Любовь сексуальная. Современная энциклопедия разъясняет, что секс – это «культурный феномен взаимоотношений полов, фундированный биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящий далеко за его пределы, покрывая широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений» (Можейко М.А. Секс // История философии: Энциклопедия. Мн., 2002. С. 939.). Фундированный – это значит твердый, устойчивый, закрепленный инстинкт. Собственно понятие «секс» (франц. sexe, от лат. sexus — пол), сексуальность представляет собой совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная сфера в широком смысле принадлежит к слою «оно» личности, т. е. к слою бессознательного. В архаических культурах сексуальность наиболее ярко выражена в мифологическом сюжете сакрального брака Земли как материнского и Неба как отцовского начал. Сексуальная жизнь человека также мыслилась как имеющая космическую размерность и существенное значение в природных и, соответственно, аграрных циклах. Предполагалось, что сексуальный акт на свежевспаханном поле сообщает почве плодородность, а менструирующие девушки, трижды обежавшие засеянное поле, защитят его от злых духов и обеспечат хороший урожай.
В рамках восточной культуры сексуальная практика также имела сакральное значение, выступая символом плодотворных потенций космических сил в мужских божествах. Например, доарийский бог Шива часто изображался в священном танце, воплощающем космическую энергию, или в виде лингама — каменного столба, изображающего фаллос — мужской половой орган. Воплощение женского мирового начала иони (санскр. уoni — источник, женские гениталии) связано с женским божеством Шакти. В момент сексуального контакта с женщиной как воплощением Шакти мужчина идентифицируется с Шивой и мыслится как постигающий сокровенную истину. В древнеиндийской мифологии Лакшми (в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну), согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана. Сыном Лакшми является Кама, трактуемый в ведийской мифологии как «саморожденный». Он олицетворяет любовь как стремление, влечение, желание. В 3-4 вв. возник древнеиндийский трактат Камасутра, посвященный теме камы—любви. Его автором считается Ватьсьяяна.
В европейской культуре если взять за точку отсчета основание Рима (753 г. до н. э.), то примерно на протяжении шестисот лет мораль была строгой, патриархальной. Крайне сильной была власть отцов и вообще старшего поколения, идеалом женщины выступала Лукреция — римлянка, убившая себя после изнасилования. Примерно в середине II века до н. э. наступил перелом, вызванный знакомством Рима с моралью восточных эллинистических государств. Свобода нравов за короткий срок становится повсеместной, временами переходящий все границы настолько, что римские императоры вынуждены были издавать указы, запрещающие патрицианкам заниматься проституцией.
Средневековье — эпоха господства католической церкви. Аскетизм был провозглашён идеалом, а секс рассматривался, прежде всего, как средство продолжения рода. Этот период продолжался приблизительно с начала VII по начало XVI века, то есть около девятисот лет. Сексуальность устойчиво сохраняется в культуре, воспроизводясь, например, в средневековом суфизме. Так в трактате Ибн аль-Араби «Геммы мудрости» утверждается, что мистическое соединение с Абсолютом возможно посредством растворения в продуктах эманации, и наиболее полно это растворение реализуется через соединение с женщиной. «Итак… трое: Бог, мужчина и женщина», — мужчина выступает двойственным по своей природе: прежде всего, он – творение Божье, и в этом качестве любит Творца и стремится к нему, но в отношении к женщине он выступает сам как творец, ибо она — часть его. Сексуальный акт выступает эквивалентным акту Божественного самопознания, и потому посвященный знает, «Кем он насладился, и Кто насладился», и становится совершенным ( Там же. С.940.).
Кардинально отличается интерпретация сексуальной любви в христианской традиции. Земная жизнь в христианстве имеет минимальную ценность, а секс рассматривается как смертный грех. Боязнь женщины, антифеминизм восходит к библейской традиции: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф., 5:28); «горче смерти — женщина, потому что она – сеть, и сердце ее — силки, руки ее – оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Екклесиаст, 7: 26). В реестре библейских грехов похоть стоит на втором месте после гордыни, а «любодеи» наказывались жестче нежели убийцы. В христианстве асексуальная Любовь небесная как благоговейное экстатичное стремление к Богу и любовь земная, низведенная до уровня бездуховной животной похоти, противопоставлены как добродетель и порок. Связь женщины с дьяволом интерпретируется именно как связь сексуальная.
Аксиологическая абсолютизация асексуальности аргументируется учением о