Скачать:TXTPDF
Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения

Философия любви: Обоснование. Утверждение. Опровержение.

Типология любви.

С древнейших времен трактовка любви имела различные основания для типологии. Так древнекитайская типология любви, основанная на критерии ее предмета включает в себя широкий спектр видов любви от эротической влюбленности, чадолюбия и патриотизма до меломании и «любви к небу, усеянными звездами». Любовь, — утверждает отечественный философский словарь, это — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Однако немец по этническому происхождению и американец по образу жизни Эрих Фромм убежден, что любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм ( См.: Фромм Э. Искусство любви. М., «Знание», 1990. С. 43.). Но если один человек действительно любит какого-то человека, то это еще не означает, что он любит всех людей, весь мир. Он любит жизнь, а в жизни себя в предмете своего обожания. И вовсе не значит, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.

В античной мифологии также сакральный брак неба и земли интерпретируется как порождение оформленного мира. В греческой мифологии богиня любви Афродита, возникшая из пены морской олицетворяет процесс сакрального брака. Ей соответствует римская Венера. Олицетворением любви в античной мифологии является — Эрос (Эрот) – сын бога богатства Пороса и нищенки Пении, зачатый на празднике рождения Афродиты (в римской мифологии — Амур (Купидон). Спутник Афродиты Эрот выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. В античной типологии любви по критерию формы ее проявления различаются такие ее виды как филия, сторге, агапе и эрос. У Платона в диалоге «Пир» сообщается, что прожить на свете безупречно ничто на свете не научит лучше, чем любовь, она разлита во всей природе и является стремлением человека к начальной целостности. В современной типологии любви выделяют платоническую (братскую, материнскую), эротически-сексуальную, естественную, религиозную, как обман, как жизнь.

1.2. Любовь платоническая

В древней мифологии и философии возникло учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил, а любовь рассматривалась как космическая сила, подобная силе тяготения. Любовь как побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Братская любовь, по определению Фромма, наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви. Под братской любовью Фромм понимает ответственность, заботу, уважение, знание другого человека. В платоновском диалоге «Пир» любовь толкуется как чувственная влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной любви, предмет которой – абсолютное благо и абсолютная красота отсюда в житейской словоупотреблении платоническая любовьлюбовь, свободная от чувственного влечения» ( Платон. Пир // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1999. С. 44-45, 63, 73..). Платон осуждал преувеличение роли чувственности в любви: «Низкая любовь направлена только на тело и подчинена чувству удовольствия, поэтому в ней нечто скотское». В диалоге «Федр» Сократ говорит, что в каждом из нас два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они не повели; одно из них врожденное, это – влечение к удовольствию, другое – приобретенное нами мнение относительности нравственности и стремление к ней» (Платон Федр // Федон .Пир. Федр. СПб. 1997. С.193.).

Братская любовь – это любовь между равными, но даже равные не всегда «равны». Каждый нуждается в помощи и участии. Материнская любовь, по оценке Э.Фромма, из-за альтруистического, бескорыстного характера считается высшим видом любви и наиболее священной из всех эмоциональных связей. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Однако есть и оборотная сторона материнской любви – ее нельзя добиться или вызвать. Либо она есть, либо ее нет. Причем материнская любовь по своей природе безусловна. Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, — это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых и наиболее обманчива из-за легкости, с которой мать может любить своего ребенка, если она способна вообще любить.

1.3. Любовь эротическая. В речи Сократа из платоновского диалога «Пир» обосновывается, античное представление об эротической любви. Эрот — бог древнейший и является первоисточником величайших благ и вопреки распространенному мнению не красив и не нежен, а груб и неопрятен. Он тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет рассудительности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, находясь между мудростью и невежеством, он искусный колдун, чародей и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен, то живет и цветет, то умирает, то оживает опять. Все, что он ни приобретет, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден. Эрот есть предмет любви, а не любящее начало. Платон обосновывает позицию Сократа о том, что любовь — «стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А это значит, что любовь — это стремление и к бессмертию. Эросстимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному. Платон, как и другие его современники, не осуждал гомосексуализм, любовь к мальчикам. Не нашлось у Платона аргументов против подобного зла. Правда, Сократ, обсуждая эту проблему, сообщает, что он будет говорить, закрыв лицо, чтобы не сбиваться от стыда, а завершил свою речь тезисом: «как волки ягнят, любят влюбленные мальчиков». В Библии жёстко осуждается гомосексуализм, лесбиянство и зоофилия как содомский грех. Современная сексуальная революция сняла и практически, и теоретически покрывала с подобных половых отношений, признав их нравственно и юридически нелегитимными. Но в ряде стран предприняты попытки придать этим извращениям легитимный характер, апеллируя к правам человека и частной собственности.

1.4. Любовь сексуальная. Современная энциклопедия разъясняет, что секс – это «культурный феномен взаимоотношений полов, фундированный биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящий далеко за его пределы, покрывая широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений» (Можейко М.А. Секс // История философии: Энциклопедия. Мн., 2002. С. 939.). Фундированный – это значит твердый, устойчивый, закрепленный инстинкт. Собственно понятие «секс» (франц. sexe, от лат. sexus — пол), сексуальность представляет собой совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная сфера в широком смысле принадлежит к слою «оно» личности, т. е. к слою бессознательного. В архаических культурах сексуальность наиболее ярко выражена в мифологическом сюжете сакрального брака Земли как материнского и Неба как отцовского начал. Сексуальная жизнь человека также мыслилась как имеющая космическую размерность и существенное значение в природных и, соответственно, аграрных циклах. Предполагалось, что сексуальный акт на свежевспаханном поле сообщает почве плодородность, а менструирующие девушки, трижды обежавшие засеянное поле, защитят его от злых духов и обеспечат хороший урожай.

В рамках восточной культуры сексуальная практика также имела сакральное значение, выступая символом плодотворных потенций космических сил в мужских божествах. Например, доарийский бог Шива часто изображался в священном танце, воплощающем космическую энергию, или в виде лингама — каменного столба, изображающего фаллос — мужской половой орган. Воплощение женского мирового начала иони (санскр. уoni — источник, женские гениталии) связано с женским божеством Шакти. В момент сексуального контакта с женщиной как воплощением Шакти мужчина идентифицируется с Шивой и мыслится как постигающий сокровенную истину. В древнеиндийской мифологии Лакшми (в брахманизме и индуизме богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну), согласно мифу, появилась сидящей на лотосе при пахтанье богами океана. Сыном Лакшми является Кама, трактуемый в ведийской мифологии как «саморожденный». Он олицетворяет любовь как стремление, влечение, желание. В 3-4 вв. возник древнеиндийский трактат Камасутра, посвященный теме камы—любви. Его автором считается Ватьсьяяна.

В европейской культуре если взять за точку отсчета основание Рима (753 г. до н. э.), то примерно на протяжении шестисот лет мораль была строгой, патриархальной. Крайне сильной была власть отцов и вообще старшего поколения, идеалом женщины выступала Лукреция — римлянка, убившая себя после изнасилования. Примерно в середине II века до н. э. наступил перелом, вызванный знакомством Рима с моралью восточных эллинистических государств. Свобода нравов за короткий срок становится повсеместной, временами переходящий все границы настолько, что римские императоры вынуждены были издавать указы, запрещающие патрицианкам заниматься проституцией.

Средневековьеэпоха господства католической церкви. Аскетизм был провозглашён идеалом, а секс рассматривался, прежде всего, как средство продолжения рода. Этот период продолжался приблизительно с начала VII по начало XVI века, то есть около девятисот лет. Сексуальность устойчиво сохраняется в культуре, воспроизводясь, например, в средневековом суфизме. Так в трактате Ибн аль-Араби «Геммы мудрости» утверждается, что мистическое соединение с Абсолютом возможно посредством растворения в продуктах эманации, и наиболее полно это растворение реализуется через соединение с женщиной. «Итактрое: Бог, мужчина и женщина», — мужчина выступает двойственным по своей природе: прежде всего, он – творение Божье, и в этом качестве любит Творца и стремится к нему, но в отношении к женщине он выступает сам как творец, ибо она — часть его. Сексуальный акт выступает эквивалентным акту Божественного самопознания, и потому посвященный знает, «Кем он насладился, и Кто насладился», и становится совершенным ( Там же. С.940.).

Кардинально отличается интерпретация сексуальной любви в христианской традиции. Земная жизнь в христианстве имеет минимальную ценность, а секс рассматривается как смертный грех. Боязнь женщины, антифеминизм восходит к библейской традиции: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф., 5:28); «горче смерти — женщина, потому что она – сеть, и сердце ее — силки, руки ее – оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Екклесиаст, 7: 26). В реестре библейских грехов похоть стоит на втором месте после гордыни, а «любодеи» наказывались жестче нежели убийцы. В христианстве асексуальная Любовь небесная как благоговейное экстатичное стремление к Богу и любовь земная, низведенная до уровня бездуховной животной похоти, противопоставлены как добродетель и порок. Связь женщины с дьяволом интерпретируется именно как связь сексуальная.

Аксиологическая абсолютизация асексуальности аргументируется учением о

Скачать:TXTPDF

Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать бесплатно, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать онлайн