связи человеческой личности с природой и обществом, воплощение всеединой идеи во внутренней жизни человечества и материальной природы. «Предел эротического знания — слияние с сущностью вещей, любовь даже уже не к идеальному знанию, но к самой идее. Результат такой любви — рождение «истинной добродетели». Соловьев говорил, что нельзя соединить при помощи своего Эроса неба с землею и преисподнею, что богочеловеческий путь невозможен без «настоящего существенного богочеловека».
3.5. Любовь в творчестве 3. Гиппиус и суфизме. Термин «компаративистика» в историко-философских исследованиях употребляется в двух различных значениях: как сравнительно-исторический метод и как самостоятельная дисциплина ^Компаративистский подход в контексте историко-философского познания является частью (стороной, аспектом) общенаучного сравнительно-исторического метода. Если употребление сравнительно-исторического метода исходит из посылки об изначальном единстве и тотальности мировой философии, то для компаративистики эти единство и тотальность оказываются весьма проблематичными. Ее почва, напротив — принципиально различное мировидение, присущее Западу и Востоку, Древности и Новейшему времени, а подчас и концепциям одной и той же эпохи и культуры.
Сравнивая две разных по своему содержанию акта творчества можно найти как отличительное, так и общее. Исследуя творчество Зинаиды Гипиус невольно обращаешь внимание, что характерной особенностью ее поэзии является любовь к Богу. Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным Учителем Великой Красоты». Стихотворение «Адонай» Зинаиды Гиппиус (из цикла «Последние стихи») содержит строки с обращением к Богу: «И вот опять, опять ты — Иегова, Кровавый Бог отмщения и гнева!», то в начале нового столетия Божия, правда и «Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике: Небо — вверху; небо — внизу, Звезды — вверху; звезды — внизу, Все, что вверху, то и внизу, Если поймешь, благо тебе.
Любовь настоящая, (а для 3. Гиппиус разделение на настоящую и ненастоящую любовь вполне оправдано), появляется в слиянии свободы и Бога. Это может произойти в одном человеке — полюбившем, а может и в двух — влюбленных. Все равно любовь пребывает как пугь к Богу, как возможность Его почувствовать или с ним слиться. У Зинаиды Гиппиус присутствует даже мысль о том, что мы, влюбляясь, любим на самом деле не конкретного человека, а Бога в нем, Бога через него. С мужем -Дмитрием Мережковским ее отношения были не земными, пропитанными какой-то мистикой; это были не физические, но метафизические отношения. Можно обнаружить, что проблема любви, скрытый подтекст в поэзии З.Гиппиус схож с суфизмом.
Суфизм — это религиозно-мистическое течение, в отличие от ортодогсального ислама, предполагающее контакт с Богом. Отличительным признаком суфизма является отождествление любви к богу с опьянением вином. Как в четверостишье Омара Хаяма:
Сад цветущий, подруга и чаша с вином —
Вот мой рай. Не хочу очуттиться в ином.
Да никто и не видел небесного рая!
Так что будем пока утешаться в земном.
«Вино» в мистической поэзии Хайяма означает и истинные ценности Бытия, и поток живых страстей, и течение времени, замертво валящего абсолютно всех. Наконец, вино — это человеческая кровь, а наполнившаяся чаша означает завершение отмеренной человеку жизни. Особенностью иранского суфизма вообще и любви в иранском суфизме в частности было «очеловечивание» божественного и привнесение в божественное учение элементов реального земного бытия.Персидские мистики зачастую не делами разграничения между божественной и человеческой любовью, т.е. влюбленный мог обращаться к земной красоте — объекту своей любви — как к богу.
Для поэзии З.Гиппиус, которая была еще и философом, характерной чертой был взгляд со стороны: не только любить, но и размышлять над тем, что есть любовь. Для нее любовь настоящая, появляется в слиянии свободы и Бога. Это может произойти в одном человеке — полюбившем, а может и в двух — влюбленных. Все равно любовь пребывает как путь к Богу, как возможность его почувствовать или с ним слиться. Но неизменно сквозь любящего должен «просвечивать» Бог. На этой мысли Гиппиус спотыкается: а вдруг не Бог, а дьявол учит нас любви? Ведь и Смерть одна, как и Любовь. Так же и персидские мистики видели в любви не только отражение бога, но и что-то мистическое. Для суфиев любовь к богу является важнейшей и наивысшей из всех стоянок, самым быстрым путем, который ведет к близости с Богом.
3.6. Любовь и брак в иранских традициях. Древние арий (арийцы, иранцы) всегда уделяли большое внимание женщинам. Они выбирали себе самых красивых девушек, хороших матерей и прекрасных домохозяек. Они шли на самые безумные поступки, чтобы заполучить желаемых женщин. Об этом свидетельствует древнеиранский литературный памятник Авеста. В ней сын из рода Атвйа, из богатырского дома Трэтоны приносил в жертву богине Ардви Суре Анахите, сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец. И просил он ее, чтобы она помогла ему не только одержать победу над чудовищем-туранцем Ажи Дахака, он просил Ардви Суру Анахиту чтобы она не только даровала ему удачу, но и похитить жен своего врага:
«Чтобы я его жен обеих похитил,
Обеих — Сангхавак и Арнавак,-
Их материнское лоно прекрасно.
Их проворство в домашней работе прекрасно».
И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита.
Эти тексты свидетельствуют, что арии воевали за женщин, всегда хотели иметь самых лучших жен. И на пути к своей любви, их ничто не останавливало, даже сильные противники.
На сегодняшний день современные иранцы, конечно, сохранили эти этические и чувственные качества, но появились определенные факторы, влияющие на любовь и традиции. В нынешнее время любовь в Иране стала стоить немало «золотых монет»
Жениться в Иране очень сложно. Чтобы жениться современному жителю Ирана нужно будет до свадьбы, во время сватовства подписать своего рода брачный контракт, в котором указано, что при разводе с девушкой он должен будет заплатить ей немалые деньги
. Этот своеобразный закон был принят с целью сохранения брака и как результат его действия разводимость в стране очень низкая. Но где же истинная любовь кто-то скажет без всяких договоров? На этот вопрос очень сложно ответить, но для современных жителей Ирана это (очень) даже в порядке вещей.
3.7. Персидские мотивы и иранские женщины. Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, Бога ради, Обучусь когда-нибудь!
Так Сергей Есенин в «Персидских мотивах» упредил современную науку компаративистику в сравнительном анализе культуры Любви у представителей разных этносов. Великий поэт показал пример понимания отношений к любви у разных народов. Однако в настоящее время, в так называемых демократических обществах, сложился неверный стереотип положения женщин в Иране.
1) Женщина в Иране стонет от угнетения. Как раз угнетенными в Иране скорее можно назвать мужчин. Муж в соответствии с законом обязан работать, а женщина — может работать только по ее желанию. Он не может заставить ее работать и не может запретить ей работать. Если он хочет, чтобы она помыла посуду или покормила ребенка, она всякий раз может требовать за это деньги. Потому что муж ей должен, а она ему нет. Если муж не обеспечивает семью, он подлежит суду. Жена может запретить мужу выезжать за границу — просто подать на него жалобу и на границе его остановят.
2) Женщины в Иране — домашние пленницы. Тем временем они там занимают все должности кроме президента и судей. 60% учащихся — студентки. Они водят машины и занимаются наукой, искусством и управлением. Но никогда не стоят за прилавком на базарах или в магазинах, не работают на тяжелых работах. Если какой-то иранец осмелится поднять руку на жену, он пожалеет, что родился. Его ждет суд, утрата всего имущества, от него отвернутся семья и друзья. Именно поэтому невероятно, чтобы иранский солдат (как утвеждают мусависты и сообщают западные СМИ) мог снайперски прицелиться и убить юную демонстрантку — такое мог совершить только сознательный провокатор, зная какую реакцию это вызовет в обществе. Иранцы обожают своих жен. Они с ними носятся, стараются им угодить, обожают детей и необычайно заботливы.
Представительницы же прекрасного пола все чаще не соглашаются выходить замуж, если муж не в состоянии предоставить квартиру и другие блага и не способен выплатить мехр — свадебный подарок в 100 тысяч долларов. Чтобы облегчить жизнь молодым парам, решили ввести так называемый «раздельный брак»: молодые женятся, но каждый живет у своих родителей. Женщины подняли мятеж. Они сочли, что мужчины просто хотят иметь секс без всяких обязательств.
3)Женщину в Иране носить чадру якобы заставляют муж, отец или власть. Но если поговорить с женщиной в чадре, то она вам объяснит, что это ее право: одеваться с той степенью строгости как она хочет. Иранки после революции провозгласили, что они — не сексуальные игрушки мужчин, а равные им создания Бога. По конституции на улице все женщины в Иране должны покрывать голову — легкая это косынка или строгая, решает она сама. В университетах и офисах существует дресс-код (форма одежды). Дома, в закрытых женских учреждениях, институтах, спортивных клубах (их множенство) или в гостях можно ходить хоть в мини-юбке.
4) В Иране якобы запрещены художники. А они рисуют в парках и студиях, выставляют и продают свои работы. Персидская миниатюра известна во всем мире. А вот мужчинам фотографировать женщин не стоит — они могут возмутиться.
5) В Иране якобы запрещен спорт и развлечения. Иранцы обожают спорт. Конечно можно увидеть, когда женщины в полном хиджабе грациозно совершают пробежки, играют в теннис или пинг-понг, на общих пляжах купаются в платье. Но в спорт клубах, в женских и семейных бассейнах — в купальниках. Они занимаются фитнесом, играют во все спортивные игры и даже в гольф — но отдельно от мужчин. Есть множество кинотеатров, театров, боулингов, ресторанов, цирков, концерных залов, а вот дансингов и дискотек нет. Зато есть горнолыжный спуск прямо в Тегеране, доступный для всех.
3.8. «Ахыска» — любовь моя. Где одна любовь, там нет места другой. Так гласит поговорка турков месхетинцев из Ахыска и поэтому