hltp www baiterek kz/indeb nhp*>ioumal=3&page=95)
Вообще казахскому национальному самосознанию чужды явно выраженные националистические устремления. Вместе с тем это не исключает роста национал-патриотических настроений в связи с переживаемым периодом возрождения и строительства новой государственности. В первую очередь обнаруживается, что среди казахов 54 процента поддерживают идею самостоятельного национального пути развития Казахстана. Примечательно, что сторонниками этой идеи являются около трети опрошенных русских. Главное, что подъем национал-патриотизма не носит «взрывного» характера. Например, по данным опроса за 2005 год, среди городских казахов национал-патриоты составляют 19,9 процента, националисты — 7,5 процента; среди сельских их, соответственно, 25,1 и 10,1 процента. Основная же масса казахов поддерживает идею равноправия всех народов Казахстана.
В ходе опросов социологи пытались установить, каким образом в сознании представителей разных этнических групп происходит рационализация этнонациональной принадлежности. С этой целью респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что для Вас лично означает Ваша национальная принадлежность?» В результате было обнаружено превышение лиц, отдающих предпочтение этноисторическому критерию идентификации в сравнении с гражданским. В большинстве люди воспринимают свою национальную принадлежность через «генетическую связь с Родиной, языком, ее историей и культурой, традицией и землей предков», реже увязывают это с «гражданством, общностью проживания на одной территории».
Особенности национального характера, вытекающие из общности уклада жизни, играют более важную роль в восприятии национальной принадлежности у русских и менее значимы для казахов. В числе менее значимых для представителей разных этносов назывались «кровно-родственные отношения», «связь с религиозными верованиями», «неприязненное отношение к представителям других наций». О несущественности этнонациональной принадлежности («ничего не означает, это понятие давно устарело») говорят немногие. Интересно, что к суждению об известной устарелости самого понятия «национальность» чаще всего склоняются экономически активные категории респондентов в возрасте от 30 до 50 лет.
Патриотический компонент этнической самоидентификации проверялся с помощью вопроса: «Гордитесь ли Вы своей национальной принадлежностью?» Судя по ответам, полученным на этот вопрос, этнонациональная самоидентификация и у казахов, и у русских, и у лиц других национальностей достаточно устойчива и имеет позитивную направленность. Большинство ощущает гордость за принадлежность к своему этносу. Эмпирические данные показывают, что среди основной массы казахстанцев острого переживания кризиса национальной идентичности незаметно. Не получают подтверждения и расхожие утверждения по поводу угрозы обострения межнациональных отношений в Казахстане. По данным опроса, проведенного в минувшем году, большинство казахстанцев не верит в возможность конфликта на национальной почве в республике (в среднем 67,1 процента) Никто не чувствует себя чужим в Казахстане, многие являются казахстанцами в третьем, четвертом поколении — живут с незапамятных времен, считают Казахстан своей Родиной.
Тем не менее, правильно пишет один из авторов газеты «Южный Казахстан»: то, что мы разрушаем памятники и переписываем учебники, бездумно меняем названия улиц и населенных пунктов, нас не красит. Ведь нет никакой гарантии, что наши дети и внуки будут относиться с уважением к нашим ценностям и не поступят с ними точно так, как мы сейчас с наследием недалекого прошлого (Жаринов В Патриотизм как норма жизни / Южный Казахстан, 19 октября 2009)
Этническое самосознание большинства казахстанских граждан не обременено ни чувством национальной исключительности, ни враждебностью по отношению к представителям иноэтнических групп, служит залогом укоренения казахстанской идентичности в процессе становления нового феномена государственности.
Важным фактором гражданской идентичности и воспитания патриотизма может быть религия. Сегодня многие ударились в показную веру. Наши социологические исследования показали, что 70% населения в Южном Казахстане считают себя верующими, 10% -атеисты и 20% -религиозно нейтральные. Причем, 60% считают, что религия оказывает влияние на формирование патриотизма, а 85% убеждены, что она оказывает существенное влияние как на объединение, так и разъединение людей. Профессор Никита Струве, внук самого известного оппонента В.И.Ленина Петра Струве, живущий во Франции убежден, что «и настоящая вера бывает полуосознанной, и важно, чтобы она не завела людей не на ту дорогу: страшно, когда вероисповедание превращается в одну из частей государственной политики… Очень опасно превращать веру в национальную идею… Патриотизм, — также отметил Н.Струве, — тоже не всегда хорошая вещь. Если он связан с единением, с общиной, тогда имеет право на существование. Но когда патриотизм превращается в гордыню собой, собственным народом, то из национального чувства он перерождается в национализм. А национализм особенно страшен, когда становится идеологией»( Струве Н В России много праведников // АИФ №43 21 октября 2009)
Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный диалог между религиями. Достижение межконфессионального мира является важным условием существования современного общества. Политика в сфере межконфессиональных отношений проводится Республикой Казахстан с учетом глобализационных процессов. По инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева в 2003 и 2006 годах в Астане состоялись Съезды лидеров мировых и традиционных религий. В работе форумов приняли участие авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Съезды стали существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий явилась мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений. Огромное значение имеет единодушное мнение участников съездов о том, что многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.
Одним из показателей патриотизма являются миграционные процессы. В 90-е годы наибольшая миграция из стран региона происходила именно из Казахстана. Аналитики, оценивая потенциал миграции из стран Центральной Азии, по прежнему на сегодняшний день отдают приоритет Казахстану. В условиях кризиса массовая потеря населения ничего хорошего не принесет и процессы тихого выдавливания набирают определенную инерцию, а останавливать их специально никто не собирается.
Важнейшей составляющей гражданской идентичности является национально-патриотическая идея, которая должна апеллировать к каждому гражданину страны, независимо от социальной, политической, этнической или религиозной принадлежности. На наш взгляд такой идеей в настоящий период времени может быть только евразийская идея. Евразия пульсирует как живой организм. От самого большого из эллинистических государств -царства Селевкидов в III в. до н.э. и до 1/6 планеты — Советского Союза в XX в. государства
Евразии, то объединялись, то разъединялись. Причем, это разъединения чаще всего сопровождалось мучительными, кровопролитными бедствиями. Но после распада вновь наблюдается процесс «собирания земель», обусловленный экономическими и политическими интересами народов проживающих на этой огромной территории. После распада СССР постепенно возникает понимание того, что народы Центральной Азии «обречены» жить вместе.
Основатели классического евразийского движения, выступая «против евроцентризма, отстаивали идею замкнутого идеократического государства, адекватного ландшафту и основанного на славянско-туранском союзе».
Время внесло существенные поправки в современное понимание евразийства. Книга А.Дугина «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева» начинается словами Н.Назарбаева: «Евразийский союз альтернативы не имеет». Не со всеми начинаниями Н.Назарбаева можно согласиться, но вряд ли кто решиться усомниться в том, что именно Н.А.Назарбаеву принадлежит первенство признания необходимости возрождения евразийской идеи. В 1994 г., выступая перед студентами и преподавателями Московского Государственного Университета, высказал идею создания «Евразийского союза», основанного на верности древней дружбе славян и тюрков, а точнее взаимоотношений, имеющих более древние корни — между ариями и туранцами.
К сожалению и в Казахстане, и в России, в том числе и те, кто считает себя политиками, политологами и даже специалистами в геополитике не понимают, что в современных условиях на постсоветском пространстве в условиях глобализации евразийству альтернативы нет. Н.Назарбаев предлагает создать не империю, а Союз, но не советского, а европейского образца, построенного на федеративных или конфедеративных отношениях.
Не способствует евразийской интеграции и дугинские представления о роли в этом процессе православной церкви и сакрализации богоносной миссии русского народа — это тупиковый путь. Признание равных возможностей всех конфессий в деле формирования нравственности и этики должно быть приоритетным. Ни русский, ни казахский, ни какие другие евразийские народы, ни православие, ни ислам, ни другие религии не нуждаются в лицемерном причитании о их притеснении или необходимости поддержки. Всякий народ и его язык выживут, пока будет жива культура этносов и наций.
4.2. Любовь к этносу и нации. В последнее десятилетие проблемы диалога культур обсуждаются не только на научных конференциях, но и в средствах массовой информации во взаимосвязи с экономикой, политикой, религией, а также в контексте евразийства, менталитета, национальной идеи и глобализма. И чаще всего по проблемам евразийства высказываются диаметрально противоположные взгляды. Сама по себе тема не нова. Ее истоки лежат в дискуссиях между славянофилами и западниками на протяжении всего XIX века, особенно его второй половины. Затем они перешли в ожесточенные дебаты в 20-х годах XX века, которые вели такие крупные личности как Н.С. Трубецкой, В.Ф. Эрн, Н. Бердяев, Г. Флоровский и другие. Ныне через евразийство поднимается тема интеграции культур стран постсоветского пространства и самоопределения их в мире. Специфика нынешних споров заключается в том, что евразийство связывается с современной геополитикой. В России сторонники евразийства как бы отстаивают самобытность ее, цивилизационное отличие от Запада и противостоящее ему.
Противники идеи евразийства, наоборот, настаивают на усвоении западных ценностей, чтобы не сойти с рельсов мировой цивилизации. Один из сторонников современного российского неоевразийства А.Дугин в статье «Евразийский ответ глобализации» утверждает, что евразийство может выступить в качестве главной, объединяющей всех национальной идеей, указывает на необходимость самого деликатного учета и приема во внимание этнических, конфессиональных и культурных аспектов (См. Дугин А. «Евразийский ответ глобализации» // http / www сетгаыа ги/пецьА pfap°st=l 250063640 ~ Назарбаев Н Диалог во имя стабильности и безопасности // Казахстанская правда 2003 14 февраля).
В Казахстане проблема евразийства рассматривается через призму суверенитета, сохранения национальных культур и языков. Выступая перед участниками первой Международной конференции мира и согласия, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отметил, что после окончания противостояния двух мировых систем мировое сообщество пока не смогло освободиться от стереотипов прошлого: «В сознании людей все еще остаются барьеры, разделяющие человечество по цвету кожи, вероисповеданию, принадлежности к тому или иному культурному пласту или идеологии»20. Речь идет об идентификации. Идентификация в философии понимается как установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков, опознание. Личная идентификация предполагает поиск ответа на вопрос об отношении личности к самой себе.
Гражданская идентичность во многих исследованиях рассматривается наряду с идентичностью этнической. К ним чаще всего обращаются, когда изучают вопрос о влиянии общественных изменений на самосознание личности, поскольку эти элементы социальной идентичности в наибольшей степени зависит от политической обстановки в стране и мире в целом.
Назвавший себя