Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения

в умах тогдашних людей мужчина не играл никакой роли в деле продолжения рода. Поэтому культ Богини-Матери занимал абсолютное, доминирующее положение в религиозных верованиях. И любовь к женщине могла быть только сакральной.

Неслучайно на огромном пространстве Евразии от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изображений, выполненных в эпоху древнего каменного века (около 35-15 тыс. лет назад). В большинстве случаев это небольшие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога, встречаются также барельефы и контурные рисунки, высеченные в камне, которые Макошь — наименование скульптурного изображения женщины — прародительницы рода русов славянской богини Макоши. Макошь — женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Академик Б.Рыбаков пишет, что мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне ее культа, а ведь в зависимости от того или иного ответа определяется возможность опускания образа божества на праславянскую глубину:

если данное божество известно многим славянским народам, то можно допустить его древнее, праславянское происхождение, если же культ божества с таким именем географически ограничен, то следует осторожнее относиться к его удревнению. Впрочем, в последнем случае следует допустить возможность позднейшего изменения имени божества при древности самой идеи. Эти скульптуры неправильно именуются «палеолитическими Венерами», поскольку собственно к Венере они не имеют никакого отношения.

Анимистические богини каменного века, воплощавшие образ великой праматери, отмечали окончательную победу социальной духовности, составив почву для последующего генезиса женского божества в различных религиях. Мистический и пленяющий образ женщины, парадоксально вырастающий из древнейшей формы орудия, которым убивали зверя или разделывали его тушу, проходит через сотни тысяч лет. И при этом прослежено, что если фигурам верхнего палеолита предшествовали богини мустье, ашеля и олдувая, то сопутствовали им на этом пути весьма ранние образы птиц, древнейшие протипы которых также исполнялись оббивкой камня, -как орудия и праобразы женщин. Известна найденная в Англии на стоянке Warlingham со смешанными культурными слоями ашеля и мустье предельно выразительная комбинация двух форм. Это грубо, но удивительно талантливо оббитые фигурки сидящей женщины и птицы, которую женщина кормит или что-то ей говорит.

В чем, однако, подлинный смысл этих древних скульптур? Подходит ли вообще имя «Венера» к этим широкобедрым; нередко беременным, грубо стилизованным и часто безлицым фигуркам? А, может быть, эти древние статуэтки рассказывают нам нечто важное и о нас самих, и о том, как некогда женщины вместе с мужчинами поклонялись жизнетворящим силам Вселенной? Власть над природой?

Наряду с наскальными рисунками, пещерными святилищами и захоронениями женские фигурки являются важными источниками информации о духовном мире людей палеолита. Они подчеркивают благоговейный страх наших предков как перед тайной жизни, так и перед тайной смерти. Они показывают, что еще на очень ранних этапах человеческой истории воля человека к жизни выражалась и утверждала себя в многообразии ритуалов и мифов, которые принято связывать со все еще распространенной верой в то, что мертвые могут вернуться к жизни через новое рождение. «В столь большом пещерном святилище, как Труа Фрер, Нио, Фон де Гом или Ласко, -пишет историк религии Э О Джеймс, — церемонии должны были представлять собой организованную общиной попытку взять под контроль природные силы и процессы с помощью сверхъестественных средств ради всеобщего блага Священная традиция, будь она связана с добычей пищи, тайной рождения, воспроизводства и смерти, возникала и действовала, по-видимому, в ответ на желание жить — и сейчас, и в будущем».

Свидетельства подобной связи женского начала с силой, дарующей жизнь, мы можем обнаружить в палеолитических захоронениях. К примеру, в гроте Кроманьон, где в 1868 году впервые удалось найти костные останки наших предков эпохи верхнего палеолита, вокруг них и на них были аккуратно разложены раковины каури. Эти раковины, имеющие форму того, что Джеймс изящно именует «вратами, через которые дитя входит в мир», очевидно, связаны с определенным типом древнейшего почитания женского божества.

Вероятно, здесь на первый план выступает связь женщины с дарением жизни и ее продолжением. Но и смерть, точнее, воскресение, также оказывается центральной древнерелигиозной темой. Еще точнее, как замечает Джеймс, они «указывают на похоронные ритуалы в основе ритуала жизнетворения, тесно связанного с женскими фигурками и другими символами культа Богини».

Все эти пещерные святилища, фигурки, захоронения и церемонии связаны с верой в существование того единственного источника, из которого возникает и человеческая жизнь, и жизнь животных и растений, — это великая Богиня-Мать, или Вседающая, с которой мы встречаемся и в более поздние периоды истории западной цивилизации Наши древние предки понимали: мы и окружающая нас природа — это тесно связанные между собой части великой тайны жизни и смерти, и поэтому ко всей природе следует относиться с уважением. Символ этого уважения в окружающем мире — женщина-мать. Это осознание, позднее подчеркивавшееся тем, что фигурки Богини помещались среди символизирующих природу животных, знаков воды и деревьев было центральным в утерянном нами духовном наследии Таким же важным моментом был благоговейный страх и изумление перед великим чудом человеческого существования: чудом рождения, воплощенным в женском теле.

Среди исследователей нет единого мнения о том, для чего выполнялись эти произведения первобытного искусства и кого они,собственно говоря, изображают. Кое-кто искренне утверждает, что женские статуэтки древнего каменного века вообще не свидетельствуют о каких-либо культовых предпосылках, но являются отражением общественного уважения к женщине. В публикациях разных авторов преобладает взгляд о том, что женские изображения времен палеолита представляли материнских предков, являлись символом единства и родственной связи членов общины, служили фетишами идеи продолжения рода, были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа людей в нем.

Но некоторые факты побуждают усомниться в его достоверности. Например, в мадленский период (около 15-10 тыс. лет назад), который отнюдь не характеризовался упадком материальной культуры и искусства, женские изображения почти исчезают. В свете упомянутой гипотезы это необъяснимо. Если не строить домыслы, исходя из своих субъективных представлений, а обратиться к фактам, то выясняется, что племена, живущие охотой и собирательством, а также практикующие примитивное земледелие, не заинтересованы в росте общины, а следовательно, и в повышении рождаемости. В данном случае мы видим один из примеров того, что видимость не всегда является истиной, а первая пришедшая в голову мысль, которая представляется само собой разумеющейся, не всегда оказывается верной.

2.3. Тема любви в Авесте. Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, господствовавшей на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII-VIII вв. н. э.), известной как зороастризм (по имени легендарного ее основателя пророка Зороастра, или Заратуштры). Более позднее ответвление этой религии получило название митраизма — от имени бога Митры. Последователи религии Авесты, живущие сейчас в Бомбее (Индия) и его окрестностях, зовутся парсами. Поэтому религию Авесты иногда называют парсизмом. В Иране сохранилось небольшое количество огнепоклонников, именуемых мусульманами гебрами (неверные). Основное содержание Авесты — учение о непримиримой борьбе светлого начала, олицетворяемого Агура-Маздой (в греческом написании — Ормузд), и темного начала, зла, олицетворяемого Ангра-Майнью (греческий Ариман). Агура-Мазда возглавляет сонм духов света и добра — агуров. Ангра-Майнью — полчища духов зла и тьмы — дэвов.

Своеобразное отражение в Авесте получила тема любви. Сын ария из рода Атвйа, из богатырского дома Трэтоны приносит богине Ардви Суре Анахите в жертву сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец с пикантной просьбой. Он просил богиню, чтобы она помогла ему не только одержать победу над туранцемАжиДахака:

Чтобы я его жен обеих похитил,

Обеих — Сангхавак и Арнавак, —

Их материнское лоно прекрасно,

Их проворство в домашней работе прекрасно.

И даровала ему эту удачу АрдвисураАнахита…

Эти тексты свидетельствуют, что арии воевали за женщин, всегда хотели иметь самых лучших жен. И на пути к своей любви, их ничто не останавливало, даже сильные противники.

В современном Иране, конечно, сохранили эти этические и чувственные качества, но появились определенные факторы, влияющие на любовь и традиции. В нынешнее время любовь, веренее брак в Иране стало стоить не менее дорого. Жениться в Иране очень сложно. Чтобы жениться современному жителю Ирана нужно будет до свадьбы, во время сватовства подписать своего рода брачный контракт в котором указано, что при разводе с девушкой он должен будет заплатить ей немалую сумму. Этот своего рода брачный контракт был принят с целью сохранения брака и показательно, что разводимость в Иране очень низкая. Но где же истинная любовь без всяких договоров? На этот вопрос очень сложно ответить, но для современных жителей Ирана это (весьма) даже в порядке вещей.

2.4. Любовь в Античной Греции. Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Эрос античности — так называют они любовь того времени, и это ходячий взгляд, который многие считают аксиомой. Вряд ли верно, что в древности не было настоящей любви. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было много богов — покровителей любви. Один из них олицетворял собой начало и конец любви (у Эрота была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой — плотские вожделения (Гимэрот), третий — ответную любовь (Антэрот), четвертый — страстное желание (Поф), пятый — любовные уговоры (богиня Пейто), шестойбрак (Гименей), седьмойроды (Илифия).

И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда же они брались, если не из любви?

При древних храмах жили тогда жрицы любви, их почитали, а любовь обожествлялась как таинственная сила. Конечно, это еще простой эрос, телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что этот эрос не просто животное чувство, — он очеловечивает человека. С ходом времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. И наверно, нельзя вы¬водить общие для всех эпох античности правила, думать, что любовь была в них одинаковой, равной самой себе.

Любовь ранней античности вполне, видимо, можно назвать античным эросом. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания — таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под их видом явиться к возлюбленным.

Мы привыкли разделять чувства на две категории: это еще дружба, а это уже любовь. Но этого мало.Еще древние греки определили шесть видов, шесть цветов любви:

Эрос — страстная физическая любовь-увлечение, любовь-страсть. В

Скачать:TXTPDF

Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать бесплатно, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать онлайн