ней большое значение имеет внешность и физическая привлекательность партнера. Отношения развиваются очень быстро. Сексуальное влечение очень велико. Если эрос взаимен, то партнеров тянет к друг к другу как магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию партнером. Любовники, обуреваемые эросом, искренее полагают, что они созданы друг для друга.
Людус — любовь, похожая на игру, ее никогда не принимают всерьез. Влюбленные, не желая причинять боли другому, тем не менее часто обижают партнера. Порой они бывают эгоистами, ведь на первом месте — собственное желание получить удовольствие, а не мысли и чувства другого человека. Поэтому любовь такого типа бывает не прочь закрутить отношения с несколькими партнерами сразу. Людус — гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены. «Мне нравится играть в любовь со всеми», — вот ее девиз.
Сторге — более духовное и более спокойное чувство. Медленно разгорающаяся страсть, вырастающая из привязанности и дружбы на базе общих интересов. Это теплая и надежная любовь-дружба («Любимый, ты мой лучший друг!»). В ней очень важно сходство партнеров по максимальному количеству критериев: уровню физической привлекательности, социальному и финансовому статусу, взглядам на жизнь и т.д. Партнер уверен в том, что всегда найдет в любимом понимание и поддержку.
Прагма — прагматическая любовь, реалистические и приземленные отношения. Их традиционно называют «любовью по расчету». Прагматические любовники хорошо знают, чего они хотят от партнера, и ставят ему «условия», которые должны соблюдаться. Часто такая любовь строится на товарно-денежном обмене, на банальной купле-продаже. Например, респектабельный и состоятельный мужчина «покупает» любовь молодой и красивой женщины. А женская красота и юность, в свою очередь, выгодно обмениваются на социальный статус мужчины и его экономический успех.
Маниа — очень эмоциональная любовь, похожая на езду на американских горках. Любовники, одержимые манией, всегда колеблются между «адом и раем», между ангелами и бесами, между восторгом и отчаянием. Этот стиль более всего соответствует распространенному стереотипу «романтической любви». Это необузданная страсть, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и огромная зависимость от объекта влечения («Любимый, без тебя я умру!»). Этот стиль — главный поставщик статистики самоубийств на почве неразделенной любви.
Агапе — в некотором роде противоположность людус. Это альтруистическая, дающая любовь. Такие влюбленные думают не о самих себе, а о партнерах, и о том, что они могут для них сделать. В отношениях этого типа больше духовности, чем физической близости. Они построены на бескорыстной самоотдаче («Любимый, все тебе отдам! Будь счастлив, даже если не со мной!»). Агапе полна жертвенности и самоотречения, построена на снисхождении и прощении. Это любовь не ради себя, а ради другого. У древних греков агапе считалась не только любовным чувством, но и идеалом гуманной любви к ближнему, предвосхищением альтруистической христианской любви.
В любви мужчин и женщин есть сходства и различия. В любви типа эрос и агапе мужчины и женщины не отличаются между собой. Однако мужчины чаще склонны к людус, а женщины предпочитают отношения типа сторге или прагма.
Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос,— любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Древние греки так и говорили: «эротоманиа» — «безумная (безрассудная) любовь». Был глагол «эреоманео» — «быть безумным от любви». Эрос — главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» — искусство любви. Более спокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол — «филео» — «я люблю» («филео су» — «я люблю тебя»). У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь — лишь один из видов «филии».
Любовь как высшая степень хорошего эмоционального отношения «я» к «не-я» колеблется между себялюбием, где «не-я» — это «я», и «друголюбием», любовью к «не-я», за которой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви («филэтон») сводится лишь к объекту и к средству удовлетворения себялюбия, а не рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я». Любовь в первом смысле — любовь потребительская. Это не настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря сказал, что настоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент сострадания к предмету любви.
Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь. Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» — «нежная любовь, горячая привязанность», «филотэс» — «дружба, привязанность, любовь». Еще более мягкой,
чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» — любовь-влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари христианской эта любовь приняла форму «агапэ» — новозаветной любви (агапы — братские трапезы у ранних христиан).
Мифология — антропоморфична. В мифологии люди, не зная законов природы, подлинных причинно-следственных отношений в мире, объясняли явления поверхностно, связывая их ассоциативно, по аналогии со своими отношениями и свойствами. Была мифологизирована и обожествлена и любовь. В Древней Греции она мифологически была представлена в образах нескольких мифологических существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот. Афродита — богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь — с мужчинами.
Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот. Вначале Эрота изображали в виде необработанной каменной глыбы, а затем -хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в людей.
2.5. Любовь в античной литературе. Образ Эрота — бога любви пытается философски осмыслить Платон в диалоге «Пир». Он утверждает, что Эрот — бог древнейший и приводит суждение Гесиода, который говорит, что сначала возник Хаос, а следом Земля и Эрот. Это — безличная сила, влекущая друг к другу богов и людей противоположного пола. По одной из античных версий причиной Троянской войны послужила эта безличная сила -любовная страсть троянца Париса к Елене.
Античное мировоззрение, возникнув из мифологии, не смогло преодолеть антропоморфизм. Для этого использовались, по существу, мифологические образы любви, прежде всего Афродиты, которая была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. В «Пире» Сократ (устами которого говорит Платон) в сущности, принимает мысль о двух Эротах: вульгарном, земном и возвышенном, небесном, говорит, что слышал это от некой мудрой женщины Диотимы. Эрот сам по себе не прекрасен и не добр, но он не безобразен и не подл, сын бога богатства Пороса и богини бедности Пении, «всегда беден и, вопреки распространенному мнению, совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но, с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет рассудительности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный колдун, чародей и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен; в один и тот же день он то живет и цветет, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что он ни приобретет, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден» (Платон Пир //Мыслители Греции От мифа к логик; Сочинения М ,1999 С 69)
Эрот находится между мудростью и невежеством, потому что, как и все боги не занимается философией, так как и так мудр, а тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не желают заниматься философией и невежды довольные собой. Поэтому Эрот занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Далее Сократ обосновывает, что любовь — это любовь к своему благу, к вечному обладанию этим благом, к прекрасному бессмертию. Но люди смертные и боги дали им долю бессмертия, которое состоит из способности к творчеству и способности к рождению.
За всеми видами любви: к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к поэтическому и законотворчеству, должна стоять высшая любовь. Это любовь, согласно Платону, к миру вечных и неизменных идей, являющиеся прообразами всего сущего — идеи добра, красоты, истины.
Раздел III
Этнические особенности любви
3.1. Любовь в мировоззрении казахов. Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.
Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков казахов входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В Ш-И вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.).
В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (VIII век) и Карлукский (VIII-X вв.) каганаты, объединения огузов (IX-XI вв.), кимаков и кыпчаков (VIII-XI вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (Х-ХИ вв.). В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале XIII века на территорию современного Казахстана с востока из регионов современной Монголии и с Алтая переселились племена найманов и кереитов. Последовавшие затем военные действия на территории Средней Азии и восточного Туркестана привело к интенсивным процессам перколации, перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины XV века возникает казахское ханство. К XV веку казахская нация окончательно формируется в централизованное национальное государство.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки и национальные особенности.Еще недавно, понимание любви между мужчиной и женщиной в мировоззрении той молодежи очень отличалось от понимания любви нынешней молодежи. Одним из оставшихся казахских обычаев является «похищение невесты». Этот обычай появился из-за того, что молодой парень не мог уплатить калым за свою возлюбленную или же, потому что родители девушки или парня были против брака их детей, в результате парень крал девушку и вез к себе домой и уже