Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения

не имело значения, мог ли он уплатить калым или же несогласие родителей на свадьбу.

Но со временем понимание «кражи невесты» изменилось. В результате чего начали появляться такие случаи, когда молодой человек крал девушку, с которой практически не знаком и женился на ней. И такие случаи начали увеличиваться, и, каждая девушка -казашка, с которой происходило именно так мирившись с этим, убеждая себя, что это ее судьба, без единого слова со слезами на глазах выходила замуж.Сейчас каждая девушка — казашка понимает и осознает что, живя в суверенном и толерантном государстве нельзя продолжать следовать обычаю «похищения» невесты с которой практически не знаком и жениться на ней. Ведь любовьчувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку. Способность к любви у людей может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена. Эстетическое переживание — и есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому.

3.2. Тема любви в казахском эпосе и реальности.

Любовь… Что это за чувство? Куда оно приведет человека? Вот первый нравственный вопрос, которым задаётся казахский и каждый другой народ. С первых же строк лиро-эпоса «Козы Корпеш и Баян-Сулу» мир, чувства раздваиваются, делятся на два непримиримых начала. И эти антиподы, в конце концов, должны столкнуться в смертельной схватке. В этом произведении представлена духовная драма: человеческий дух стремится вырваться наружу, объять мир, обрести смысл, но картины инфантильного счастья, эгоизм стараются удержать его. Однако человеческая воля, дух, любовь должны победить. Это первейшие условия любви. Проходит время, и казахская поэзия сталкивается с моралью ортодоксального ислама.

Как говорили в давние времена, неисчислимые табуны — это олицетворение мира и пространства, которые потом войдут в человека и станут его душой. Если Любовь и Воля в образе Козы стремятся к обладанию этими табунами (то есть душой) и обретению Баян (то есть обретению смысла), то, кто может помешать этому? Кто враг Любви и Воли? Конечно же, Зло и Скверна. Что сильнее — Любовь или Зло? Козы и Баян или Карабай с Кодаром? В народе существует два варианта «Козы Корпеш и Баян — Сулу». В одном варианте, Кодар предательски убивает Козы, Баян обманом убивает Кодара, то есть мстит за Козы и умирает рядом со своим возлюбленным. А во втором варианте Козы побеждает Кодара, и воцаряется мир. Концепция этого эпоса двойственна.. И всё это стало частью человека. Мир и пространство вошли в человека и стали его душой. Вот почему человек так близко чувствует чужое горе, чужую боль. Козы и Баян стали Любовью и Смыслом человеческим. Мамабике — Печалью и Грустью человека, его Сомнениями, Боязнью, Тщеславием, Себялюбием. Кодар и Карабай — человеческими Жестокостью и Хитростью, Подлостью и Бесчестием.

Если в человеческом сердце победят Козы и Баян, то на земле воцарятся Мир и Благоденствие, Любовь и Праздник, жизнь будет иметь смысл. У Шекспира две враждующие семьи Монтекки и Капулетти. Юные Джульетта — из рода Капулетти, и Ромео из рода Монтекки влюбляются друг в друга. Невинная любовь заканчивается смертью двух влюбленных, которые убивают себя во имя любви. После смерти влюбленных семьи Монтекки и Капулетти заключают перемирие. Так что же для их перемирия нужна была смерть единственных детей? Почему они не помирились и не женили их, когда узнали про их любовь. Наши герои из бессмертных произведений о любви в трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира и лиро-эпосе «Козы Корпеш и Баян-Сулу», вошли в нашу жизнь и сразу же полюбились всем. Любовь победит все, даже когда умирают наши любимые герои.

Любовь бывает романтической и нежной, робкой и страстной, преданной и безответной. Вечная тема любви во все времена волнует писателей и поэтов, художников и музыкантов, однако это чувство остается неизведанным и каждый человек вновь и вновь открывает этот мир заново. От поколения к поколению будут изменяться идеалы, взгляды, ценности, но чувство любви, которое невозможно объяснить будет все так же вызывать восхищение. Все молодые люди мечтают о чистой и необычайной любви. Однако многие женятся по расчету. Молодая семья хочет сразу получить: квартиру, машину, дипломы, престижную работу и влиятельных родителей. Поэтому по сути дела невеста и ее любовь оцениватся от 100 до 300 тысяч тенге, а то и от 3 тысяч до 10 тысяч долларов. У каждого свое понятие о любви, и у каждого она проявляется по-разному.

3.3. Тема любви в русской философии. Тема любви всегда была очень близка русской философии, много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях B.C. Соловьева, В.В. Розанова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, — это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь — важнейшая составляющая человеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви — в половых особенностях человека, брачных отношениях — русские мыслители открывают трансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек есть самая великая и самая глубокая тайна Вселенной.

Об этом писал удивительный, яркий и неповторимый писатель и философ В.В. Розанов. В.Б. Розанов считал, что пол человека — это не функция и не орган, иначе не было бы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы самоизлучающими явлениями. Пол — это второе, едва просвечивающее в темноте лицо, потустороннее, не от мира сего Никто, по Розанову, и не считает источники жизни потусторонними. Касание миров иных гораздо более непосредственно происходит через пол и половое общение, чем через разум или через совесть Секунда зачатия человека — естественное построение ноуменального, глубинного плана его души. Тут и более нигде и никогда, хоть на секунду, но соединяются «пуповиной» земля и таинственное небо. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего.

Исходя из такой метафизики пола, Розанов создал и свою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога, трансцендентного. Но связывает все это любовь, именно чувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительные воздействия, драгоценна, велика и загадочна тем, что пронизывает все человечество какими-то жгучими лучами, но одновременно и нитями прочности. И Бог есть чувственная любовь. «В чем же еще сущность благословения могла бы быть выражена так полно и коренным образом, как не в благословении тонкому и нежному аромату, которым благоухает мир Божий, «сад» Божий, — этому нектару цветов его, «тычинок», «пестиков», откуда, если рассмотреть внимательно, течет всякая поэзия, растет гений, теплится молитва, и, наконец, из вечности в вечность льется бытие мира?»

Брак, согласно Розанову, должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом глубоком метафизическом его смысле. Но вместо этого он, согласно Розанову, зачастую является продолжением холостых удовольствий. Его строгая и действительная, в самом сердце зиждущаяся моногамия, или «вечность», в наше позитивистское время вовсе недостижима, она реально не осуществляется. Стоит ли удивляться тому, что пол, исключенный из «дыхания», из религии, не пронизываемый этим дыханием, не высвечиваемый религиозно, лег в основу «пассивной» семьи и номинально религиозного (лишь в минуту венчания) брака. Отсюда очень малое количество счастливых семей. Это, согласно Розанову, семьи, где сильно «животное» (в вышеприведенном смысле) начало, где члены семьи сбиты в «кучу», копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них есть чувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на самый ритм брака, его реальное и длительное существо. В такой семье дети почитают своих родителей, почитают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол. Дети — религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Это как разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но лишь в этой связи постигается существо ребенка, неразрывная связь мужа и жены, любовь до гроба.

Пренебрежение полом, его бездонной трансцендентностью, постепенно, по Розанову, ведет к вырождению, к потере связи с «землей», с «материнством». Великая задача женщины, по его мнению, — переработать нашу цивилизацию, увлажнить ее сухие черты влажностью материнства, а «деловитость» ее — безгрешностью и святостью.

Любовь, по мнению другого видного русского мыслителя Н. Бердяева, лежит в ином плане бытия, не в том, в котором живет и устраивается человеческий род. Любовь — вне человеческого рода, она не нужна ему, перспективе его продолжения и устроения. В любви нет перспективы, устроенной в этом мире жизни. В любви есть роковое семя гибели. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда погибли от любви, и не случайно их любовь несла с собой смерть. Любви всегда присущ безысходный трагизм в пределах этого мира. Над любовью нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать. Она вне всего этого, она не от мира сего, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира. Любовь скинута со всех мирских расчетов, и поэтому проблемы пола, брака и семьи решаются вне проблемы любви.

Любовь, согласно Бердяеву, — свободное художество. В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого через оболочку природного мира, через кору, лежащую на всяком лице. Это есть путь к раскрытию тайны лица, восприятию, лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Нелюбящий знает лишь поверхность лица, но не знает его последней тайны.

Право любви абсолютно и безусловно. И нет такой жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произвола личности, нет личного безудержного желания. В любви воля более высокая, чем человеческая. Именно божественная воля соединяет людей, предназначает их друг другу. Поэтому любовь всегда космична, всегда нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно быть неразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовьгрех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся трагедия любви — в мучительном искании этого образа, космической гармонии.

Одно из самых больших и доступных человеку чудес, говорит С. Франк — это непостижимое чудо явления другого, второго «Я». И это чудо осуществляется, конституируется в феномене любви, и потому сама любовь есть явление чудесное, есть таинство. Любовь — это не просто чувство или эмоциональное отношение к другому, она есть актуализированное, завершенное трансцендирование к «Ты» как под¬линной; Я-подобной, по себе и для себя сущей реальности, открытие и усмотрение Ты как такой реальности и обретение в нем онтологической опорной точки для меня.

В любви человек

Скачать:TXTPDF

Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать бесплатно, Философия любви: Обоснование. Утверждения. Опровержения читать онлайн