Скачать:TXTPDF
Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии

159, 164.

31

В отечественной литературе А.Д. Литмaн отмечал искусственность подобной схемы Гуру Датта // Современный экзистенциализм. М., 1966. C.537. Не оспаривая в принципе этого утверждения А.Д. Литмана, мы считаем, что в сoвременной сравнительной философии намечаются новые оценки, о чем пойдет речь в заключительной части подготавливаемой по проекту монографии «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур».

32

Dutt Guru K. Existentialism and Indian. Thought, 1960. P. 68–70; 77–78.

33

History of Philosophy: Eastern and Western. L., 1952. P. 443–446.

34

Cheng Chung-ying. Confucius, Heidegger and the Philisophy of I Ching: A comparative Inquiry into th truth of human being // Philosophy East and West. A quarterly of Asian and comparative thought. Vol. XXXVII, №1, January, 1987. P. 51–70.

35

Wu Xiao-ming. Philosophy, Philosophia, and ZHE-XUE // Philosophy East and West/quarterly of comparative Philosophy. v. 48. Number 3. 1998. University of Hawaii Press.

36

Dogen/Heidegger – A review of Dogen Studies. Edited by William R. LaFleur. Honolulu, Hawaii: University of Hawaii Press, 1985.

37

Heine Steven. Existential and Ontological dimensions of Time in Heidegger and Dogen. State University of New York Press, 1985.

38

Gall Robert S.Kami and Daimon: A cross cultural reflection on what is Divine // Philosophy East and West. A Guarterly of comparative philisophy, Vol. 49, Number 1. University of Hawaii Press. 1999.

39

Коста Круз. Обзор истории философии в Бразилии. М., МЛ., 1962, с. 25.

40

Там же. С. 24–32.

41

Там же. С. 33.

42

Там же. С. 37.

43

Там же. С. 37–39.

44

Хайдеггер Мартин. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 1.

45

Коста Круз. Обзор истории философии в Бразилии. С. 38.

46

Там же. С. 59–60.

47

Там же. С. 66.

48

Там же. С. 121.

49

Там же. С. 83.

50

См.: Caturelli Alberto / La filosofia en la Argentina actual, VII. Fenomenologia existencial y ontologia de la existencia. Buenos Aires, 1971; Romanell Patrick. La formacion de la mentalidad mexicana. Panorama actual de la filosofia en Mexico, 1910–1950. Mexico, 1954.

51

Sanchez Reulet Anibal. Contemporary Latin-american philosophy. Mexico, 1954. P. 253–275.

52

См.: Hernandez, Franscisco Romero. Das philisophische Denken des Augusto Basave Fernandes del Valle. Inaug. – Diss. Munchen, 1971.

53

Из истории философии Латинской Америки ХХ века. М., 1988. C. 48–68.

54

Там же. С.93–98.

55

Там же. С. 214–236.

56

Garcia Bacca Juan David. Antropologia filosofica contemporanea (Diez conferencias). Caracas,1957.

57

Ideas y valores. Primer cologuio de la sociedad colombiana de filosofia (Heidegger. Revista Columbiana de Filosofia. Bogota, 1983. №61.

58

См. об этом Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. (Schelling). Gesamtausgabe. 2. Abt. Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 45.

59

Ibidem. S. 46.

60

Ibidem. S. 46.

61

Ibidem. S. 46.

62

Ibidem. S. 157.

63

Ibidem. S. 160.

64

Плотников И.С. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии, 1995-№9, 173.

65

Среди прочих на это указывает например, Figal Guenter, Heidegger zur Einfuehrung. Hamburg,1992. S. 9.

66

Блестящее доказательство этому дает Ф.-В. фон Херрманн в статье «Бытие и время»и «Основные проблемы феноменологии» // Философия М. Хайдеггера и современность / Ред. Мотрошилова Н.В., М., 1991. С. 62–80.

67

М. Хайдеггер. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 39–40.

68

Платон, Софист, 244а.

69

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 2.

70

Там же. С.4.

71

Там же. С. 6.

72

Там же. С. 6–7.

73

Там же. С. 7.

74

Там же.

75

Карл Левит пишет об онтологическом преимуществе Dasein так: «Только человек может задавать такие экстравагантные вопросы. Но почему он может и почему он спрашивает об этом? Потому что он есть избранное и фатально-привелигированное существо…Он в своем реальном бытии есть онтологическое бытие, т.е. бытие, способное трансцендировать себя самого и каждое другое конкретное бытие по направлению к бытию как таковому». Karl Loewith, M. Heidegger: Problem and Background of Existentialism // Saemtliche Schriften, 8Bd., Heidegger – Denker in duerftiger Zeit. Stuttgart: Metzler, 1984. S. 107.

76

Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. (Schelling). Gesamt-ausgabe. 2. Abt. Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 61.

77

Cм. ibidem. S. 61.

78

Ibidem. S. 61.

79

Ibidem. S. 61.

80

Об историчности см. §§72–77 трактата «Бытие и время». Хайдеггер М. Бытие и время. Пер.Бибихина В.В., М., 1997.

81

Ibidem. S. 61–62.

82

Ibidem. S. 62.

83

Ibidem. S. 63.

84

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 16–17.

85

См. там же. С. 19–27.

86

Плотников И.С. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии, 1995, №9, 169.

87

Плотников И.С. 170.

88

Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus.(Schelling). Gesamtausgabe. 2.Abt. Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 30–31.

89

См. Bollnow O.F. Das Wesen der Stimmungen. Fr./M. 1943.

90

Хайдеггеровское ироническое отношение к возможным классификациям настроений дает нам пассаж из Предисловия к лекции «Что такое метафизика?», см. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 38.

91

Мы уже обращали внимание на различие переводов хайдеггеровского die Angst в русскоязычной философской традиции. В нашем исследовании предпочтителен перевод «страх», хотя принятый среди исследователей творчества Хайдеггера вариант, предлагаемый безусловно талантливым переводчиком Бибихиным В.В., звучит «ужас».

92

Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus.(Schelling). Gesamtausgabe. 2.Abt. Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 34.

93

Ibidem. S. 34.

94

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М.,1997. С. 42.

95

Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. (Schelling). Gesamtausgabe. 2.Abt. Vorlesungen1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 34.

96

Ibidem. S. 34–35.

97

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997, §4. С. 11.

98

Ibidem. S. 36.

99

Ibidem. S. 37.

100

См. ibidem. S. 37.

101

См. ibidem. S. 37.

102

Ibidem. S. 38.

103

Ibidem. S. 38.

104

И здесь опять разночтения в переводах на русский язык, три варианта которых мы имеем.Ахутин А.В. в примечаниях к книге Л. Шестова «Кьеркегор и экзистенциальная философия», комментируя одно из писем Шестова, приводит эту цитату Хайдеггера из «Бытия и времени»(примечание к 235 странице), переводя термин “existentiell” (т.е. понимание экзистенции Кьркегором) словом экзистенциализованный, разъясняя, что экзистенциализованное прояснение экзистенции – это психологическое, эстетическое, этическое, религиозное, т.е. предпринятое Кьеркегором. “Existential” передает как экзистенциальный. Экзистенциальная проблематика, т.е. философско-онтологическая не свойственна Кьеркегору, ее-то как раз развивает Хайдеггер. См. об этом Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия.Глас вопиющего в пустыне. М., 1992. С. 256. Плотников И.С. в уже указанной нами статье переводит соответственно «экзистенциалистский» и «экзистенцальный». Плотников И.С. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии., 1995. №9. Бибихин В.В. так разъясняет свой перевод этих терминов: «Для existentiell введено искусственное экзистентный ради отличия от existenzial экзистенциальный, в котором контекст, надеемся, восстановит и немецкий смысл жизненно важного». // Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 450.

105

M. Heidegger, Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus (Schelling), Fr.a.M., 1991. S. 39.

106

M. Heidegger, Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus, Fr.a.M., 1991, 39.

107

М. Хайдеггер. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 444.

108

Heidegger М. Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus, Fr.a.M., 1991. S. 39.

109

«…человек понимается исходя из Dasein». Ibidem. S. 41.

110

Там же. С. 12.

111

Heidegger М. Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus, Fr.a.M., 1991. S. 41.

112

Ibidem. S. 41.

113

Бибихин В.В. переводит «основоустройство».

114

Heidegger М. Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus, Fr.a.M., 1991. S. 42.

115

Ibidem. S. 43.

116

Ibidem. S. 43.

117

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 12. Хайдеггер указывает на смысловое совмещение этих тезисов в «Метафизике немецкого идеализма». См. M. Heidegger, Gesamtausgabe. Bd.49, Die Metaphysik des deutschen Idealismus, Fr.a.M., 1991. S. 44.

118

Ibidem. S. 48–49.

119

Ibidem. S. 49.

120

Ibidem. S. 49–50.

121

Ibidem. S. 50.

122

Ibidem. S. 50.

123

Ibidem. S. 50–51.

124

Ibidem. S. 51.

125

Ibidem. S. 52.

126

Ibidem. S. 54.

127

Ibidem. S. 54.

128

Ibidem. S. 54.

129

Ibidem. S. 54.

130

Ibidem. S. 60.

131

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В. М., 1993. С. 41.

132

см.ibidem. S.46.

133

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 62.

134

там же. С. 64.

135

см. там же. С. 122.

136

Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993. S. 51.

137

Iber Ch. Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip. 340.

138

Poeggeler O., 154

139

См. Sein und Zeit. параграфы 28–29.

140

В качестве одной из возможностей настроенного бытия является,например. страх, о чем пойдет речь ниже.

141

Poeggeler O., 154

142

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 135.

143

«…расположение очень далеко от констатации психического состояния». Там же. С. 136.

144

Вэленс А. де, Заметки о понятии страха в современной философии // «Феномен человека», М., 1993, 297.

145

См. об этом Poeggeler O., 150.

146

См. Iber Ch. Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip. 341–342.

147

Сам Хайдеггер указывает на идущую от Августина через Паскаля и до Шелера традицию, в которой настроение познавалось подлинным образом. См. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер.Бибихина В.В., М., 1997. С. 139.

148

Heidegger M. Sein und Zeit, 297.

149

Хайдеггер М. Бытие и время.Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 134.

150

Хайдеггер М. Бытие и время.Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 136.

151

там же. С. 136.

152

там же. С. 137.

153

Там же. С. 137.

154

Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993. S. 59.

155

См. об этом статью М. Босса «Хайдеггер и врачи» // M. Heidegger zum siebzigsten Geburtstag. Neske Pfullingen, 1959. S. 276–291. Вопросам соотношения экзистенциального анализа и психоанализа, психиатрии посвящены некоторые размышления из Цолликонеровских семинаров. См. Heidegger M. Zollikoner Seminare. Hrsg. von M. Boss. Fr./M., 1994.

156

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В. М., 1997. С. 143.

157

Там же. С. 52–53.

158

Там же. С. 313.

159

Там же. С. 314.

160

Там же. С. 161.

161

Там же. С. 192.

162

Там же. С. 192.

163

Там же. С. 326.

164

Там же. С. 326.

165

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 326.

166

Здесь в некотором виде ломается систематика деления глав, т.к. вместо экзистенциала речь, Хайдеггер анализирует в основном падение, хотя потом и речь тоже, что не раз отмечалось в исследовательской литературе, например, О. Пеггелером, В. Бимелем. См. Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993. S. 61.

167

Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993. S. 60.

168

См. Логос. Философско-литературный журнал. 1996. №8. С. 78–91.

169

Heidegger M. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. (Schelling). Gesamtausgabe. 2.Abt. Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49. Frankfurt/M., 1991. S. 27.

170

О. Никифоров «Хайдеггер на “повороте”: “Основные понятия метафизики” (1929/30)» // Логос. Философско-литературный журнал, 1996. №8. С. 78.

171

См. напр. Iber Ch. Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip. 326.

172

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие, М., 1993, 18.

173

«Хайдеггеровский искусственный термин Ничто (das Nichts), который не имеет соответствий реальному языку, имеет претензию обозначить нечувственную реальность, а именно реальность специфической формы негативности». Iber Ch. Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip. 335.

174

Платон, Софист, 241d.

175

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие. М., 1993, 20.

176

Ибер Хр. отмечает, что выведение темы Ничто из рационалистических рамок началось еще до Хайдеггера – начиная с Шеллинга, а затем в экзистенциальной философии. Iber Ch. Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip, 336. Ибер Хр. так же отмечает значение Кьеркегора в разрушении рационального дискурса: «Вопрос о Ничто, который превышает рациональный дискурс

Скачать:TXTPDF

Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать, Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать бесплатно, Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать онлайн