Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии

традиционной метафизики, находим мы впервые у Кьеркегора, который говорит о глубокой тайне невинности, которой является Ничто, рождающее страх» // Там же. С. 337.

177

Следует указать, что здесь возникает некоторая путаница в переводах. Немецкое слово, которое в данном случае употребляет Хайдеггер, die Angst, переводят на русский как ужас. А в данном контексте отличия ужаса от страха или страха от боязни очень важны малейшие нюансы перевода. Но нам хотелось бы указать, в связи с темой нашего исследования, что die Angst фигурирует и в немецком названии работы Кьеркегора, которое на русский переводят как «Понятие страха». Не следует забывать того, что Кьеркегор как раз заложил традицию различения страха, как фундаментального настроения, предмет которого не определен, и боязни, как определенного чувства. Наше примечание направлено на то, чтобы указать на то, что ужас Хайдеггера и страх Кьеркегора – это одно и то же, несмотря на уже сложившуюся традицию различия в переводах.

178

На это указывает Поггелер, Роеggeler O.

179

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие.М., 1993, 22.

180

Например, на этом настаивал Кьеркегор, далееЯсперс.

181

На возможность такого неправильного понимания, например, указывает В. Бимель. Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993, S. 98.

182

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 196.

183

Там же. С. 198.

184

Там же. С. 199.

185

См. например, там же. С. 201.

186

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 117, 212, 314.

187

См. там же. С. 201.

188

Там же. С. 201.

189

Там же. С. 203.

190

Там же. С. 208.

191

Cardorff P. Martin Heidegger. Frankfurt/New York. 1991.

192

Ibidem. S. 49–50.

193

Штёкль А. История средневековой философии. СПб., 1996. С. 185.

194

Вунд В. Введение в философию. М., 1998. С. 135–136.

195

Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. С. 339, 349.

196

Там же.

197

Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения Яков Бёме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Предисловие переводчика. Киев, 1998. С. 18.

198

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 114.

199

Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. М., 1980. Т.II. С. 23–25, 406.

200

Там же. С. 13.

201

Там же. С. 111.

202

Там же. С. 114.

203

Там же. Т.I. С. 109.

204

Там же. Т.II. С. 104.

205

Там же. С. 22.

206

Там же. С. 16.

207

Там же. С. 17.

208

Там же. Т.I. С. 263.

209

Там же.

210

См.: Смирнов А.В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог – ЧеловекОбщество в традиционных культурах Востока. Отв. редактор М.Т. Степанянц. М., 1993. С. 156–175.

211

Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1982. С. 169.

212

Там же. С. 292.

213

Там же. С. 194.

214

Там же. С.359.

215

Там же. С. 153.

216

Там же. Т.3. С. 64.

217

Там же. С. 79.

218

Там же. С. 79–80.

219

Там же. С. 295.

220

Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским о бытии и природе божества // Православный собеседник. Издание императорской казанской духовной академии. Ноябрь. Казань, 1914. С. 445–518.

221

Кожин П.М., Юркевич А.Г. Лейбниц // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 163–164.

222

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». СПб., 1992. С.21; Лейбниц Готфрид Вильгельм. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1982. С. 549.

223

Там же. С. 555.

224

Там же. С. 559.

225

См.: Швырев Ю.А. Письма Лейбница о двойной системе счисления и ее китайских истоках // 18-я НК ОКГ. Ч.1. М., 1987. С. 145–147.

226

Zwei Briefe Uber das Binare Zahlensystem und die chinesische Philosophie. Stuttgart, 1968.

227

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечетва. М., 1997. С. 443.

228

Там же. С. 292.

229

Там же. С. 294.

230

Там же. С. 294–267.

231

Там же. С. 354.

232

Там же. С. 355.

233

Там же. С. 358–359.

234

Там же. С. 234–244.

235

Там же. С. 234–236.

236

Там же. С. 36.

237

Там же.

238

Там же. С. 272.

239

Там же. С. 325–326.

240

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С.47.

241

Там же. С.51.

242

Там же. С.52.

243

Там же. С.67–68.

244

Там же. С.70.

245

Там же. С.71.

246

Там же. С.98.

247

Там же. С.161.

248

Там же. С.112–113.

249

Там же. С.301.

250

Там же. С.302.

251

Там же. С.303–304.

252

Там же. С.317.

253

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. Перевод с немецкого. М., 1985. С.349.

254

Гете И.В. Западно-восточный диван. М., 1988. С.5.

255

Там же. С.172–173.

256

Там же. С.191.

257

Там же. С.193.

258

Там же. С.197.

259

Там же. С.198.

260

Там же. С.202–203.

261

Там же. С.788.

262

Там же. С.216.

263

Там же. С.218.

264

Там же. С.311.

265

Там же. С.324.

266

Там же. С.338–339.

268

Schlegel F. Uber die Sprache und Weisheit der Indier. Ein Beitrag fur Begrundung der Ulterbumstunde. Heidelberg, 1808. Частичный перевод этой книги см.: Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. М., 1983. С.261–273.

269

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. С.261.

270

Там же. С.265.

271

Там же. С.267.

272

Там же. С.271.

273

Там же. С.273.

274

Там же. Т.2. С.14.

275

Там же. С.17.

276

Там же. С.18.

277

Шеллинг В.И. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989. С.178.

278

Там же. С.175.

279

Там же. С.202.

280

Там же. С.202–203.

281

Там же. С.202–203.

282

Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995. С.232–288.

283

Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993. С.160.

284

Там же. С.161–162.

285

Там же. С.162.

286

Там же. С.166

287

Там же. С.166

288

Там же. С.167

289

Там же. С.168–182

290

Там же. С.182

291

Там же. Книга третья. СПб., 1994. С.170

292

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.II. М., 1993. С.96–97

293

Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том 2. М., 1990. С.255–256

294

Там же. С.256

295

Там же. Т.1. С. 382

296

Там же. Т.2. С. 570–571

297

Там же. С. 645

298

Там же

299

Там же. С. 283–284

300

Там же. С. 522–523

301

Там же. С. 283

302

Там же. С. 502

303

Там же. С. 239

304

Там же. С. 240

305

Там же. С. 501–502

306

Там же. С. 588

307

Там же. С. 658

308

Там же. С. 267

309

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 119–120

310

Там же. С. 166

311

Там же. С. 197–199

312

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 339

313

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 5

314

Там же. С. 8

315

Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 440

316

Deely I.N. The tradition via Heidegger. The Hague, 1971. P. 156–157 / ch. X. From the Early to the Later Heidegger); Die Stimme des Freundes. Karl Jaspers uber Martin Heidegger, Inaugural-Dissertation… vorgelegt von Angelika Willing aus Berlin, 1994; Hwa Yol Jung. The piety of thinking: Heidegger’s pathway to comparative philosophy. Analecta Husserliana, vol. XXI, 1986, P. 337–368

317

Хайдеггер М. Время и бытие. С. 273–274

318

Там же. С. 275–276

319

Heidegger and Asian Thought. Edited by Graham Parkes. University of Hawaii Press. Honolulu, 1987, P. 158

320

Ibid

321

Ibid. P. 156–159

322

Ibid. P. 166–167

323

Wei-Hsun Fu Charles Heidegger and Zen on Being and Nothingness: A Critical Essay in Transmetaphysical Dialecfis // Buddhist and Western Philosophy. New Delhi, 1981. P. 172–201

324

Pax Clude. Human Nature and mind in Martin Heidegger // The Phenomenology of Man and the human condition. Vol. XXI. Dordrecht, 1986. P. 151–158

325

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 250

326

Ikeda d. Dialogue on Life. Vol. II. Buddnist perspectives on the Eternity of life. Tokyo, 1977. P. 97–98, 129

327

Chandra S. Subhash. Das Phдnomen des Todes im Denken Heidegger und in der Lehre buddhas. Kцln, 1965

328

Heidegger and Asian Thought, P. 201–211

329

Paul Shih-yi Hsiao. Heidegger and the Tao Te Ching // Heidegger and Asian Thought, P. 93–101

330

Хайдеггер М. Время и бытие. С. 273–302

331

Там же. С. 275

332

Там же

333

Там же. С. 262–263, 273

334

The Cambridge Companion to Heidegger. Cambridge university Press, 1995 P. 249–250; Lutz C.L. Zwischen Sein und Nichts. Bonn, 1984

335

Foltz Bruce V. Inhabiting the Earth. Heidegger, Environmental Ethics and the Metaphisics of Nature. New Jersey, 1995. P. 116–153

336

Heidegger M. Denker der Post-Metaphysik. Simposium aus Anlass seines 100 Geburtstags. Herausgegeben von Frank Werner Veauthier. Heidelberg, 1992.

337

Дейссен П. Платон и веданта в свете кантовской философии. СПб., 1911.

338

Эта неокантианская парадигма, правда, начинает под воздействием новых философских веяний размываться в поздних работах Ф.И. Щербатского. См.: Stcherbatsky Th. The Buddhist Logic. Vol. 1–2. Leningrad, 1930–1932, в интерпретирующем языке которой отчетливо заметно влияние философии А. Бергсона.

339

Подробно см.: Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. Данное исследование содержит также весьма полезный очерк развития историко-философской компаративистики как таковой. С. 14–64.

340

P

341

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. В.В. Бибихина. М., 1997. С. 385.

342

О культуре «ветра и потока» (выражение, которое со временем стало обозначать своего рода декадентский эстетизм и артистичность, а в современном языке и вовсе просто половую распущенность) см.: Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III-VI веков. М., 1982 (рецензии: Торчинов Е.А., Малявин В.В. // Народы Азии и Африки, №4, 1983. С. 194–198).

343

О философии сюань-сюэ см.: Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978; Петров А.А. Ван Би (226–249). Из истории китайской философии // Труды Института востоковедения. Т. 3. М.–Л., 1936; Торчинов Е.А. Рационализм в раннесредневековой мысли Китая: философия сюань-сюэ // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М., 1993. С. 66–86; он же. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998. С. 137–157. Тан Ицзе. Ван Би юй Го Сян чжэсюэ бицзяо фэньси (Сравнительный анализ философии Ван Би и Го Сяна) // Янь юань лунь сюэ цзи (Ученые записки Пекинского университета). Пекин, 1986. С. 214–239; Mather R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // History of Religions. Vol. 9, No. 2–3, 1969 / 1970; Robinet I. Kouo Siang ou le monde comme absolu // T’oung Pao. Vol. 69, No. 1–3, 1983. P. 73–107.

344

Го Сян. Чжуан-цзы сюй (Предисловие к Чжуан-цзы) // Чжуан-цзы цзи ши (Чжуан-цзы со сводным комментарием). Т. 1. Пекин, 1985. С. 3.

345

Цит. по: Тан Ицзе. Указ. соч. С. 222.

346

Хайдеггер М. Положение об основании. Пер. с нем. О.А. Коваль. СПб., 1999. С. 73.

347

Там же. С. 190.

348

В лекции «О принципе тождества» (1957 г.) Хайдеггер добавляет к своему собственному рассуждению об Ereignis (событие присвоения), что греческий logos и китайское Дао являютс

349

Там же. С. 225.

350

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 55.

351

Хайдеггер М. Введение в метафизику. С. 98–99.

352

Хайдеггер М. Введение в метафизику. С. 98–99.

353

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 117.

354

Тан Ицзе. Ван Би юй Го Сян чжэсюэ бицзяо фэньси. С. 227.

355

Фраза из комментария к «Чжуан-цзы» Сян Сю – Го Сяна. См.: «Чжуан-цзы» цзи ши. Т. 1. С. 287.

356

Подробно о концепции тун лэй как основе китайских представлений о мире в связи с теорией «коррелятивного мышления» см.: Le Blanc Ch. Huai Nan Tzu. Philosophical Synthesis in Early Han Thought. The Idea of Response (Kan-Ying). With a Translation and Analysis of Chapter Six. Hong Kong, 1985; Hall D.L., Ames R.T. Anticipating China. Thinking Through the Narratives of Chinese and Western Culture. Albany, 1995. P. 123–140.

357

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 118.

358

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 118.

359

Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. Пер. с французского А.В. Парибка. СПб., 1998. С. 142–143.

360

Перевод приведен по изданию: Торчинов Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. СПб., 1999. С. 244–245. Все последующие переводы из «Дао-Дэ цзина» даются также по

Скачать:TXTPDF

Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать, Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать бесплатно, Философия Мартина Хайдеггера в ее открытости к восточной философии читать онлайн