традиционной метафизики, находим мы впервые у Кьеркегора, который говорит о глубокой тайне невинности, которой является Ничто, рождающее страх» // Там же. С. 337.
177
Следует указать, что здесь возникает некоторая путаница в переводах. Немецкое слово, которое в данном случае употребляет Хайдеггер, die Angst, переводят на русский как ужас. А в данном контексте отличия ужаса от страха или страха от боязни очень важны малейшие нюансы перевода. Но нам хотелось бы указать, в связи с темой нашего исследования, что die Angst фигурирует и в немецком названии работы Кьеркегора, которое на русский переводят как «Понятие страха». Не следует забывать того, что Кьеркегор как раз заложил традицию различения страха, как фундаментального настроения, предмет которого не определен, и боязни, как определенного чувства. Наше примечание направлено на то, чтобы указать на то, что ужас Хайдеггера и страх Кьеркегора – это одно и то же, несмотря на уже сложившуюся традицию различия в переводах.
178
На это указывает Поггелер, Роеggeler O.
179
Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие.М., 1993, 22.
180
Например, на этом настаивал Кьеркегор, далее – Ясперс.
181
На возможность такого неправильного понимания, например, указывает В. Бимель. Biemel W. Martin Heidegger mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1993, S. 98.
182
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 196.
183
Там же. С. 198.
184
Там же. С. 199.
185
См. например, там же. С. 201.
186
Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В., М., 1997. С. 117, 212, 314.
187
См. там же. С. 201.
188
Там же. С. 201.
189
Там же. С. 203.
190
Там же. С. 208.
191
Cardorff P. Martin Heidegger. Frankfurt/New York. 1991.
192
Ibidem. S. 49–50.
193
Штёкль А. История средневековой философии. СПб., 1996. С. 185.
194
Вунд В. Введение в философию. М., 1998. С. 135–136.
195
Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. С. 339, 349.
196
Там же.
197
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения Яков Бёме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Предисловие переводчика. Киев, 1998. С. 18.
198
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 114.
199
Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. М., 1980. Т.II. С. 23–25, 406.
200
Там же. С. 13.
201
Там же. С. 111.
202
Там же. С. 114.
203
Там же. Т.I. С. 109.
204
Там же. Т.II. С. 104.
205
Там же. С. 22.
206
Там же. С. 16.
207
Там же. С. 17.
208
Там же. Т.I. С. 263.
209
Там же.
210
См.: Смирнов А.В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог – Человек – Общество в традиционных культурах Востока. Отв. редактор М.Т. Степанянц. М., 1993. С. 156–175.
211
Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1982. С. 169.
212
Там же. С. 292.
213
Там же. С. 194.
214
Там же. С.359.
215
Там же. С. 153.
216
Там же. Т.3. С. 64.
217
Там же. С. 79.
218
Там же. С. 79–80.
219
Там же. С. 295.
220
Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским о бытии и природе божества // Православный собеседник. Издание императорской казанской духовной академии. Ноябрь. Казань, 1914. С. 445–518.
221
Кожин П.М., Юркевич А.Г. Лейбниц // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 163–164.
222
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». СПб., 1992. С.21; Лейбниц Готфрид Вильгельм. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1982. С. 549.
223
Там же. С. 555.
224
Там же. С. 559.
225
См.: Швырев Ю.А. Письма Лейбница о двойной системе счисления и ее китайских истоках // 18-я НК ОКГ. Ч.1. М., 1987. С. 145–147.
226
Zwei Briefe Uber das Binare Zahlensystem und die chinesische Philosophie. Stuttgart, 1968.
227
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечетва. М., 1997. С. 443.
228
Там же. С. 292.
229
Там же. С. 294.
230
Там же. С. 294–267.
231
Там же. С. 354.
232
Там же. С. 355.
233
Там же. С. 358–359.
234
Там же. С. 234–244.
235
Там же. С. 234–236.
236
Там же. С. 36.
237
Там же.
238
Там же. С. 272.
239
Там же. С. 325–326.
240
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С.47.
241
Там же. С.51.
242
Там же. С.52.
243
Там же. С.67–68.
244
Там же. С.70.
245
Там же. С.71.
246
Там же. С.98.
247
Там же. С.161.
248
Там же. С.112–113.
249
Там же. С.301.
250
Там же. С.302.
251
Там же. С.303–304.
252
Там же. С.317.
253
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. Перевод с немецкого. М., 1985. С.349.
254
Гете И.В. Западно-восточный диван. М., 1988. С.5.
255
Там же. С.172–173.
256
Там же. С.191.
257
Там же. С.193.
258
Там же. С.197.
259
Там же. С.198.
260
Там же. С.202–203.
261
Там же. С.788.
262
Там же. С.216.
263
Там же. С.218.
264
Там же. С.311.
265
Там же. С.324.
266
Там же. С.338–339.
268
Schlegel F. Uber die Sprache und Weisheit der Indier. Ein Beitrag fur Begrundung der Ulterbumstunde. Heidelberg, 1808. Частичный перевод этой книги см.: Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. М., 1983. С.261–273.
269
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. С.261.
270
Там же. С.265.
271
Там же. С.267.
272
Там же. С.271.
273
Там же. С.273.
274
Там же. Т.2. С.14.
275
Там же. С.17.
276
Там же. С.18.
277
Шеллинг В.И. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989. С.178.
278
Там же. С.175.
279
Там же. С.202.
280
Там же. С.202–203.
281
Там же. С.202–203.
282
Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995. С.232–288.
283
Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993. С.160.
284
Там же. С.161–162.
285
Там же. С.162.
286
Там же. С.166
287
Там же. С.166
288
Там же. С.167
289
Там же. С.168–182
290
Там же. С.182
291
Там же. Книга третья. СПб., 1994. С.170
292
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.II. М., 1993. С.96–97
293
Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том 2. М., 1990. С.255–256
294
Там же. С.256
295
Там же. Т.1. С. 382
296
Там же. Т.2. С. 570–571
297
Там же. С. 645
298
Там же
299
Там же. С. 283–284
300
Там же. С. 522–523
301
Там же. С. 283
302
Там же. С. 502
303
Там же. С. 239
304
Там же. С. 240
305
Там же. С. 501–502
306
Там же. С. 588
307
Там же. С. 658
308
Там же. С. 267
309
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 119–120
310
Там же. С. 166
311
Там же. С. 197–199
312
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 339
313
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 5
314
Там же. С. 8
315
Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 440
316
Deely I.N. The tradition via Heidegger. The Hague, 1971. P. 156–157 / ch. X. From the Early to the Later Heidegger); Die Stimme des Freundes. Karl Jaspers uber Martin Heidegger, Inaugural-Dissertation… vorgelegt von Angelika Willing aus Berlin, 1994; Hwa Yol Jung. The piety of thinking: Heidegger’s pathway to comparative philosophy. Analecta Husserliana, vol. XXI, 1986, P. 337–368
317
Хайдеггер М. Время и бытие. С. 273–274
318
Там же. С. 275–276
319
Heidegger and Asian Thought. Edited by Graham Parkes. University of Hawaii Press. Honolulu, 1987, P. 158
320
Ibid
321
Ibid. P. 156–159
322
Ibid. P. 166–167
323
Wei-Hsun Fu Charles Heidegger and Zen on Being and Nothingness: A Critical Essay in Transmetaphysical Dialecfis // Buddhist and Western Philosophy. New Delhi, 1981. P. 172–201
324
Pax Clude. Human Nature and mind in Martin Heidegger // The Phenomenology of Man and the human condition. Vol. XXI. Dordrecht, 1986. P. 151–158
325
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 250
326
Ikeda d. Dialogue on Life. Vol. II. Buddnist perspectives on the Eternity of life. Tokyo, 1977. P. 97–98, 129
327
Chandra S. Subhash. Das Phдnomen des Todes im Denken Heidegger und in der Lehre buddhas. Kцln, 1965
328
Heidegger and Asian Thought, P. 201–211
329
Paul Shih-yi Hsiao. Heidegger and the Tao Te Ching // Heidegger and Asian Thought, P. 93–101
330
Хайдеггер М. Время и бытие. С. 273–302
331
Там же. С. 275
332
Там же
333
Там же. С. 262–263, 273
334
The Cambridge Companion to Heidegger. Cambridge university Press, 1995 P. 249–250; Lutz C.L. Zwischen Sein und Nichts. Bonn, 1984
335
Foltz Bruce V. Inhabiting the Earth. Heidegger, Environmental Ethics and the Metaphisics of Nature. New Jersey, 1995. P. 116–153
336
Heidegger M. Denker der Post-Metaphysik. Simposium aus Anlass seines 100 Geburtstags. Herausgegeben von Frank Werner Veauthier. Heidelberg, 1992.
337
Дейссен П. Платон и веданта в свете кантовской философии. СПб., 1911.
338
Эта неокантианская парадигма, правда, начинает под воздействием новых философских веяний размываться в поздних работах Ф.И. Щербатского. См.: Stcherbatsky Th. The Buddhist Logic. Vol. 1–2. Leningrad, 1930–1932, в интерпретирующем языке которой отчетливо заметно влияние философии А. Бергсона.
339
Подробно см.: Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. Данное исследование содержит также весьма полезный очерк развития историко-философской компаративистики как таковой. С. 14–64.
340
P
341
Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. В.В. Бибихина. М., 1997. С. 385.
342
О культуре «ветра и потока» (выражение, которое со временем стало обозначать своего рода декадентский эстетизм и артистичность, а в современном языке и вовсе просто половую распущенность) см.: Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III-VI веков. М., 1982 (рецензии: Торчинов Е.А., Малявин В.В. // Народы Азии и Африки, №4, 1983. С. 194–198).
343
О философии сюань-сюэ см.: Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978; Петров А.А. Ван Би (226–249). Из истории китайской философии // Труды Института востоковедения. Т. 3. М.–Л., 1936; Торчинов Е.А. Рационализм в раннесредневековой мысли Китая: философия сюань-сюэ // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М., 1993. С. 66–86; он же. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998. С. 137–157. Тан Ицзе. Ван Би юй Го Сян чжэсюэ бицзяо фэньси (Сравнительный анализ философии Ван Би и Го Сяна) // Янь юань лунь сюэ цзи (Ученые записки Пекинского университета). Пекин, 1986. С. 214–239; Mather R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // History of Religions. Vol. 9, No. 2–3, 1969 / 1970; Robinet I. Kouo Siang ou le monde comme absolu // T’oung Pao. Vol. 69, No. 1–3, 1983. P. 73–107.
344
Го Сян. Чжуан-цзы сюй (Предисловие к Чжуан-цзы) // Чжуан-цзы цзи ши (Чжуан-цзы со сводным комментарием). Т. 1. Пекин, 1985. С. 3.
345
Цит. по: Тан Ицзе. Указ. соч. С. 222.
346
Хайдеггер М. Положение об основании. Пер. с нем. О.А. Коваль. СПб., 1999. С. 73.
347
Там же. С. 190.
348
В лекции «О принципе тождества» (1957 г.) Хайдеггер добавляет к своему собственному рассуждению об Ereignis (событие присвоения), что греческий logos и китайское Дао являютс
349
Там же. С. 225.
350
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 55.
351
Хайдеггер М. Введение в метафизику. С. 98–99.
352
Хайдеггер М. Введение в метафизику. С. 98–99.
353
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 117.
354
Тан Ицзе. Ван Би юй Го Сян чжэсюэ бицзяо фэньси. С. 227.
355
Фраза из комментария к «Чжуан-цзы» Сян Сю – Го Сяна. См.: «Чжуан-цзы» цзи ши. Т. 1. С. 287.
356
Подробно о концепции тун лэй как основе китайских представлений о мире в связи с теорией «коррелятивного мышления» см.: Le Blanc Ch. Huai Nan Tzu. Philosophical Synthesis in Early Han Thought. The Idea of Response (Kan-Ying). With a Translation and Analysis of Chapter Six. Hong Kong, 1985; Hall D.L., Ames R.T. Anticipating China. Thinking Through the Narratives of Chinese and Western Culture. Albany, 1995. P. 123–140.
357
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 118.
358
Хайдеггер М. Бытие и время. С. 118.
359
Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. Пер. с французского А.В. Парибка. СПб., 1998. С. 142–143.
360
Перевод приведен по изданию: Торчинов Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. СПб., 1999. С. 244–245. Все последующие переводы из «Дао-Дэ цзина» даются также по