этапе:
• Постоянно растут размеры многих технических средств. Так, ковш экскаватора в 1930 году имел объем 4 кубических метра, а сейчас 170 кубических метров. Транспортные самолеты поднимают уже 500 и более пассажиров и так далее.
• Обозначилась тенденция противоположного свойства, к уменьшению размеров техники. Например, уже реальностью стало создание микроминиатюрных персональных компьютеров, магнитофонов без кассет и т. д.
• Все в большей степени технические новшества осуществляются путем приложения научных знаний. Ярким примером тому служит космическая техника, ставшая воплощением научных разработок более двух десятков естественных и технических наук. Открытия в научном творчестве, дают толчок техническому творчеству с характерными для него изобретениями. Срастание науки и техники в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, биосферы называют научно-технической революцией (НТР).
• Идет интенсивнее сращивание технических средств в сложные системы и комплексы: заводы, электростанции, системы комуникаций, корабли, и т. д. Распространенность и масштаб этих комплексов позволяет говорить о существовании на нашей планете техносферы.
• Важной и постоянно растущей областью применения современной техники и технологии становится информационная область.
Информатизация — это процесс производства, хранения и распространение информации в обществе.
Исторические формы информатизации: разговорная речь; письменность; книгопечатание; электрическо — электронные репродуктивные устройства (радио, телефон, телевидение и т. д.); ЭВМ (компьютеры).
Массовое пользование компьютером знаменовало собой особого этапа информатизации. В отличии от физических ресурсов, информация как ресурс обладает уникальным свойством — при употреблении она не сокращается, а, напротив, расширяется. Неистощимость информационных ресурсов резко ускоряет технологический цикл «знание — производство — знание», обуславливает лавинообразный рост числа людей, вовлеченных в процесс получения, формализации и обработки знаний (в США 77 % занятых вовлеченны в сферу информационной деятельности и услуг), оказывает воздействие на распрастранненость систем массовой информации и манипулирование общественным мнением. Исходя из этих обстоятельств многие ученые и философы (Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда) провазгласили наступление информационного общества.
Признаки информационного общества:
• свободный доступ для любого человека в любом месте, в любое в время к любой информации;
• производство информации в этом обществе должно осуществлятся в объемах необходимых для обеспечения жизнедеятельности личности и общества во всех его частях и направлениях;
• особое место в производстве информации должна занимать наука;
• ускоренная автоматизация и работизация;
• приоритетное развитие сферы информационной деятельности и услуг.
Бесспорно, определенные приемущества и благо несет в себе информационное общество. Однако нельзя не отметить и его проблемы: компьютерное воровство, возможность иноформационной компьютерной войны, возможность установления информационной диктатуры и террора провайдерных организаций и т. д.
Отношение человека к технике:
С одной стороны до наших дней дошли факты и идеи недоверия и враждебности к технике. В Древнем Китае некоторые мудрецы-даосы отрицали технику, мотивируя свои действия тем, что, используя технику попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий и сам становишься механизмом. В 30-е годы ХХ века О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек стал рабом машин и будет ими загнан на смерть.
В тоже время кажущаяся незаменимость техники во всех сферах человеческого бытия иногда порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию техницизма. В чем это проявляется? Во-первых. В преувеличении роли и значения техники в жизни человека и, во-вторых, в переносе на человечество и личность характеристик присущих машинам. Сторонники технократии видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции.
Последствия влияния техники на человека:
Благотворная составляющая включает в себя следующее:
широкое распространение техники способствовало удлинению средней продолжительности жизни человека почти в два раза;
техника освободила человека от стеснительных обстоятельств и увеличила его свободное время;
новая информационная техника качественно расширила масштабы и формы интеллектуальной деятельности человека;
техника принесла прогресс в процесс образования; техника подняла эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни общества.
Негативные воздействия техники на человека и общество таковы: техника некоторыми своими видами несет опасность для жизни и здоровья людей, возросла угроз экологической катастрофы, увеличилось число профессиональных болезней;
человек, становясь частицей какой-то технической системы, лишается своей творческой сущности; возрастающее количество информации вызывает тенденцию убывания доли знания, которым в состоянии обладать один человек;
техника может быть использована как эффективное средство подавления, тотального контроля и манипулирования личностью;
огромно воздействие техники на психику человека и через виртуальную реальность, и через замену цепочки «символ-образ» другой «образ-образ», что приводит к остановке развития образного и абстрактного мышления, а также появлению неврозов и психических заболеваний.
Инженер (с фр. и лат. означает «творец», «создатель», «изобретатель» в широком значении) — это человек, который мысленно создает технический объект и управляет процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность — это деятельность по мысленному созданию технического объекта и управлению процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность выделилась из технической деятельности в XVIII веке в период промышленной революции.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Антропосоциогенез:это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.
Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.
Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.
Качества, необходимые для возникновения субъекта деятельности?
Во-первых, у него должна была возникнуть способность к формированию идеальных образов объектов и образов действий с объектами, то есть способность мыслить
Во-вторых, он должен был иметь органы, с помощью которых можно осуществлять трудовую деятельность.
В-третьих, у него должна была появиться способность передавать каким-либо образом свои мысли, знания другим, ибо труд по необходимости являются коллективной формой активности.
Теории и гипотезы возникновения человека: симиальная, космическая, теософская, теологическая и др.
Симиальная теория антропосоциогенеза утверждает, что человек произошёл от древних антропоидов — общих предков человека и человекообразных обезьян, что стало результатом реализации возможностей, созданной длительной эволюцией живого.
Предпосылки формирования человека
Природные предпосылки:
• стадная форма обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;
• определённая телесная организация предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;
• развитая нервная система предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;
• особые географические и климатические условия.
Когда приспособительные возможности организма были исчерпаны, дальнейшее развитие способов взаимодействия со средой могло осуществляться только путем внесения изменений в среду. Но это выходит за пределы биологической формы движения материи и, следовательно, возможно только под воздействием качественно новых факторов — факторов социогенеза.
Социальные предпосылки:.
1. Трудовая деятельность. Благодаря ей человек выделился из природы, трансформируя постепенно действие биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые животные, что они оказались в состоянии догадаться не выбросить палку, камень и т. п., случайно применённые в качестве средств усиления собственных органов, а использовать эти предметы в типичных ситуациях и впредь.
2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий естественным образом привело к необходимости разработки определённых форм закрепления и передачи накопленного опыта, то есть к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий способ коммуникации.
Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную потребность в возникновении третьей предпосылки.
3. Жизнь в обществе. Всё большая степень сплочения стада обеспечивала повышение эффективности борьбы его членов за существование. Возрастающая сплочённость требовала и создавала возможность развития средств общения, прежде всего членораздельной речи
Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.
Сущность человека
Родовые черты человека:
Во-первых, человек есть продукт материального мира.
Во-вторых, это часть природы, выделившаяся из неё благодаря трудовой деятельности.
В-третьих, человек — это существо общественное.
В-четвёртых, он есть существо сознательное, духовное.
Сущность человекане есть абстракт, то есть те или иные признаки сходства или различия, а совокупность (ансамбль) всех общественных отношений.
Во-первых человек не может быть независим от постоянно развивающегося мира, в котором живёт и, следовательно, он является продуктом взаимодействия с ним.
Во-вторых человек противоположен объективному миру и по отношению к нему его сознание имеет относительную самостоятельность. Это обуславливает то, что человек является субъектом деятельного отношения к окружающей действительности, познаёт и преобразует её. Однако, необходимо подчеркнуть, что субъектом и продуктом деятельности человек может стать только в составе общества, ибо труд по самой своей сути может функционировать только в виде коллективной совместной деятельности, поддерживаемый системой общественных отношений.
Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.
Понимание личности в различных философских школах:
— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических инстинктах человека, вторгающихся в сферу подсознательного;
— неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливан) считает личностью сумму отношений между фантастическими образами, возникающими в процессе общения;
— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;
— диалектико-материалистическая концепция исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает воздействие на неё всей гаммы общественных связей и отношений;
— Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию — эгоист.
Личность — это совокупность реальных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к другим индивидам; это человек — носитель социально обусловленных физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.
Развитие личности:
Личность находится не внутри «тела особи», а внутри «тела человека», которое к «телу особи» не сводится, а вбирает в себя кроме того, культурное измерение человека. Поэтому вполне очевидно, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.
Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные и неформальные организации, друзья, знакомые.
Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.