Скачать:TXTPDF
Философия. основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков

подсистемы:

Первая — мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и даёт первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.

Вторая — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.

Третья — деятельная. В ней происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.

Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психологическим, хотя все они участвуют в её формировании. Она проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом или тот коллектив, в котом он живёт и действует. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придаёт ей относительную самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определённому классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от того, как он осознаёт и оценивает своё положение. Таким образом, социальная деятельность человека проходит через фильтр собственного «я», через самосознание, которое, в свою очередь, всегда производно от общественных связей индивида, от его социальной деятельности, в ходе которой формируется внутренний мир человека, его мировоззрение, принципы и в конечном итоге, его позиция.

Позиция личности является наиболее целостной характеристикой человека как личности. Свою позицию человек задаёт себе сам и ставит её выше меняющихся желаний и потребностей, пристрастий и обстоятельств. В позиции проявляет себя волевое начало личности, её способность отстаивать свои принципы в любых ситуациях. Занимая определённую позицию в мире, личность не может быть пассивной, она выражает эту позицию в определённых практических актах.

Позиция является формой мнения личности, то есть взгляда личности на что-либо.

Поступок — это не обыденное поведение человека, а сознательное, свободное волевое действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Свобода — это состояние человека, это та или иная степень его независимости. Различают внутреннюю свободу и свободу внешнюю. Внешняя свобода — это свобода действий; она ограничена внешними обстоятельствами. Внутренняя свобода — это свобода выбора, воли, оценки, модели и т. д.

Когда речь идёт о поступке как о свободном личностном акте, это не означает отсутствие препятствующих факторов. Они есть, но оказываются преодоленными человеком как личностью: его сознанием, волей, нравственной привычкой. Следовательно, человек, действуя как личность, оказывается «выше» принуждающей силы обстоятельств и проявления своей собственной природы. И поэтому внутренняя свобода является глубинной, сущностной характеристикой личности. В масштабах личностного бытия свобода выступает в форме самостоятельности, — то есть способности личности действовать с опорой на свои собственные интеллектуальные, волевые и нравственные возможности без обращения за помощью к авторитету.

Внутренняя свобода личности должна быть соотнесена с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, а в конечном итоге, должна быть соотнесена с другим важным фактором — ответственностью.

Ответственностьспособность человека как личности нести ответ за свои мысли, чувства и поступки перед другими людьми, обществом, перед самим собой.

Свобода и ответственность — это взаимодополняющие друг друга противоположности. Степень ответственности человека перед самим собой и другими выступает нравственным критерием его внутренней свободы. Благодаря ответственности свобода как произвол превращается в свободу позитивную, созидательную, проявляющуюся в нравственной и творческой жизни человека. Свобода от… становится свободой в…

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция окажется в противоречии с нормами морали.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле — это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.

Это означает следующее:

природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она и существовала и тогда, когда не было и человека и поэтому никем не создана;

природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;

природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами.

Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и не живую природу, которая определяется через диалектическое соотношение друг с другом.

В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей — та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности.

Человек как биосоциодуховное существо:

Каждый человек кристализует в себе все то, что накоплено человечеством в течении веков путем взаимодействия следующих факторов:

1) Механизм биологической наследственности, который проявляется в том, что генетическим путем человек наследует строение тела, структуру мозга, некоторые особенности нервной системы, потенциальные способности (задатки) и патологии.

2) Социализация, то есть приобщение к обществу и его культуре. В ходе этого процесса биологические параметры перерабатываются конкретным воздействием на индивида совокупностью трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и так далее. В результате изначальные биологические потребности приобретают уровень осознания (так появляется интерес и ценность) и удовлетворения (возникает целеполагание и выбор средств), то есть окультуренный уровень.

3) Самостоятельная активность духовного мира человека.

Роль социального и биологического факторов в жизни человека:

С одной стороны, развитие и смерть человеческого организма подчиняется законам живой природы, то есть человек в этом смысле является биологическим существом, частью природы.

А с другой стороны, не это делает человека человеком, а его социальная сущность, выраженная посредством культуры. Это позволяет рассмотреть человека не только как более совершенную форму живого, но и как нечто выходящее за его пределы, ибо человек способен не только отражать окружающий мир и приспосабливаться к нему, как это делают животные и растения, но и способен познавать мир, сознавать свои потребности, ставить цели, конструктивно и творчески изменять действительность. Отсюда следует также, что социальная составляющая играет большую роль в становлении человека лишь через преломление духовной жизни человека и культуры как формы бытия.

Однако определяющая роль социального фактора не означает игнорирование биологической природы человека. Напротив, в эпоху научно-технической революции эта проблема наиболее актуальна. Об этом свидетельствуют появление новых наследственных болезней, мутации и патологии в наследственности, происхождение под воздействием вредных веществ, попытка радикальной перестройки генотипа человека.

Диалектика природного и социального в человеке:

Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.

Во-первых, с одной стороны, в создаваемой человеком «искусственной природе» продолжают действовать все те же естественные законы. И чем более «искусственен» производимый человеком продукт, тем более широкая сфера естественных законов вовлекается в сферу производственной деятельности, а с другой стороны, эти естественные законы используются «не так как в природе».

Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.

Граница между природным и общественным в человеке не совпадает с рубежом между первозданно-естественным и «искусственным», — она проходит в совершенно иной плоскости — в плоскости культуры.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Культура (по роли и месту в системе бытия) — это образуемая человеческой деятельностью интегративная форма бытия, связующая в единое целое природу, общество, человека.

Культура (по механизму функционирования) — это духовно — практическое освоение действительности, основанное на получении знаний о мире, его оценке и проектировании, на формировании способностей и умений творчески и репродуктивно осуществлять материальную, духовную и художественную деятельность.

Культура (по своей сущности) — это специфический, а именно внебиологический способ жизнедеятельности человека.

Понятие «культура» родилось в древнем Риме как противоположность понятию «натура» — то есть природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное».

Генезис и функции культуры

Цели деятельности человека, созидающего культуру:

1. Удовлетворение потребностей его реального бытия, новыми, неизвестными предкам человека способами и «создание» новых внеприродных потребностей.

2. Передача накапливаемого опыта внебиологическими средствами.

3. Сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов.

Указанные цели органично «формируют» три подсистемы культуры: материальную, духовную и художественную. Во всех трех мы наблюдаем сходный механизм функционирования: опредмечивание, предметное бытие, распредмечивание и общение. Культура имеет свои подсистемы — субкультуры (культуры отдельных групп). Элитарной культуре противостоит массовая культура.

Распредмечивание — это вычленение в объекте идеального (духовного, внутреннего) и перевод его в свою субъективную реальность. Примером может быть чтение книги, просмотр кинофильма, наслаждение природой и т. д.

Опредмечивание — это воплощение своего идеального (духовного, внутреннего, субъективного) в каком-либо предмете, тексте, философской системе художественном произведении и т. д. На любой из этих объектов как бы наслаиваются смыслы, символы, ценности, цели, интересы, нормы, чувства людей.

Формы материальной предметности культуры:

1) человеческое тело, как выражение жизни духа человека;

2) техническая вещь, как носительница духовного смысла;

3) социальная организация, как опредмеченное бытие общественных отношений. Все они воплощают в себе утилитарное, социальное, эстетическое и игровое значения.

Распредмечивание предметных форм материальной культуры происходит в ходе их использования, потребления, что одновременно приводит к формированию ненаследуемых биологически умений пользоваться этими вещами.

Формы духовной предметности культуры:

знания, нормы, ценности и проекты.

Их особенность состоит в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаково-символический характер, и тем самым возникает система языков культуры. Другая особенность духовной культуры состоит в высокой степени слитности опредмечивания, распредмечивании и общения, что позволяет говорить о многоплановом процессе духовного «присвоения».

Форма предметности художественной культуры — это

воплощенный художественный образ.

Художественный образ представляет особый тип образности.

1. Он рождается в воображении художника и вызревает там, выращивается и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение зрителя, читателя, слушателя.

2. Порождаемый творческой деятельностью, в которой слиты познания, ценностное осмысление и проектирование, вымышленной и настоящей реальности, он несет в своем содержании все эти три начала в слитном и нерасторжимом единстве.

3. В художественном образе происходит интересная метаморфоза: он из объекта художника становится специфическим субъектом, квазисубъектом, то есть живет, хоть и мнимой, но своей жизнью.

4. Подлинное предметное бытие художественная деятельность обретает не в самих образах, а в образах, воплощенных в произведениях искусства. Только через них художник вступает в общение со зрителями — читателями — слушателями, которые осуществляют распредмечивание предметов художественной культуры. Это происходит как восприятие произведений искусства, то есть одновременно созерцание, переживание, понимание, творческое воссоздание в воображении, наслаждение и радость.

Культура и творчество

Творчествопроцесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания

субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в

Скачать:TXTPDF

. основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать, . основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать бесплатно, . основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать онлайн