Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков

классической системы диалектического субъективного идеализма, по которой самосознание субъекта первично и активно.

Фридрих Шеллинг (1775–1854) создал свою систему объективного идеализма — философию тождества духа и природы, субъекта и объекта. На его взгляд материя и дух есть состояние одного и того же абсолютного разума. Ф. Шеллинг первым выдвинул диалектическое положение о тезисе, антитезисе и синтезе, как ступенях развития всего сущего.

Георг Гегель (1770–1831) в «Науке Логики» подробно изложил созданный им объективный диалектический идеализм. Исходный пункт его философии — тождество бытия и мышления, где мышление — это не человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность.

Основой всего сущего Г. Гегель считал развитие абсолютной идеи в виде движения понятий. Вначале абсолютная идея — это «чистое бытие», лишенное любого содержания, то есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению понятия «наличное бытие». В силу внутренней противоречивости абсолютная идея порождает все новые и более богатые по содержанию понятия до полного развертывания своего содержания. В этом процессе она порождает природу и начинает существовать в виде материальных явлений в виде: механических, химических, биологических, а так же человеческого общества.

Главная заслуга Г. Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщающий диалектический анализ всех философских категорий, сформулировал на идеалистической основе три основных закона мышления: закон взаимопроникновения противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания, а так же три принципа анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному; соответствие исторического и логического; принцип развития.

Людвиг Фейербах (1804–1872) — антропологический материалист, был первым философом, подвергшим критике систему Г. Гегеля. Он показал, что абсолютная идея Гегеля — это не что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и превращенный во внеприродное существо, творящее мир из самого себя.

С середины XIX века все определеннее стала возникать потребность в иных, неклассических типах философствования. И вскоре возникают четыре крупные философские школы: марксизм, позитивизм, «философия жизни» и неокантианство.

Марксизм. В своей важнейшей работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Карл Маркс (1818–1883) выступил в защиту гуманизма, основанного на идее свободной и творческой сущности человека. К. Маркс доказывал, что реализации этой сущности препятствуют различные формы отчуждения (отстранения) человека: от природы, от своей собственной «родовой» сущности, от другого человека, от общества — и как основа всех этих форм — отчуждение труда, базирующееся на частной собственности. Процесс обратный отчуждению К. Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

На основе концепции присвоения родовой сущности К. Маркс создал учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. Он показывал, что человеческая деятельность — это глобальный процесс очеловечивания мира, преобразования природы и общества по их же законам. Тут нет противопоставления человека природе, т. к. человек — это часть природы и высший продукт ее развития, существо особого рода. Человек — это универсально-всеобщая сила природы, способная к труду. Именно труд характеризует специфичность бытия человека в мире.

Введение принципа практики в теорию познания позволило выработать учение о диалектике процесса познания, учение о диалектике истины и ее критериях и фактически решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить «теоретический» и «практический» момент деятельности, построить «мост» между явлением и сущностью.

В содружестве с Ф.Энгельсом (книга «Диалектика природы») К.Маркс фактически начал качественно новый этап в развитии философии, главным содержанием которого явился синтез диалектики, существовавшей до этого на идеалистической основе, и материализма — диалектический материализм. Применив материалистическую диалектику к области истории, они создали исторический материализм.

Идейными источниками марксизма стали диалектика Г. Гегеля, французский материализм и социалистический утопизм.

С середины XIX века в развитии западноевропейской философской мысли происходит серьезный сдвиг: на передний план выдвигаются концепции иррационализма (Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше).

Основными идеями иррационализма стали:

идея исследования, прежде всего, жизни отдельного человека, а не больших социальных общностей;

• выдвижение на передний план в понимании человека его подсознания и интуиции;

• мировоззренческая установка, отрицающая возможность рационального познания закономерностей мира;

идея антигуманной сущности науки.

Собственно иррационализм оформился в конце XIX века в своей первой школе, которая получила название «философия жизни».

Философия жизни. Центральное понятие этой философии — «жизнь», которое призвано заменить понятие «бытие», ибо «жизнь» в философии жизни — это динамика, а «бытие» — это статика. Жизнь — это поток, в котором находится человек. Он неуловим рассудочными методами познания, его можно познать лишь на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры и любви. Выделяют три направления «философии жизни»: академическая «философия жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля, «творческая эволюция» А. Бергсона и «философия воли» Ф. Ницше.

Неокантианство. Появившееся во второй половине XIX века неокантианство стремилось возродить некоторые важные принципы философии И. Канта. С самого начала в этом направлении отчетливо выделились две философско-методологические школы: Марбургская и Баденская. Общим у них, помимо высоких оценок наследия И. Канта и приверженности его методу истолкования действительности, была ориентация на исследование методов научного познания и понимание философии как критической теории науки. При этом в Марбургской школе (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) основные усилия направлялись на разработку трансцендентального метода, применяемого, главным образом, в науках о природе. Представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), утверждая принципиальное различие наук о природе и наук о культуре, сделали акцент на разработке методов социальных, исторических наук и проблеме ценностей.

Переосмысление классического философского наследия было продолжено и в XX веке.

Современная философия

Особенности философии ХХ века:

I. Разнообразие центральных философских проблем:

1. Проблема бытия человека.

2. Глобальные проблемы человечества.

3. Проблема смысла и направленности исторического развития.

4. Проблема знания, языка науки, методологии научного познания.

II. Одним полюсом философствования был иррационализмфилософия жизни» О. Шпенглера, прагматизм Д. Дьюи, психоанализ З. Фрейда. К. Юнга, А. Адлера, неофрейдизм В. Райха, Э. Фромма, К. Корни, антропософия Р. Штайнера), другой полюс составил рационализм в самых различных формах культа разума и научно-технического знания (Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Ростоу, Д. Белл, Е. Масуда, А. Тоффлер).

III. Плюрализм концепций и философских школ.

Основные философские школы XX века:

Неопозитивизм. «Позитивизм» (от лат. positiv — положительный) обозначает призыв к философии отказаться от умозрительных (метафизических) абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания, то есть такого которое поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Всё остальное объявляется псевдовопросом, ибо не может быть проконтролировано в опыте.

Всего было три волны позитивизма:

1. «Первый позитивизм», представленный такими философами XIX века как О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер.

2. «Второй позитивизм» — эмпириокриокритицизм конца XIX — начала XX в.в. — (Э. Мах, Р. Авенариус).

3. «Неопозитивизм», возникший в 20–30 х г.г. XX века. Он включает в себя различные логико-философские школы, подходы и позиции. Его представители: М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер и др.

Для всех неопозитивистов характерен мировоззренческий скептицизм и обоснование независимости науки от философии. Они утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Задача же философии заключается не в том, чтобы говорить о мире, а в логическом анализе и прояснении положений науки и в логическом анализе языка.

Одни неопозитивисты (Л. Витгенштейн) выдвинули принцип верификации, то есть логической проверки предложений в сравнении с опытом — принцип подтверждения фактами. На основании него предложения делятся ими на бессмысленные и осмысленные (те которые мы можем проверить). При этом, под фактами неопозитивисты понимают ощущения и переживания, то есть состояния сознания.

Другие неопозитивисты (К. Поппер) предложили принцип фальсификации, на основании которого истинным считается то высказывание, которое не опровергнуто опытом.

Концепция открытого общества К. Поппера. Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Поппер ставит задачу ограничения свободного рынка и одновременно задачу уменьшения влияния государства; видимое противоречие между этими задачами он называет «парадоксом государства». Для уменьшения произвола государственных структур он предлагает перевести общество на научную организацию, а для этого он предлагает реформировать социальные науки таким образом, чтобы они были открыты для критики и опирались на социальный опыт. При этом предполагается, что все изменения нужно производить постепенно и что государство должно заниматься предотвращением страдания и несправедливости, но не должно принуждать граждан «к чему-либо, даже к счастью».

Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Экзистенциализмфилософия существования — философская школа в философии иррационализма, возникшая в начале XX века, которая утверждает приоритет индивидуального бытия над социальным.

Идейными источниками экзистенциализма являются герменевтика, философия жизни, феноменология.

В экзистенциализме нашли отражение тема трагичности человеческого бытия и радикальное разочарование человека в период кризиса общества и гуманизма, когда индивиду, чтобы устоять необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром. Основная установка экзистенциализма — существование предшествует сущности, то есть человек сначала существует, действует в мире, а уже затем определяется как личность. Экзистенция — это есть единство сущности и существования и понять ее человек может только в «пограничной ситуации» между жизнью и смертью. Рассудок, считали экзистенциалисты, надо заменить на экзистенциальное мышление, то есть мышление, в котором человек участвует целиком: с чувствами, опытом, надеждами, заботами.

Экзистенцианизм включает в себя:

• экзистенциальную отнологию М. Xайдеггера с её основным вопросом о смысле бытия;

• экзистенциадьное озарение К. Яспереа, для которого главным вопросом является понимание способа бытия и «осевое время», то есть период, связанный с возникновением великих культур;

• экзистенцианизм Ж.-Б. Сартра, ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

• экзистенцианизм Н. Бердяева и Л. Шестова.

Феноменология (Э. Гуссерль (1859–1938)) — учение, суть которого можно свести к трем главным идеям:

1. Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное.

2. Эти феномены понимаются не как психологические явления, но как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в тоже время находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его.

3. Указанные сущности познаются не рассудком, но непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции

Центральное понятие феноменологии — «интенциональность», то есть такая направленность сознания на объект, при которой порождается предметный мир в его ценностно-смысловом значении по принципу: «нет объекта без субъекта». Основными требованиями феноменологического метода являются:

• феноменологическая редукция — воздержание от любых суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» субъективного опыта;

• трансцендентальная редукция — рассмотрение самого субъекта

Скачать:TXTPDF

. основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать, . основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать бесплатно, . основные проблемы, понятия, термина. Учебное пособие. В. В. Волков Философия читать онлайн