Егоров Владимир Сергеевич Философия открытого мира
Рационализм — это философия закрытых систем, соответствующая классической науке и механистическому представлению о мире. Она связана с вынесением человека за пределы природы и представлением о нем как о самодостаточной сущности.
В течение последних 300 лет новейшей истории представление человека о мире и о его месте в мире основывалось на классической науке и философии рационализма, связанных в первую очередь с именами Ньютона и Декарта.
Это мировоззрение основывалось на суверенности человеческого разума по отношению к природе и связанном с ним отношением субъект-объект, человек-природа, активная роль в котором принадлежит человеку, а природа рассматривается как объект познания, преобразования и, в конечном счете, покорения человеком. Неклассическая наука не вывела человеческое познание за пределы мировоззренческого субъективизма.
Мировоззренческий субъективизм вместе с наукой в настоящее время переживает глубокий кризис.
Речь прежде всего идет о том, что в современных условиях уже не «работает» субстанциональное представление о сущностных основах мира, как в материалистическом, так и идеалистическом вариантах. (Далее: в мономатериалистическом и моноидеалистическом). 3 Исчерпывает свои возможности и системный подход, который и по сей день до конца не утратил своей роли и стягивает науку жестким мировоззренческим корсетом. Все это превращается в тормоз человеческого познания и требует нового мировоззренческого подхода, отвечающего современным реалиям.
Этот новый подход должен преодолевать мировоззренческий субъективизм, связанные с ним субстанциональность и системность, и исходить из объективного представления о мире.
Мир в предельном мировоззренческом значении представляет собой миропроявление. Понятие миропроявления означает мировоззренческий подход с позиций открытости мира, то есть с объективных позиций. Это самый абстрактный, мировоззренчески предельный уровень, выражающий безначальность и бесконечность мира.
Современное понятие о мире, связанное с его бесконечностью и открытостью, лежит в основе соответствующего миропонимания, противоположного рационализму как мировоззренческому подходу.
Это и есть философия открытого мира. Ее конституирующим принципом является исходная синергия материального и идеального начал природы, которая отражает достигнутый человеком уровень миропонимания.
Наличие природных и общественных систем выражает более конкретный уровень миропроявления, связанный с достигнутым уровнем познавательной способности человека.
Именно в силу субъективного характера представление о закрытых системах постоянно меняется (срок жизни систем различен: на микроуровне он измеряется тысячными долями секунды, а на мегауровне — миллиардами лет). Понятие же открытости мира является предельным как выражение его бесконечности.
Итак, философия открытого мира на мегауровне исходит из открытости мира и миропроявления как предельных мировоззренческих понятий. Открытость человека находит свое выражение в представлении о нем как о природном существе, в котором на макроуровне проявляются сущностные основы мира. С этим связана информационная природа человека. Информационный человек в его общественных связях представляет собой открытое, информационное общество. 4 Подчеркнем, что открытое общество не может быть неинформационным.
Как с материализмом, так и с идеализмом связан жесткий детерминизм, причинная обусловленность явлений и событий в природе и обществе. Это в конечном счете ведет к представлению о возможности полного миропостижения человеком. Задача заключается лишь в познании (открытий) законов, описывающих природный и общественный процессы.
В этих условиях вероятность и случайность выступают лишь как незакономерные отклонения от детерминизма.
Все это опиралось на многовековую философскую традицию: материализм и идеализм были известны людям еще в глубокой древности, как только они сумели вычленить общее начало трех окружающих их сред: земли, воды и воздуха, а дуализм появился вместе с классической наукой и новым представлением о природе и человеке как объекте и субъекте, связанным с именами Ньютона и Декарта. Столь же древней является и идущая от Платона и Аристотеля традиция коллективизма и индивидуализма в обществознании. Власть этих традиций над умами и чувствами людей огромна. Не случайно даже гении, совершившие эпохальные научные открытия, выходящие за рамки такого миропонимания, продолжали оставаться в его власти. Известно, что А. Эйнштейн, ссылаясь на Бога, который не играет в кости, до конца жизни отрицал вероятность как фундаментальное понятие, на котором построена, в значительной мире связанная с его именем, квантовая физика. Теперь принято называть данный этап развития. науки неклассическим именно на этом основании.
Позднее, уже в середине XX века, наука вступила в следующую постнеклассическую стадию, связанную с тем, что в качестве фундаментального понятия здесь принята случайность.
Можно слышать, что о каких-либо изменениях логично говорить лишь в пределах материи и сознания, пространства и времени. Такая точка зрения вполне соответствовала религии, как господствовавшему способу постижения человеком мира в средние века, а затем науке на ее начальной классической ступени развития, другими словами, начальному, неразвитому состоянию человеческой познавательной способности. Представление о мире как составленном раз и навсегда, декларирует конечность мира и его познания человеком, что противоречит исходным позициям как материализма поскольку лишает материю и ее познание важнейшего свойства, так и идеализма, поскольку отнимает бесконечность не только у человека, но и у Бога. Но главное не только в логической противоречивости, а в том, что эти представления не соответствуют и последним научным данным. 5 А на сегодня данным является то, что информация есть содержание, получаемое нами извне и не являющееся ни материей, ни энергией, ни идеей, реально превращается в основной стратегический ресурс общества.
Сейчас появляется все больше данных, свидетельствующих о многосущности мира, признание чего устранило бы преграду на пути развития этого процесса.
Отсутствие не только этой, но и любой другой мировоззренческой альтернативы моносущностному представлению о мире сковывает мышление требованием единомыслия на уровне выработки (образование) и применения (наука) самых общих мировоззренческих понятий.
Энергия тоже представляет собой содержание, получаемое нами извне. Но это материальное содержание. Оно, в частности, ограничено пределами солнечной системы. Другие космические объекты непосредственно энергетического воздействия на человека не имеют. Во всяком случае никаких прямых свидетельств этого у нас нет. А если это так, то положение о материальности мира оказывается ложным в самом основании, или мир должен быть ограничен солнечной системой на основании чего, собственно, и выдвигалась это положение. Сейчас, когда речь идет даже не о множественности, а о миллиардах Вселенных, делать вид, что это ничего не меняет в существе подхода к пониманию мира — значит занимать страусиную позицию.
Связывать представление о сущности мира с представлением, сложившимся на основе познания, да и то частичного и далеко неполного, сущности одной из миллиардов вселенных ошибочно по определению, ибо распространяет на целое понятие части, да еще и статичное, рассматриваемое вне развития. А если учесть космические масштабы и различные темпомиры, то такое представление не только архаично, но и реакционно.
Представление о многочисленности вселенных и многосущности мира принципиально иное миропонимание по сравнению с мономатериализмом и моноидеализмом, которое должно раскрепостить человеческое мышление и явиться мощным ускорителем решения проблем в конкретных областях научного знания и других способов постижения человеком мира. 6 Информация как содержание, получаемое нами извне, в отличие от энергии не сводится ни к материи, ни к идее как природным сущностям более общего уровня. Она представляет собой самостоятельную, причем более глубокую, природную сущность.
Информация распространяется мгновенно, является универсальной и общедоступной. Ее сущность, как миропроявление в — управляющем воздействии на природные и общественные процессы как без посредства человека, так и при появлении человека, как управляющего природного устройства, наделенного субъективными характеристиками.
Природная информация лишена системной замкнутости и ограниченности и поэтому представляет собой всеобщий язык природы, характерный для космоса вообще, а не только его понимания как солнечной системы или нашей галактики.
Загадка жизни и человека как ее наиболее совершенной формы до открытия информации была связана с энергией (включая тепловую смерть вселенной вследствие действия второго закона термодинамики).
Открытие информации в корне изменило ситуацию: энергия уступает информации место как более глубокой природной сущности и основному стратегическому ресурсу общества.
В этих условиях оставаться на позициях моносущности мира: материализма и идеализма — значит игнорировать факты, не затруднять себя связанными с ними размышлениями и плыть по традиционному мировоззренческому течению, что проще и спокойнее, но в то же время, как показывает исторический опыт, безнадежно бесперспективно.
Задача в связи с этим заключается в том, чтобы миропонимание, соответствующее постнеклассической науке, сделать общепонятным и общепринятым. Без этого мы будем вынуждены блуждать в потемках ввиду отсутствия современной стержневой основы миропонимания.
Постнеклассическая наука и вытекающее из нее представление об информационной природе человека предполагают постоянное его развитие как приращение разумности. 7 Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не просто поддерживать существование человека как основного средства производства, а в том, чтобы превратить его развитие в приоритетную ценность. Без этого не может состояться информационное общество.
Доказательству этих, казалось бы, вполне очевидных истин посвящена эта книга.
Логика рассуждения при этом такова: открытость мира тождественна его безначальности-бесконечности. Последняя предполагает преодоление мировоззренческого представления о материальности мира, поскольку важнейшим свойством материи является дискретность (прерывность, раздельность его частей), а значит, конечность, то есть качество, противоположное бесконечности. Материя дискретна, то есть конечна как в частностях, так и в целом как субстанция. Поэтому субстанция, противоположная материи, антиматерия, — не есть вещество с противоположными характеристиками, а собирательное понятие нематериальных сущностей.
Сам поиск антиматерии ставит под сомнение основное положение материализма о материальном мире.
Конкретные достижения современной науки, связанные с открытием античастиц и антивещества, являются подтверждением этой гипотезы, правда, пока в пределах материи, фиксируя лишь ее принципиально новые свойства, противоположный заряд и т.д.
Многосущность мира может быть обнаружена уже при проведении различия между материальным и идеальным. Этому мешает то, что идеальное рассматривается, как субъективное проявление человека при материалистическом подходе, и как божественный промысел в рамках классического идеализма, а не как объективная природная сущность. Понятие объективного идеального означает выделение второй природной сущности, наряду с материальной и, тем самым, движение человеческого познания от моносущностного представления о мире к многосущностному. Следующий шаг в понимании многосущности мира связан с открытием информации, как содержания, получаемого нами извне, и не являющейся ни материей, ни энергией, ни идеей.
Информация не имеет границ, не связана со скоростью света в вакууме, распространяется мгновенно, общедоступна и универсальна. Именно это лежит в основе превращения энергетического человека в информационного, а информации — в основной стратегический ресурс общества. РАЗДЕЛ I Открытый мир и современное миропонимание 1. Становление синергийно-информационного видения мира
1.1. Размытые контуры мировоззренческих подходов Желание человека понять сущность мира и свое место в мире вполне естественно. Это «любопытство» имеет основой естественную, генетически заложенную познавательную потребность, с которой связана его разумность как родовое качество.
Однако до сих пор процесс познания сталкивается с множеством препятствий, что свидетельствует о настоятельной необходимости выработки новых мировоззренческих подходов. Они связаны с преодолением представления о закрытости и системной замкнутости мира и его составляющих. А это значит, что все основные мировоззренческие проблемы сегодня связываются с открытостью — и прежде всего с открытостью мира. Поэтому выяснение этого понятия приобретает основополагающее значение.
Мировоззрение — это представление о мире и месте человека