Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

за пределами материи, сущность которой выражается понятиями вещественности, субстратности, а важнейшим свойством которой является дискретность. Материя в этом случае не является самодостаточной, и чем глубже проникновение человека в тайны природы, тем большее значение приобретают характеристики мира, лежащие за пределами материальности, вещественности. В неразвитом виде, на уровне сегодняшнего уровня развития познавательной способности человека, преодоление мономатериализма связано с проблемой природного идеального. 82 В. Д. Захаров в этой связи подчеркивает: «Как и в общей теории относительности (ОТО), идеальное (выделено мной. — В. Е.) (ненаблюдаемое) оказалось реальнее материального: именно оно описывает все наблюдаемое в материальном мире. И описывает, как выяснилось, не естественной причинностью или, по крайней мере, не одной ею» [1].

1 Захаров В. Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 109. Показательно, что всякие попытки обнаружить природное идеальное немедленно и без всякого доказательства объявляются мономатериалистами уступкой религии и мировоззренческим дуализмом, а моноидеалистами осовремененным и облагороженным материализмом. В научном мире преобладает противоположная тенденция. Так, президент РАН Ю. Осипов на Соборных слушаниях по теме «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий» в 1998 году заявил: «Создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как говорят в нашей среде, Абсолютного Разума».

А вот мнение на этот счет другого солидного ученого, академика Е. П. Велихова: «Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека — не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она чем-то определяется свыше (выделено мной. — В. Е.).

Такое понимание и восприятие Бога у меня есть, есть чувство прошлого, будущего и связи между ними. В этом смысле я могу понимать вопросы бессмертия души. Ведь какая-то часть нашего бессмертия сидит в молекулах ДНК, в генах. Другая — в системе передачи информации от поколения к поколению…».

Такое представление является прорывным в случае мировоззренческого представления о материальности мира. А как быть, если прошлое и будущее, время и пространство вместе с понятием материи и ее бытия не покрывают сущностных основ мира? Тут и понятием «своего» Бога не обойдешься. Беспредельная сложность природных объектов, их структурирование, качественное разнообразие составляющих, функциональные особенности частей и целого, их согласованность и целесообразность, наиболее ярким примером чего является человек, должны, помимо вещественности (субстратности), выражаться многими сущностями. Сегодня, на начальной стадии преодоления представления о материальности мира, эти сущности по аналогии с исторически сложившимся понятием, противоположным материальному, определяются как природное идеальное. 83 Идеальное в этом смысле — это исходная противоположность материального — не материальное, не вещественное, отношение, связь — по Пригожину. Идеальное в этом случае не ограничивается понятием идеи, духа, разума, хотя не исключает их.

Другими словами, к объективному идеальному мы относим то, что противоположно вещественности, субстратности материального начала природы.

Сегодня мы можем воспринимать объективное идеальное лишь собирательно и обобщенно. На мегауровне — это исходная упорядоченность наряду с хаосом, это природные размерности и выражающие их мировые константы, точная согласованность которых обеспечивает беспредельное миропроявление. На макроуровне — это человек, составляющие организма которого согласованы физиологически и функционально столь удивительным образом, что обеспечивает его разумность и ее приращение.

На микроуровне — тайна фазовых переходов как превращений неживого в живое, живого в разумное и т.д. Идеальным является и исходное соотношение между материей и антиматерией, которое не позволяет им аннигилировать.

До достижения этого уровня познания нет возможности преодолеть эмпирически и верифицируемо представление о материальности мира и ввести понятие объективного идеального.

Только получив подтверждение на сущностном уровне мира, понятие объективного идеального приобретает мировоззренческий смысл и значение для характеристики природных и общественных процессов в современных условиях. Это, если можно так выразиться, объективный срез проблемы. Но есть и субъективный: бесконечность сущностных начал мира предполагает и бесконечность проявлений субъективности. Это и возможность безграничного углубления человеческой субъективности, связанной с приращением разумности. Это и наличие идеального начала в условиях других планет и вселенных, вполне возможно, по форме отличающегося от человеческой телесности и разумности. 84 Обобщенное и упрощенное представление об идеальном связано с достигнутым уровнем познания и зиждется в основном на субъективных представлениях и ощущениях: рождение и смерть человека — начало и конец мира; аналог жизни — линейность и однонаправленность природного процесса; телесность и духовность человека — земная твердь и мировой дух, материальное и идеальное и т.д.

По мере развития познавательной способности человека понятие объективного идеального будет углубляться, конкретизироваться и развиваться содержательно. Понятие же материального в смысле его вещественности, субстратности остается неизменным и содержательно ни природного процесса, ни развития познавательной способности человека не выражает.

Может возникнуть вопрос: а почему бы не отнести к материальному все то содержательное наполнение, которое мы вычленяем из него как объективное идеальное? Ведь это его структура, внутренняя принадлежность, без чего она теряет целостность и качественную определенность.

Дело в том, что, если поступить таким образом, материя окажется единственной сущностной основой мира (раз на исходном уровне ей ничего не противостоит), и весь природный процесс будет сведен к развитию материи, все остальное будет носить производный от материи вторичный характер.

С материальностью мира неразрывно связаны принципы детерминизма и редукционизма, а следовательно, представление о линейности развития и др. характеристики, уже не только поставленные под сомнение, но и преодоленные постнеклассической наукой.

Известно, что мономатериалистический подход допускает развитие представлений о мире как развитие представлений о самой материи: это поиск кирпичика, к которому можно редуцировать понятие вселенной и тем самым получить законченное представление о мире. Другими словами, с этим подходом связано представление о мире как закрытой системе, что мировоззренчески ограничивает познание, предполагает его конечность, завершенность, причем в рамках материальности. Это ставит преграду на пути поиска иных, нематериальных сущностей, о наличии которых догадывались и высказывались уже древние.

В то же время объективным идеальным представление об исходных нематериальных сущностях мира ограничено быть не может. 85 4.3. Понятия мегауровня в структуре мировоззрения

В научной и философской литературе имеет место отождествление, смешение, в лучшем случае недостаточно четкое разграничение понятий мегауровня: Мир, Космос, Природа, Универсум, Вселенная. И это не имело существенного значения, пока в рамках философии рационализма человек как самодостаточная субъективная реальность противостоял объективной реальности, за которой и скрывались все эти понятия.

Не имеет это значения и при системном подходе, в рамках которого они представляют конечную, наиболее общую систему.

Если учесть, что в мировоззренческом смысле системный подход не выходит за пределы рационализма, остается констатировать, что их безразличие к выяснению указанных понятий связано с существенностью для разработки ими лишь понятия субъекта как познавательно и деятельно активного члена отношения субъект-объект. Объект в этом случае представляет неорганическое, инертное тело, лишенное активности. Другое дело, если понятие объекта наполняется иным содержанием, включающим в себя наряду с материальным и идеальное начало, и рассматривается в силу этого как исходная активность, в том числе и по отношению к субъекту и его активности.

В этом случае различные стороны объективной реальности должны выражаться различными понятиями. С учетом сложившихся представлений, на наш взгляд, их можно классифицировать следующим образом.

1. Открытость, то есть безначальность-бесконечность как исходное качество выражается понятием мир.

2. Бесконечность как разнообразие или разнообразие бесконечного может быть представлена понятием универсума.

3. Понятием вселенной (которое совсем недавно соответствовало нашей метагалактике, а сегодня включает миллиарды мегаобъектов) обозначается все существующее в соответствии с достигнутым уровнем развития познавательной способности человека.

4. Космос представляет собой характеристику безнача-льности и бесконечности мира с точки зрения космических объектов (вселенных).

5. Природа содержит понятие сущностных основ мира (материя, идея, антиматерия, информация и т.д.).

Материальная и идеальная субстанции соответствуют познавательной способности человека, достигнутой за весь предшествующий исторический период. До последнего времени как содержание природы рассматривалась лишь материальная субстанция, а идеальная связывалась или с Богом, или с человеком как самодостаточными сущностями. Сейчас есть все основания представить природу как исходное единство материального и идеального начал. Однако и такое представление о природе не является мировоззренчески предельным.

Наиболее глубоким природным проявлением на сегодня являются исходная противоположность и дополнительность материи и антиматерии, хаоса и порядка.

Их наличие в сущностном основании мира соответствует безначальной бесконечности мира и определяет характер всех его более конкретных проявлений и превращений. 4.4. Антиматерия и ее сущностная определенность

В самом общем виде антиматерия — это не материя, не вещественность, не субстратность; другими словами, противоположность материи. Вначале это неразвитое представление о нематериальной сущности, имеющей место наряду с материальной, идет от субъективных, точнее, житейских представлений человека, связанных с его противоположностью телесности и духовности. Абсолютный дух, всемирный разум и т.д. — порождения этого неразвитого представления. С ними связывалось наличие чего-то не просто нематериального, но и конструктивного, созидающего начала в мире неорганического, мертвого материального безмолвия. Это в значительной мере умозрительные, неверифицируемые представления об антиматерии. Человек же всегда стремился докопаться до доказательного уровня своих самых общих и подчас невероятных озарений, открытий. Это наиболее наглядно проявляется на микроуровне. Сейчас внимание исследователей привлекают качественно отличающиеся от известной нам материи — понятия темной, или черной материи, кваркглюонной плазмы как предполагаемого содержания «черных дыр» и, наконец, разрабатываемое в физике понятие античастиц, антивещества, антиматерии, в частности, совершенное недавнее открытие антиводорода. 87 Ученым крупнейшей в Европе лаборатории недавно удалось экспериментально получить 9 атомов антиводорода — субстанции, которая идентична водороду, но в которой каждая из частиц имеет противоположный заряд.

К этому можно относиться с изрядной долей скептицизма, но повод для оптимизма вселяет то, что уже сравнительно давно обнаружены античастицы с противоположным зарядом: антипротон, антинейтрон, антиэлектрон (позитрон). Совершенное в ЦЕРН открытие опровергает многие существующие физические представления. По словам руководителя этой работы немецкого физика Вальтера Оелерта, большую часть физики придется переписать заново.

С экспериментальным обнаружением ядер антивещества (антигелия и антитрития) связываются глобальные научные достижения ученых института физики высоких энергий (Протвино). Больше того, они стояли у истоков открытия вместе с физиками Брукхэйвенской национальной лаборатории (Г. Аптан, штат Нью-Йорк, США), нового вида внутриатомных частиц — так называемых «экзотических мезонов».

Последние, в отличие от ранее считавшихся элементарными протонов и нейтронов, состоящих из трех кварков, скрепленных глюонной основой барионов, — составлены из пар «кварк-антикварк». И те и другие объединяются понятием адронов. Другими словами, понятие антивещества переносится на более глубокий элементарный уровень — на уровень кварка и антикварка. Характерно, что сами кварки не обнаружены в чистом виде, а проявляют себя лишь при посредничестве глюонов, которые «склеивают» кварки в адроны и не позволяют им разлетаться.

В этом смысле понятие антикварка еще более условно и виртуально. Оно связано с теоретической возможностью существования частиц, состоящих из одних глюонов (так называемых глюболов) и различного рода гибридов, состоящих из глюонов и кварков. 88 Это позволяет сделать вывод о том, что исследования в области

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн