Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

определяет общественные отношения, а, наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения» [1] (выделено мной. — В. Е.).

В качестве примера можно привести изданную в 1999 году хрестоматию, в целом представляющую интересный опыт подготовки бакалавров экономики на модульной (блочной) основе [2]. В этом издании обучаемый жестко ориентируется на мономатериалистический подход, согласно которому эволюция человека завершилась 50 тыс. лет назад, и с тех пор его «поведенческое амплуа» определяется обществом и практически не связано с биологической природой, а раз так, то и с разумом тоже.

«Генетические программы, определяющие поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными же средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная речь), показ и пример. Место генетических инструкций занимают нормы, место наследственности в строгом смысле слова — преемственность. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура… играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для homo sapiens.

Общество — это целостность надбиологическая (выделено мной. — В. Е.) общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть сверхприродной (выделено мной. — В. Е.) нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение» [3]. 1 Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2./ Под общ. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. — С. 542.

2 Бакалавр экономики: Хрестоматия. Изд.: Триада, 1999.

3 Там же. — С. 362-363. Таким образом, раз общество и культура являются «надбиологическими» и «сверхприродными» образованиями, то человек и его социальная природа отрываются от биологической, «общество и общественное» представлены как нечто самодостаточное по отношению к человеку. 126 1.5. Становление человека как развитие его естественной природы

Развитие человека проявляется не только в развитии его разума, но и в изменении физиологии. Примером этого может служить последнее достижение американских ученых Джерри Шея и Вудринга Райта из Юго-Западного Медицинского центра Техасского университета, которые в конце 1997 г. открыли способ прекратить старение клетки человека, выделив фермент теломеразу, который управляет этим процессом. Известно, что теломеразный механизм старения клетки еще в 1971 г. был обнаружен нашим соотечественником А. М. Оловниковым..

Или такой факт: после того как в феврале 1997 г. шотландские генетики из Эдинбургского исследовательского института Рослина получили путем клонирования овцу Долли, было доказано, что млекопитающие, к которым относится и «человек разумный», могут размножаться путем точного генетического копирования. В ближайшее время предполагают клонировать человека, что в январе 2001 г. было одобрено палатой лордов Британского парламента.

Безграничные возможности человека в познании природы и в самопознании и свидетельствуют о том, что развитие его мышления, создания, интеллекта не является непосредственной функцией общества.

Более того, общественные отношения и социальные закономерности зримо попадают в прямую зависимость от развития человека. Если указанные и заявленные ранее научные сенсации в ближайшее время найдут свое подтверждение, то это произведет настоящий переворот в мировоззрении людей, в их потребностях, интересах, характере общественных связей.

Одно дело если жизненная позиция человека в конечном счете связана с ограниченностью его существования в этом мире несколькими десятилетиями, и совсем другое, — если эти пределы раздвигаются или даже растворяются. Определяющая роль материального интереса, потребительства и связанного с этим социального эгоизма выглядит в этом случае явным атгавизмом.

Изменения в физиологии человека повлекут за собой и коренные изменения в его психологии, вызовут к жизни иные, преимущественно духовные, потребности и интересы, которые будут реализовывать еще не открывшиеся, а лишь предполагаемые (ныне потенциальные) возможности человека, что дает ему реальную перспективу и позволит не уповать в качестве единственной духовной перспективы на загробное существование. 127 Представление о человеке как неразвивающемся, являющемся продуктом и объектом общественных отношений и действия их закономерностей, лежит в основе всех теоретических и практических концепций, предполагающих путем изменения общества изменить условия жизни и саму сущность человека. Нереальность этих положений связана с упованием на развитие производства и создание на основе его условий для справедливого в той или иной форме распределения материальных благ.

Другими словами, возможность коренных общественных преобразований декларируется вне связи с развитием человека и раскрытием его естественных возможностей. Человек предполагается «готовым», интересы его в основе своей связаны с удовлетворением естественных (животных) потребностей. Все остальное надстраивается над ними и в конечном счете зависимо от них. Уповать на то, что замена или совершенствование тех или иных (а то и всех) социальных институтов изменит сущность человека, — значит впадать в иллюзию.

Развитие человека связано с расшифровкой в рамках науки и других способов постижения мира, соответствующей природной информации. Эта информация в той или иной мере была всегда, но возможности постижения ее человечеством были и остаются ограниченными. Это во-первых. Во-вторых, каждый шаг в освоении природной информации является и шагом в развитии человека, а не только наших о нем представлений, поскольку со степенью ее освоения связано реальное место человека в мире и в обществе, его отношение к природе, к себе и подобным и т.д.

«Готового» человека нет, как не может быть о нем и «готового» представления, что было бы равнозначно окончательному постижению природы и ее закономерностей. Постижение природы и человека — это взаимосвязанный процесс, неотделимый от их постоянного становления, развития. И именно изменение естественной природы человека, означающее в исходном смысле его становление, развитие, лежит в основе общественного развития и общественных преобразований. 128 Однако необходимо иметь в виду, что такие новации, как клонирование, кроме позитивного начала, имеют едва ли не большее негативное. Во-первых, критики дружно говорят о нарушении в этом случае биоэтнических норм. Что ж, в этом есть резон, хотя нужно иметь в виду, что это нормы сегодняшние, и с их позиций нельзя безоговорочно определить перспективность тех или иных теоретических схем и практических действий. Во-вторых, что более существенно, генетическому копированию можно подвергнуть опять же лишь современного человека, то есть придется увековечить его сегодняшнюю ограниченность и ущербность. Вряд ли это явится вдохновляющей перспективой для человечества.

Но если подходить к клонированию не с глобальных позиций нового способа размножения людей, а с позиций генетического улучшения потомства, борьбы с заболеваниями, наконец, продления жизни человека, то клонирование можно использовать не во вред, а во благо человечества. Этот подход исходит из развития человека, и если направить управляющее воздействие, то в точке бифуркации можно ожидать, что дальнейшее развитие будет осуществляться в перспективном направлении.

Известно, что многие видные ученые и философы прогресс науки в XXI веке связывают с выходом биологии на позиции научного лидера. Думается, что это в первую очередь связано с тем, что необходимость доказать изменение, развитие естественной природы человека, подготовленная развитием физики и ряда других естественных и общественных наук, превратилась в первоочередную задачу.

В этой связи И. П. Меркулов пишет: «Сейчас становится все более ясным, что человеческая способность извлекать и обрабатывать когнитивную информацию генетически детерминирована. …Связь генов с культурой осуществляется опосредованно в сочетании с обратной связью от культуры к генам. Культура и культурные феномены формируют специфические когнитивные механизмы, хотя эти механизмы коренятся в программах развития нервной системы» [1].

1 См.: Вопросы философии. — 1997. — № 10. — С. 142. Э. Эзер считает, что наш познавательный аппарат обусловлен не только органическо-генетической эволюцией, 129 но также молекулярно-химической и физико-космологической эволюцией, что мы несем в себе также космологическую информацию, к которой мы не имеем, однако, прямого доступа. Информация, идущая от открытого мира, включая генетическую, представляет собой миро-проявление. Реализуя природное идеальное начало через познание, сознание, мышление, человек открыт окружающей его среде, то есть непосредственно осуществляет свое познавательное предназначение.

Значит, новое общественное устройство будет представлять собой не трансформацию известных порядков, а их принципиально новое качество, являющееся по сравнению с трудовой деятельностью иным типом активности, отличающимся значительными элементами творчества. Это может произойти в массовом масштабе тогда, когда «если не все, то по крайне мере большинство людей станут более креативными в своих действиях, чем они являются сегодня» [1].

1 Hage Powers Ch. H. Post Jdustrial Lives: Roles and Relationships intherest. — Century. Newbury Park, (Ca). — 1992. — P. 72. Информационный подход к человеку, предполагающий постоянное развитие его естественной природы и «приращение разумности», представляет ядро современной естественнонаучной и социальной парадигмы.

Исходя из требований постнеклассической науки, целью современного общества должны стать развитие человека, его продолжающееся становление и образование в самом широком смысле. Оно должно создавать условия для раскрытия нереализованных интеллектуальных возможностей человека, мобилизации резервов его мозга, психики, мышления, развития познавательной способности, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности, нравственного и физического здоровья. Это будет способствовать реализации информационной природы человека и тем самым становлению информационного общества. 130 1.6. Расшифровка наследственного кода — подтверждение информационной природы человека

В начале 2000 г. обнародовано сообщение об открытии, которое не оставляет никаких сомнений в информационной природе человека, в том, что «человек информационный» не только теоретически, но и практически уже в принципе состоялся. Международный проект «Геном человека» и частная американская корпорация «Celera» объявили, что практически расшифровали наследственный код, занесенный в человеческие гены. Открытие уже причислили к одному из величайших в человеческой истории.

В проекте расшифровки генома участвовали ученые двадцати стран, в том числе России. Удалось распознать «зоны ответственности» пятидесяти тысяч генов и картировать 97 процентов генетического кода, то есть систематизировать около 3 миллиардов единиц генетической информации.

Черновой вариант секвенса (последовательности всех генов) завершен. Каждая точка на спирали ДНК определена не менее трех раз. При этом возможна одна ошибка на 1000 нуклеотидных пар. «Чистовой» вариант генома будет готов к 2003 году, число ошибок в нем сократится в 10 раз.

Природа закодировала в ДНК инструкции о том, как клеткам выживать, как реагировать на внешние воздействия, как должно происходить развитие тела, как стареет организм, как предотвратить поломки частей клеток, и множество других сведений.

Оптимисты считают, что теперь можно будет лечить ранее неизлечимые болезни — все без исключения. Что от человечества отступится сама смерть и homo sapiens обретет бессмертие. Пессимисты опасаются последствий открытия, того, что оно может причинить большее зло, чем благо, предоставив возможность избранным манипулировать человеческой природой.

Думается, что первыми берется завышенная планка, а вторые этой планки не хотят видеть вообще.

Несомненно одно: в ближайшей перспективе возможно улучшение физических возможностей и расширение резервов мозга человека.

А это меняет коренным образом не только научные представления, но и наше миропонимание.

В этом случае, едва ли не впервые в практике великих открытий, реализуется принцип общедоступности информации, выражающий ее природу.

Руководители проекта заявили, что патентоваться ни геном в целом, ни его отдельные части, не будут и

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн