классической наукой и пониманием человека, общества и природы как закрытых систем («человек готовый», общество выражающее его естественные потребности, природа — кладовая его богатства и безответный объект покорения). Он уже доказал свою бесперспективность во всех возможных вариантах.
Не говорит ли все это о том, что в основу понимания происхождения человека, его сущности, характера общественных связей и перспектив развития должен быть положен иной подход? Развитие естественного человеческого интеллекта безгранично, а использование технических средств необходимо для его развития и умножения возможностей. Безгранично с этих позиций, стало быть, и развитие самого человека. 3. Человек энергетический и человек информационный
3.1. Информационная природа человека Человек содержит максимум информации о вселенной. В этом смысле он представляет собой макроскопическое существо, пользующееся преобразованной информацией о явлениях и объектах других уровней (низших и высших). 161 Таким уровнем является уровень макроскопического существования человека потому, что здесь проявляется максимум информации, выражающей сущность природы. Именно на этом уровне появляются разум и Homo Sapiens как его носитель.
Живое вещество уже на начальных этапах становится биологической силой, оказывающей воздействие на атмосферу, что становится условием его самовоспроизводства. Организм человека функционирует на основе биологической информации, закодированной в генах, и поскольку код ДНК представляет собой сообщение, очерчивающее направление эволюции, он хранит всю историю жизни на Земле. Расшифровка генетического кода показала, что он универсален для всех живых организмов, начиная с вирусов и кончая человеком.
Вся исходная информация, на основе которой строится и функционирует организм, сосредоточена в ДНК и закодирована в виде уникальной последовательности нуклеотидов — субъединиц ДНК. Однако до сих пор неясно, как при морфогенезе формируется макроскопический порядок.
В современной науке человек рассматривается как многоканальная система взаимосвязи с окружающим миром. В центральной нервной системе человека происходит селекция информации: из 10 млн. единиц воспринятой информации осознается только одна, остальное не осознается и фиксируется в сфере бессознательного, с которой связана креативность, без чего невозможно развитие познавательной способности.
Пока неизвестно, как мозг человека расшифровывает и воссоздает образ внешнего мира, то есть не установлен код работы мозга.
Строение организма той или иной особи генетически предопределено. Возникает, однако, вопрос, на который до сих пор нет убедительного ответа: почему при одинаковых генах получаются разные клетки? [1].
1 В человеческом организме 250 различных типов клеток, и парадокс состоит в том, что все они содержат в своей ДНК одинаковые гены. В общем виде установлено, что это зависит от того, какие гены «включаются», а какие «выключаются», благодаря чему оплодотворенная яйцеклетка превращается в растение, животное или человека. Поэтому сейчас интенсивно изучаются химические сигналы, регулирующие процесс клеточной дифференциации. 162 Американские ученые А. Уилсон и В. Зарич в результате сравнительных биохимических исследований человека, шимпанзе и гориллы установили, что каждый из этих видов отличается от других всего на 1-2% в последовательности генетического алфавита, кодирующего различные белки, и это при колоссальном различии между обезьяной и человеком! Развитие генной инженерии может привести к непредсказуемым результатам даже при 1%-ном изменении человеческой ДНК.
Развитие человека, его мозга и сознания, связано с накоплением и изменением генетической информации, в то время как эволюционная теория исходит из готового человека и неизменного генетического кода. Информационная неисчерпаемость и открытость связаны с неисчерпаемостью и открытостью мира.
Переход от энергетической основы жизнедеятельности к информационной, который начался в конце XX века, означает принципиально новый характер общественного взаимодействия, новую парадигму человека и общества. Речь идет о наступающей эпохе несилового информационного общественного взаимодействия и об информационном человеке как его персонификации. В этих условиях человек из функции общества превращается в исходное начало и подлинный субъект общественных отношений.
Человек рассматривается не как таковой, не как готовый продукт эволюции, а в становлении, в развитии его мышления, сознания, интеллекта, познавательной способности, то есть, в конечном счете, с позиций приращения разумности.
Признанный современный ученый, руководитель кафедры прикладной математики Кембриджского университета Стивен Хокинг так представил информационную природу происхождения живого, в том числе и человека, в своей лекции в Белом Доме в октябре 1998 года: около трех с половиной миллиардов лет назад появилась (как и почему, мы не знаем) высокоорганизованная молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), которая стала основой жизни на Земле.
Открытая в 1953 году Ф. Криком и Д. Уотсоном, ДНК (двойная спираль) существует на основе реализации принципа самокопирования, в процессе которого возможны случайные ошибки в порядке расположения аминокислот вдоль спирали. В большинстве случаев это ведет к прекра163 щению самокопирования. Но в отдельных случаях эти ошибки (мутации) приводили к таким изменениям ДНК, которые не нарушали ее возможности выживать и воспроизводиться. На основе этого механизма построен естественный отбор, который эмпирически был открыт Ч. Дарвином еще в 1857 году. Таким образом, информация, зашифрованная в последовательности нуклеиновых кислот, обеспечивает постепенную эволюцию и нарастающее усложнение.
Поскольку биологическая эволюция основана на случайных процессах, она развивалась очень медленно, миллиарды лет. В течение по крайней мере последних десяти тысяч лет существенных изменений в ДНК человека не произошло. Но теперь, как считает С. Хокинг, мы находимся в начале новой эры, когда у нас появилась возможность увеличить сложность нашей ДНК, обгоняя биологическую эволюцию с помощью генной инженерии.
Возможность такая действительно появилась, и, скорее всего, она будет реализована, несмотря на то, что может быть использована во вред человечеству ввиду несовершенства нынешнего человека и соответствующей социальной организации.
Если человек хочет оправдать свое предназначение, он должен постоянно совершенствоваться, чтобы вписаться в стремительно возрастающую сложность мира. Для этого, правда, нужны более совершенная техническая база и соответствующие информационные технологии. Однако уже сегодня есть все основания утверждать, что они могут быть созданы в будущем столетии, а тем более тысячелетии.
Будут ли это «разумные машины», как считает Хокинг вслед за «компьютерными романтиками» XX века, или они обеспечат невиданное приращение естественной человеческой разумности, — вот в чем вопрос.
Основное и бесспорное сомнение, которое должно охлаждать наш пыл вмешательства в естественные основы жизни человека, заключается в том, что мы не знаем (а может быть, нам и не дано знать) того, что лежит в основе мира, как возникла вселенная, почему появилась жизнь на Земле, что есть человек и его разум, и т.д. 164 Современный этап развития науки характеризуется изменением представлений о фундаментальных основах природы. От представления об исходной материальности мира и закрытых материальных системах, объединенных на основе внешних и внутренних силовых взаимодействий, осуществляется переход к открытости мира и миро-проявлению; от детерминизма к индетерминизму, от равновесности, устойчивости, от обратимости к неравновесности, неустойчивости и необратимости.
Сущность и место человека в мире в этих условиях связаны с миропроявлением, то есть проявлением в человеке и его деятельности исходного единства материального и идеального начал природы. В познавательном отношении, выражающем миропонимание, человек выступает как результат миропроявления, а не как субъект первичного, исходного отношения «человек природа», что обеспечивает мировоззренческий подход с объективных позиций.
Информационный человек — это не «киборг» и не «кибернетический человек» Э. Фромма, понятие которых связано с выработкой машинного стиля мышления и общения и практическим уничтожением всего человеческого в человеке. Его становление — объективный процесс, основанный на объективном характере приращения разумности как развитии родового качества человека.
Превращение информации в основной стратегический ресурс общества коренным образом изменяет место и роль материального производства. Уже сейчас в развитых странах доля физических усилий человека в общем объеме энергозатрат на производство составляет меньше 1%. Количество занятых в сфере услуг и применения информационных технологий уже перешагнуло 50-процентный рубеж и в ряде стран приближается к 80-90%. (В США — 3% — в сельском хозяйстве, 10% — в промышленности, 85% — в сфере услуг и информатики). Однако уже сегодня ясно, что в полной мере информационное общество не может состояться даже на основе постнеклассической науки, которая по-прежнему строится по принципу прогресса за счет дифференциации научного знания, а значит, что и при сохранении силовой основы регулирования.
Лишь интеграция различных способов постижения мира может явиться основой развития познавательной способности человека, адекватной информационному обществу. 165 Рациональное мышление как содержание познавательного процесса необходимо дополняется в условиях господства науки образным, интегрируются западный и восточный способы мировосприятия и стили мышления.
Информация, как фиксация различий природных объектов, их размерности и структурирования, выступает в качестве глобального языка природы. Поэтому и субъективное восприятие информации, ее переработка и трансляция имеют объективное содержание, в связи с чем только и возможно превращение информации в основной стратегический ресурс общества.
Синергийно-информационный подход позволяет выявить новые грани феномена информации. Информация представляет собой главный фактор, определяющий развитие всех эволюционных процессов, а также структуру и упорядоченность возникающих при этом природных и социальных систем.
Информационные процессы характерны как для глобального мирового уровня, так и для живой клетки. Информационную основу имеет как живое вообще, так и человек и его сознание. Развитие человека, его мозга и сознания, связано с накоплением и изменением генетической информации, в то время как классическая эволюционная теория исходит из готового человека и неизменного генетического кода.
На мировоззренческом уровне в качестве исходного понятия выступает природа. Человек является ее первичным производным, а его общественные связи выражаются понятием общества. В связи с последними достижениями в области генной инженерии можно говорить о безграничных возможностях человека вне непосредственной связи с действием общественных закономерностей. Более того, общественные отношения и социальные закономерности в этом случае зримо попадают в прямую зависимость от развития человека.
Таким образом, современное обществознание мировоззренчески должно исходить из приоритета человека, а не общества. Подход, основанный на идее развивающегося человека, представляет собой принципиально новую стратегию общественного развития, исходящую из господства разума, а не силы, и не может определяться той или иной формой присвоения. 166 Синергийно-информационный подход предполагает нелинейное развитие по бифуркационному сценарию, когда новое качество человека и общества не представляет собой результата закономерного поступательного развития, а является следствием выбора одного из возможных вариантов развития под влиянием коллективных и индивидуальных взаимодействий, которые коренным образом изменяют направление не только общественных преобразований, но и саму сущность человека.
Человек из функции общественных отношений превращается в фундаментальную системообразующую категорию естественных и общественных наук, а затем и различных способов постижения мира. 3.2. Человек информационный — человек познающий — человек становящийся
Деятельность человека в ее самом общем значении представляет собой самопознание природы, что выделяет в ее структуре, в качестве определяющей, познавательную сторону. То, что человек, прежде чем познавать, должен есть, пить, иметь одежду и жилище — выступает с этих позиций лишь как условие существования, а не в качестве конституирующего признака человека.
Академик Д. И. Блохинцев писал: «Стремление к познанию природы заложено в глубинах человеческого разума и составляет важнейшую суть Человека. Эта деятельность Человека… является предпосылкой всего прогресса человечества — духовного и материального… Открытие огня, паруса,