М. Эйгену и другим ученым, которые составили новую эпоху в постнеклассической науке. 15 С характером философствования, связанного с осмыслением данных конкретных естественных наук, связаны как его достоинства, так и недостатки, которые отражают ограниченность, идущую от специфического характера объекта исследования.
Это отрицательно сказалось на разработке собственно философской проблематики, что в свою очередь стало тормозом в развитии научного знания. Показательным в этом смысле является застой в отечественной философии.
Осмысливая диалектический материализм в статье с аналогичным названием, Т. И. Ойзерман пишет: «Естественно, что… философия, осмысливающая человеческий опыт и научные данные, может быть только материализмом» [1].
1 Ойзерман Т. Я. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — С. П. В соответствии с этим представлением автор в 2000 году говорит о существовании универсальных (то есть вечных и неизменных) законов природы и приводит в качестве примера закон всемирного тяготения, подчеркивая, правда, что его действие не распространяется на общество, подсознание и мышление.
В отличие от законов фундаментальных наук «законы диалектики» трактуются им как сущностные отношения, определяющие процессы, которые происходят в неживой и живой природе, в общественной жизни, а также в мышлении.
«Законы природы, законы общественной жизни, законы познавательной деятельности людей, — несомненно, качественно отличающиеся друг от друга законы, что, однако, не исключает существенно общего между ними, поскольку все они представляют собой законы и каждый из них является законом движения, изменения, развития… Наличествует существенное единство всего многообразия известных науке законов, единство, которое стремится выявить и выразить диалектику как философское учение… Материалистическая диалектика есть… общая теория движения, изменения, развития, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития» [2].
2 Там же. — С.14-15. 16 И хотя автор пускает критические стрелы в адрес марксизма и его основоположников, — это смотрится скорее как дань моде, чем сущностное развитие их учения или его переосмысление и преодоление. Дальше «Диалектики природы», «Анти-Дюринга», а тем более «Капитала», который лишь упоминается в тексте статьи, он не пошел. А ведь прошел век, причем век научного прогресса, информационного и демографического взрыва, невиданных социальных потрясений, что не может оставить вне развития и саму философию.
Исключительно значимо и то, как автор представляет «поставленные, но не решенные проблемы». Критикуя ленинское определение материи как чувственно воспринимаемой объективной реальности и справедливо усматривая в нем исходный момент субъективности, Т. И. Ойзерман видит основной его порок в том, что «оно ничего не говорит о первичности материи по отношению к сознанию, мышлению, духовному вообще» [1].
Он подчеркивает, что философское определение материи, данное Лениным, «нельзя признать удовлетворительным, принципиально размежевывающим несовместимые противоположности — материализм и идеализм» [2].
Другими словами, демонстрируется еще более ортодоксальная и непримиримая мономатериалистическая мировоззренческая позиция, чем даже ленинская, что зримо обнаруживает в ней дыхание уже не просто прошлого, а теперь уже и позапрошлого века.
Характеризуя диалектическую концепцию развития, автор подчеркивает ограниченность марксистского подхода: «Указывая на диалектические процессы в развитии капиталистического строя, основоположники марксизма не применяют (за редким исключением) основных понятий диалектики в своих высказываниях о докапиталистическом развитии человечества, так же, как и в своих характеристиках будущего человечества, определяемого как коммунистическая формация» [3]. 1 Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — С. 18.
2 Там же.
3 Там же. -С. 21. И опять критика марксизма осуществляется с еще более левых позиций: как бы последовательнее подвести историю человечества под понимание столетней давности? 17 1.3. В поисках выхода
Попытка привести диалектический материализм в соответствие с современной постнеклассической наукой содержится в исследовании А. М. Ковалева. Эта, на наш взгляд, фундаментальная и нужная с позиций мировоззренческого плюрализма работа свидетельствует об исчерпании возможностей мономатериализма как мировоззренческого подхода.
Исходя из рационалистически-механистического миропонимания, классическая наука и философия рационализма, по мысли автора, создали бездушную модель природы. В процессе познания наука расчленяет объекты, абстрагируясь от целостной картины мира, включающей в себя человека. Мономатериализм редуцирует соответствующее миропонимание до уровня элементарных частиц.
А. М. Ковалев пишет: «В «элементарных частицах» не содержится всей картины мира, во всей ее конкретности, сложности и своеобразии. Но в них заключены общие тенденции, которые определяют характер и коренное направление развития и самоорганизации материи. Это обусловлено, по всей вероятности (выделено мной. — В. Е.), тем, что сами элементарные образования имеют детерминированный характер, что и предопределяет развитие всего мироздания лишь в определенном заданном направлении. Поэтому, несмотря на наличие в мире случайностей и не-предсказуемостей, несмотря на бифуркации и т.д., все эти процессы совершаются в рамках определенной необходимости и не могут выйти за ее пределы. …Каждое материальное образование обладает своей основой, которая определяет направление его эволюции» [1].
1 Ковалев Л. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. — Т. 2. — М 1999. — С. 9. Соответственно этой логике общие тенденции, заложенные в элементарных частицах, определяют характер и направление самоорганизации материи. (Именно материи, а не природы.)
Осечка связана с тем, что согласно логике этого рассуждения сами элементарные образования должны быть чем-то детерминированы. Но ответа на этот вопрос у автора нет, да и быть не может при мономатериалистическом подходе. В поисках выхода А. М. Ковалев апеллирует к активности материи. «В основе всякого изменения и развития в конечном счете лежит активность, органически присущая материальной субстанции, которая содержится во всех явлениях и процессах материального мира. 18 …Неживые тела, живое, человек — суть различные ступени активности, присущей всей природе.
Более высокоорганизованные материальные системы преодолевают прежний порог активности более низких образований и создают новый, более высокий» [1]. Степень же активности материальных систем он ставит в прямую зависимость от характера их организации и структуры.
Итак, активность тоже должна иметь свой источник, и он сводится к организации и структуре систем, но тогда все возвращается на круги своя, и самоорганизация материи как таковой выводится из структуры и организации конкретных материальных систем, то есть общее понятие выводится из частного.
Это является показателем философской несостоятельности мономатериализма.
Мономатериализм самым непосредственным образом связан с субъект-объектным подходом. В отношении человек- природа человек выступает в качестве активного преобразователя и покорителя природы, а не ее составной части.
«Вся общественно-трудовая деятельность человека, — пишет А. М. Ковалев, — направлена в конечном счете на то, чтобы преодолеть устойчивость тех или иных материальных форм. А если бы не было этой устойчивости, не нужен был бы и человеческий труд» [2].
С точки зрения мономатериализма хаос рассматривается как беспорядочное нагромождение материальных сил, а переход от простого к сложному — как строгая закономерность и приспособляемость, которой соответствует линейность развития.
Мономатериализм исходит из того, что тенденция к организованности и порядку носит доминирующий характер. Природный мир — это мир не только устойчивости, но и динамизма, не только равновесности, но и неравновесности, не только порядка, но и хаоса.
Если бы мир состоял только из твердых устойчивых структур, то он был бы вовсе лишен возможности своего развития [3], — пишет А. М. Ковалев. 1 Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. — Т. 2. — М., 1999.- С. 14-15.
2 Там же. — С. 17.
3 Там же. — С. 25. 19 Этим так или иначе признается тот факт, что материя как субстанция есть субстрат, лишенный источника развития. В явном противоречии с этим находится утверждение о том, что «будущее мира… проекция заключенного в его основании материального субстрата» [1].
Попытка развития мысли в этом направлении явно бесплодна: «Самоорганизация твердых тел проявляется в сохранении своей структуры, живые же системы способны не только к самосохранению, но и к самовоспроизводству и творчеству».
А как же тогда быть с материальным субстратом, лежащим в основе мира и его будущего?
Это в свою очередь находит выражение в трактовке понятий самоорганизации и энтропии. Они рассматриваются как общее содержание процесса развития, вне связи с закрытостью и открытостью систем.
«По нашему мнению, — пишет А. М. Ковалев, — в науке существует определенный разрыв понятий энтропии и самоорганизации, и даже их противопоставление друг другу. На самом деле и энтропия, и самоорганизация две стороны единого процесса развития, в основе которого лежит активное обеспечение динамического равновесия. Энтропия растет не сама по себе, а лишь, как спутник процесса самоорганизации, при этом чем выше самоорганизация, тем выше и энтропия» [2].
Рассматривая проблему доминирующей тенденции в развитии природного мира, А. М. Ковалев пишет: «По этому вопросу существуют самые различные точки зрения. Нередко встречаются представления, согласно которым доминирующей тенденцией в развитии мира выступает тенденция к энтропии, в то время как поступательное развитие — частный случай энтропии, направленный на то, чтобы преодолеть энтропийные тенденции, характерные для нашей вселенной».
«Противоречие между самоорганизацией и энтропией — наиболее общее противоречие, характеризующее общий процесс изменения материального мира» [3]. Такое понимание автором энтропии не соответствует научному содержанию этого понятия и вносит дополнительную неясность в содержание фундаментальных категорий. Право на такое утверждение мне дает, в частности, трактовка автором моего понимания энтропии. 1 Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т. 2 — М 1999. С.26.
2 Там оке. — С. 21.
3 Там же, — С. 315. 20 И, наконец, трактовка с позиций мономатериализма понятия конечности и бесконечности. Вселенная «базируется на некоторых неисчерпаемых элементарных частицах, с определенными, присущими им общими свойствами, из которых вытекают законы мироздания. Эти законы относительно постоянны. Они не могут быть уничтожены при переходе от одной формы движения к другой, им подчиняются все явления и процессы, которые имеют место в природе. Вместе с тем, вселенная бесконечна, так как ее элементы не имеют предела порождения нового (форм, сочетаний, проявлений) на основе активности, присущей каждому материальному объекту как во времени, так и в пространстве» [1].
Итак, бесконечность вселенной сводится к материальности мира как неисчерпаемости элементарных частиц, что является сейчас тупиковой, неверифицируемой позицией, и этим подчеркивается бесперспективность мономатериализма как мировоззренческого подхода.
Дальше А. М. Ковалев, хотя и не совсем последователен, становится на путь преодоления мономатериализма.
«По нашему мнению, — пишет он, — следует рассматривать весь мир, как содержащий в самом себе творческое разумное начало, причем различные его формы проявления — это различные формы существования материи, в том числе жизни и разума, все — от низших элементарных форм до высших» [2]. И далее он заключает: «Таким образом, вся материя, или природный мир, обладает закономерностью, которая определяет все процессы мироздания. При этом не исключено, что природный мир, возможно, обладает и сверхразумом» [3]. Думается, что это можно рассматривать как попытку прийти к пониманию идеального начала природы, не решаясь порвать до конца путы мономатериализма. 1 Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т. 2. — М., 1999. — С. 314.
2 Там же. — С. 367.
3