мышления, равно как способ существования может не совпасть с человеческим бытием. 179 Со времен Декарта познание рассматривалось в качестве определяющего момента всякой философской системы, являясь лишь одной из функций сознания. Последнее же само есть составная часть человеческой жизни, характеризующейся не только разумностью, но и настроениями, чувствами, инстинктивными побуждениями и т.д.
Философия должна исходить из целостного жизненного субъекта.
При этом могут быть широко использованы принципы кантовского трансцендентализма, трансцендентальной феноменологии Гуссерля, аналитики человеческого бытия Хайдеггера, философской антропологии Шелера и Плесснера, философии жизни, экзистенциализма. Но подчеркивая значение эмоционального, инстинктивного и бессознательного в жизни человека, не следует впадать в другую крайность и изолировать человека от его объективных связей, превращая в основу его существования иррационально-жизненное становление бытия, в результате чего во главу угла ставится жизнь, понимаемая или биологически, как стремящиеся к освобождению жизненные силы и порывы (Ф. Ницше), или как интуитивное познание живого в его динамическом течении (А. Бергсон), или как попытка философских антропологов объяснить природу человека, исходя из его подсознательных биопсихических импульсов и устремлений.
Не отвечает истине и попытка противопоставить деятельности человека «запороговые» и прочие аргументы, идущие от бессознательного и превращающие его в определяющий фактор. Включение этих факторов обогащает анализ, но не может заменить его плюралистической основы.
Освоение человеком мира природы осуществляется как в рациональной форме познания, которое представлено наукой, так и в других формах постижения природы и человека, которые представляют специфический вид по сравнению с рациональным познанием. Это философия, религия, литература, искусство и другие виды духовности человека. При этом следует иметь в виду, что субъективное идеальное не возникает из самого себя, а непосредственно связано с постижением объективного идеального, заложенного в природе. Этому нет рационального объяснения, нет конкретных доказательств, так же, как их нет и у материадиетической и идеалистической мировоззренческих позиций. 180 Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных не наличием идеального, которое в ней содержится, как и в любом природном объекте (биоритмы, жизненный цикл и т.д.), а тем, что человеческое сознание есть способность к познанию и самопознанию. 4.4. Мозг человека — орган адаптации к объективному идеальному
Ясно, что сознание каким-то образом связано с мозгом. Но каким? Что значит мозг, рассматриваемый в качестве органа сознания и исследуемый в этом качестве современной физиологией, нейрофизиологией, биохимией и т. Тт.?
Прежде всего необходимо отметить способность мозга обеспечивать наше мышление, именно мышление, а сознание выступает уже как его продукт. Анализ химических механизмов не приблизил нас к расшифровке или, точнее сказать, к возможности перекодирования биохимических данных непосредственно в продукт мышления и, таким образом, к раскрытию феномена сознания.
Работы Ч. Шеррингтона открыли впервые возможность современного изучения мозга на основе его физического и математического описания. Еще в 30-е годы были получены экспериментальные данные о взаимосвязи сигнала и рецептора. Механизм генерации нервного импульса оказался совершенно обычным физико-химическим процессом.
Практически параллельно с этим появилось математическое описание теории нейронных сетей. Эта теория, созданная Макколаком и Питцем в 40-е годы, декларировала, что мозг работает в принципе как универсальный вычислитель, поскольку существует некий нейрон — сумматор электрических влияний. Эта идея была математически оформлена еще до того, как было показано, что у нейронов действительно есть и возбуждающие, и тормозные синапсы. Однако дальнейшее движение в этом направлении привело в тупик. До сих пор так и не удалось доказать экспериментально, что мозг действительно работает как «машина», состоящая из нейронов — сумматоров возбуждающих и тормозящих влияний. 181 Более перспективно поставил вопрос в отношении мозга Д. Хьюбел: «Что он такое — гигантский компьютер или какая-то иная гигантская машина, или же нечто большее?» [1]
1 «Мозг». — М., 1984. — С. 9. Интересное предположение высказал академик В. П. Казначеев: У протогоминида головной мозг достаточно развит и количество нейронов достигает 8-10 млрд. Если в каждой клетке-нейроне сосуществуют белково-нуклеиновые и полевые формы жизни, то до определенного уровня белково-нуклеиновые структуры нейронов, связанные первыми проводниками, работают, как компьютер проводникового типа. Представим себе, что во внешней среде возникает некая физическая или географическая аномалия. Все поля нейронов, которые работали в мозаике контактного компьютера, в один момент могут объединиться в едином кооперативном поле: компьютер проводникового типа перескакивает на организацию полевого типа. К чему это ведет? Существо-носитель такого компьютера начинает воспринимать окружающий мир по-новому. Для этого скачка биологических мутаций не нужно.
К чему привел предполагаемый скачок? До него протогоминиды могли общаться только с помощью сенсорных сигналов — речи, зрения, обоняния и т.д. Но достаточно, что их «компьютеры- перешли с проводниковой на полевую организацию, как все они естественным образом оказались связанными дальнодействующей полевой связью. Выходит, то, что мы называем телепатией, было обязательной фазой, обязательным свойством на самой ранней стадии эволюции.
Свой мозг человек получает по наследству от предков, а вместе с ним — и информационную природу сознания. Знания же приобретаются в опыте, в учении, то есть соматически не наследуются. Поэтому и говорится, что мыслит (приобретает знания и оперирует ими) не мозг, а человек с помощью мозга.
Человеческая жизнедеятельность рефлексивна. Так возникает отношение к себе, к другим, к предметам совместной деятельности — к необозримому миру реальной действительности. Животное же в этом смысле вообще к самому себе никак не относится. Другими словами, процесс жизнедеятельности человека это единство сознания, знания и коммуникации. И только тогда объективный мир противостоит субъекту в качестве предмета познания. 182 4.5. Познавательная потребность и деятельная активность Понятие разумности, являющееся конституирующим признаком человека, в современной философии и психологии раскрывается через познание и его активность. Посредствующими звеньями при этом являются психика, восприятие, мышление, ум, воля, чувства, память, внимание, эмоции, мотивы.
Отсутствие единого стержня этих понятий приводит к тому, что в этот стержень превращается сама активность: психическая активность, умственная активность, интеллектуальная активность, познавательная активность, исследовательская активность, творческая активность. Психика, ум, интеллект и т.д. являются понятиями, выражающими одно и то же содержание, применительно к которому активность является лишь одной из характеристик.
Думается, что изучение разумности как конституирующего качества человека может стать плодотворным через выявление его информационной природы. В основе информационного подхода к выяснению природы разумности лежат генетическая предопределенность и обусловленность познавательной потребности, которая является объективной (природной) основой познавательной способности человека как его субъективного качества. Последняя реализуется как познавательная активность, или познавательная деятельность.
В отличие от информационного подхода, трактующего познавательную активность как объективно обусловленную, многие современные философские и психологические школы исходят из ее субъективистской трактовки, которая стала становиться преобладающей на грани XIX и XX веков. Гуссерль, например, считал, что познавательная активность состоит в интуитивном постижении трансцендентального в виде открытия чистых сущностей сознания, освобожденных от конкретных форм.
Ф. Брентано утверждал, что «всякое психическое есть некоторое объединение психической активности и феноменального поля».
А основатель вюрцбургской школы Кюльпе выдвинул положение о безббразном активном характере мышления, определяемом «монархизмом» целостного «Я». 183 Познавательная активность трактовалась и трактуется с этих философских позиций практически всеми основными психологическими школами: гештальтизма, необихевиоризма, пиажизма, когнитивизма, метакогнитивизма. Их издержки обычно, пытаются компенсировать апеллированием к социальной стороне: «Логика развития психологического изучения мышления и познавательной активности обнаружилась в закономерной эволюции указанных школ от сугубо интеллектуал истической трактовки механизмов мыслительного процесса к необходимости ее преодоления путем учета личностной обусловленности и социальной детерминации познавательных процессов» [1], — отмечает И. Н. Семенов в обобщающей работе.
Психическая активность, включая познавательные процессы, в этом случае рассматривается как «производное от целостности социального субъекта». Другими словами, решение проблемы в этом случае переносится из природной в социальную плоскость.
И. Н. Семенов характеризует как общепризнанное в отечественной психологии следующее понимание психического, а также связи его когнитивного и личностного аспектов: «Потребность познания выступает как фактор, мотивирующий все формы психической деятельности, начиная с процесса ощущения, кончая пониманием… Подчиняясь специфической мотивации, познавательная деятельность порождает и богатую гамму эмоций, аффектов и чувств человека …Психическая деятельность мотивируется (выделено мной. В. Е.) не порождением психических образований, но познанием окружающего мира» [2]. 1 Семенов И. И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексиии познавательной активности. — Москва-Воронеж, 2000. — С, 12.
2 См.: Анциферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности или методологии психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969.- С. 57-117. Во-первых, понятие «окружающего» мира свидетельствует о субъективистской антропоцентристской мировоззренческой позиции. Во-вторых, если есть такая мотивация, в конечном счете связанная с познавательной потребностью, то необходимо определить ее основу. Именно в этом главное. Но этот вопрос остается без ответа, и по серьезному счету такого ответа быть не может в рамках этого подхода, и выяснение причины переносится в производную, социальную область. В-третьих, в пределах самого «общепризнанного» утверждения доказательство имеет характер порочного круга: в начале рассуждения потреб184 ность познания мотивирует все формы психической деятельности, а в заключительном пассаже психическая деятельность мотивируется познанием окружающего мира (подчеркнем, что не потребностью познания, а познанием). Не добавляет ясности в решение проблемы и следующее утверждение: «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние,.. которое предшествует деятельности и порождает ее» [1]. Другими словами, здесь понятия «познавательная потребность» и «познавательная активность» практически не разводятся.
Но совершенно определенным фактом является то, что познавательные потребности являются исходным началом человеческой активности, имеющим генетическую предопределенность. 4.6. Структура человеческой духовности: психика, разум, сознание, интеллект, язык
Психика — это то, что определяет качественное своеобразие человека, его субъективность. Она проявляется в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и т.д. Человеческое сознание есть субъективный способ реализации объективного идеального.
Разум представляет собой специфически человеческую (субъективную) способность к реализации объективного (природного) идеального, к восприятию и переработке природной информации.
Развитие этой способности как приращения разумности безгранично, с чем связана специфика человека как животного вида. В понятии интеллекта подчеркивается уже не способность, а характер и способ переработки информации. Поскольку разумность является исключительно человеческим качеством, при конструировании понятия интеллекта обычно пользуются человеческими мерками.
Обобщение наукой огромного фактического материала позволило развить представление о психике, выдвинуть ее новое понимание.
Психика выражает не только биологические и социальные, но и общеприродные закономерности [2]. 1 См.: Вопросы психологии. — 1982. ~ № 4. — С. 22.
2 Ершова-Бабенко И. В. Проблема методологии исследования психики как системы синергетического порядка // Московский синергетический форум. — М., 1996. — С. 56. 185 Другими словами, современное понятие психики неразрывно связано с природным началом, то есть с природным идеальным.
Человек отличается от других природных объектов наличием разума, сознания, как субъективным проявлением и реализацией объективного идеального, которое в силу этого не подвержено тленности, как человеческая телесность, материальная форма. Именно это служит основой того, что идеальное начало человека воспринимается как его бессмертная душа.
Представление об изначальной одухотворенности природы по аналогии с