Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

это даже теоретически сделать нельзя, ибо разрушает само исходное понятие открытости как открытости мира.

Наиболее общим выражением открытости мира на достигнутом уровне познавательной способности человека является континуум материального и идеального, их единство и равноположенность. Поэтому не могут эволюционировать друг в друга материальное в идеальное, равно как и материя возникать из пространства или времени. Разум человека — частный случай природного идеального, и его возникновение связано с миропроявлением, то есть с проявлением в человеке материального и идеального начал природы, которое может иметь, как космическое (панспермия), так и земное (эволюционное) происхождение. Нельзя исключить и другие возможные варианты. Кроме того, современное понимание органического и неорганического, живого и неживого связано с ограниченностью наших знаний. Известно, например, что в современных условиях живое и жизнь уже не трактуются как способ существования белковых тел, что казалось абсолютно неоспоримым несколько десятков лет назад.

Итак, эволюционный подход в смысле превращения неживого в живое, которое в свою очередь порождает разум, другими словами, представление об эволюции как превращении материального в идеальное не имеет ничего общего с глобальным эволюционизмом, который исходит не из противопоставления материального и идеального, а из их исходного единства и дополнительности. 192 4.9. Натуралистическая трактовка сознания

В статье Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского «Сознание: опыт междисциплинарного подхода» [1] сознание рассматривается как нематериальное вневременное и внепространственное образование и в то же время как духовный организм, оснащенный самостоятельными органами, к числу которых, ссылаясь на К. Маркса, авторы относят различные формы сознания: индивидуальное, групповое, коллективное, классовое, национальное, мифологическое, религиозное, научное, правовое, политическое, профессиональное и т.д. и т.п.

«Психическая реальность… выступила как система функциональных органов индивида, своего рода «духовный организм», имеющий не менее сложное строение и представляющий собой не менее увлекательный и имеющий практическое значение объект исследования, чем мозг (выделено мной. — В. Е.).

Таким же организмом является и индивидуальное сознание, порождаемое в совокупной деятельности индивидов и становящееся органом этой деятельности. На определенных этапах развития или в определенных обстоятельствах сознание может отслоиться, автономизироваться от деятельности, от породившего его социума» (выделено мной. — В. Е.) [2].

Понятие духовного организма, оснащенного функциональными органами, пытаются обосновать ссылками на К. Маркса: «Каждое из его человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, хотение, деятельность, любовьсловом, все органы его индивидуальности… существуют как общественные органы, — являются в своем предметном отношении, или в своем отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности» [3]. Думается, что смысл сказанного заключается в отношении к предмету и присвоении предметной деятельности, а не в выделении понятия органов, выражающих понятия индивидуального и общественного как предметных функциональных понятий. 1 См.: Вопросы философии. — 1988. — № 11. — С. 3-30.

2 Там же. — С. 15.

3 Там же. — С. 11. 193 Авторы рассуждают иначе. «Не только к моторной, но и когнитивной сфере можно подходить как к органу или органам, организованным в более или менее сложную систему… Эти органы обладают свойством предметности… Их нельзя непосредственно осязать, ощущать, хотя они так же, как и орудие труда, входят в схему нашего тела» [1]. Память, восприятие, мышление, таким образом, рассматриваются как предметные свойства реальности наряду с физиологическими.

Авторы хотят видеть в своем подходе преодоление «примитивного разделения души и тела» [2]. Но все их аргументы говорят об обратном: они направлены на конструирование души по типу тела, психического по типу физиологического. 1 Вопросы философии. — 1988. — № 11. — С. 14.

2 Там же. — С. 16. 4.10. Сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное

Характерный для современности концептуальный мировоззренческий плюрализм в значительной степени усугубляется тем, что достоянием широкой научной общественности сегодня стали многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психотехники, а также экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания, которые явно не укладываются в традиционные стандарты европейской научной рациональности.

Это вызывает настоятельную необходимость в создании универсальной концепции сознания. На сегодняшний день в научной литературе можно насчитать несколько десятков определений сознания. Существуют попытки определить его как субъективную реальность, противостоящую реальности объективной, как идеальную деятельность, противоположную деятельности предметно-материальной; как функционирование особой сложно организованной материальной системы человеческого мозга. Все чаще сознание связывается с информационно-биомолекулярными процессами, лежащими в основе психической деятельности.

Если попытаться выделить общее, что объединяет все подходы, то обнаружится, что термин «сознание» употребляется в двух смыслах: широком (сознание есть все, что существует в психическом мире человека) и узком (сознание есть то, что может осознаваться и контролироваться нашим «я»). 194 Подобное единство исходит из безоговорочного отнесения сознания к явлениям чисто субъективного характера.

В этой связи прежде всего выделяется та сфера сознания, которая может быть названа перцептивной сферой. К ней относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Другими словами, уже на этом уровне сознание рассматривается как основной способ получения и переработки информации из внешнего мира.

Следующей сферой являются логико-понятийные компоненты сознания. С этой сферой связываются способности человека к мыслительному постижению свойств и связей внешнего мира на основе рефлексии. Это следующая ступень в постижении объективного идеального.

С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного в сферу абстрагирования существенных связей и выработки общих понятий.

Указанные сферы сознания применительно к мозгу можно назвать левополушарными.

К правополушарным относится эмоционально-афективный компонент сознания. Это: а) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); б) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); в) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

К ценностно-смысловому компоненту относятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способность к продуктивному воображению, интуиция различных видов. С интуицией непосредственно смыкается уровень психической деятельности, определяемый как сверхсознание. Последнее является субъективной формой объективного идеального, наиболее непосредственного освоения информации как глобального языка природы. Сверхсознание означает непосредственное слияние сознания с объективным идеальным.

К проявлениям сверхсознания относятся явления непосредственного постижения, озарения или откровения, проницательности (инсайта). К числу субъективных психических проявлений относится и бессознательное. 195 Понятие бессознательного было впервые сформулировано Лейбницем, трактовавшим его как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Э. Гартман, вслед за А. Шопенгауэром, возвел бессознательное в ранг универсального принципа и основы бытия.

Исследования в области психопатологии, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили зафиксировать психическую деятельность, не осознаваемую человеком. Продолжением этой линии явилась концепция Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистической сознанию. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Учение Фрейда о бессознательном получило развитие в неофрейдизме, шизоанализе, психосоматике, американской культур-антропологии, а также оказало влияние на этнографию, литературоведение. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Концепция бессознательного преломилась в теории и практике различных современных художественных течений.

С бессознательным связан парапсихологический феномен — душевное состояние, которое не может быть объяснено известными законами природы, а также знания, полученные иначе, чем обычными сенсорными путями. Реальность парапсихологических феноменов (ясновидение, телепатия, экстрасенсорное восприятие, особенно, телекинез) продолжает быть предметом дискуссий, что не отменяет наличия самого их предмета и не снижает интереса к их научному объяснению. Не исключено, что научное объяснение этих и иных феноменов явится еще одним подтверждением существования объективного идеального. П. Гуревич в статье «Вселенная по имени человек» пишет: «Исследования показали, что наша психика гораздо богаче, неисчерпаемее и глубже, нежели это представляли себе 3. Фрейд и К. Г. Юнг. Зона бессознательного кажется беспредельной. Она вбирает в себя беско196 нечное множество феноменов, раскрывающих мир психического, духовного… В экстатическом состоянии человек преодолевает собственное «я». Он выходит на такие пласты «видений», которые не являются его индивидуальным достоянием. Пациент, например, начинает говорить на древнем языке, который известен современным специалистам в самых общих чертах… С помощью такой практики добывается некое знаниеВместе с тем традиционные методы теории познания здесь отсутствуют… Человек — единственное существо, которое, судя по всему, обладает способностью раскрыть целостность материального и идеального, воссоздать, воспроизвести единство бытия и духа» [1]. Понятие сознания человека как субъективной формы объективного идеального здесь прочитывается наиболее рельефно.

1 См.: Свободная мысль. — 1991. — № 14, — С. 62. Информационную природу человека нельзя отождествлять с символическим мышлением и языковой коммуникацией в отрыве от деятельности. Символическое мышление и язык — это субъективный человеческий механизм восприятия и переработки информации как объективного содержания, получаемого нами извне. Однако он не дает представления об уровне развития познавательной способности человека.

На начальных этапах человеческой истории эту роль выполняют орудия человеческой деятельности, в которых она нашла свою материализацию. Это связано с тем, что на данном этапе развитие материального производства является основой человеческого общежития и главным критерием общественного прогресса.

В дальнейшем в определении уровня познавательной способности все большую роль начинают играть памятники материальной культуры (вавилонская башня, египетские пирамиды, замки, крупные города и т.д.). Уровень познавательной способности человека начинает связываться напрямую с развитием средств передачи информации: изобретение письменности, книгопечатания, средств передачи информации на большое расстояние, электронных машин и торсионных генераторов.

Все это не должно и не может противопоставляться мышлению и языку, как готовые результаты процессу и механизму их получения. Более того, мышление и язык, как орудие познания, как познание в целом, не имеют, во всяком случае пока, четких самостоятельных критериев, являющихся показателем уровня их развития. 197 Человек есть миропроявление, в котором в наиболее общем виде реализуются сущностные основы мира.

Постижение мира осуществляется человеком различными способами: образное восприятие, рефлексия, рациональное познание, вера. На различных этапах человеческой истории тот или иной из этих способов был преобладающим. В XVII-XVIII веках решающую роль начинают играть рациональное познание, наука, с выделением которой связан наиболее резкий скачок в развитии познавательной способности человека. Выделение науки как рациональности, отличной не только от образного мышления, но и от философской рефлексии, и растущая дифференциация научного знания внутри науки явились наиболее общей характеристикой развития познания в последние три столетия. Однако возможности рационального познания тоже оказались предельными и уже сейчас близки к своему исчерпанию, что проявляется во множестве апорий и тупиковых ситуаций, с которыми сталкивается наука на микро-, макро- и мегауровне.

Научная рациональность, или опытное, верифицируемое знание, приемлема лишь для решения определенного класса проблем. Ряд проблем не может быть решен только рациональным способом. К их числу относятся такие основополагающие мировоззренческие проблемы, как возникновение вселенной, появление живого, человека и человеческого разума и ряд других.

Из этого вытекает необходимость интеграции способов постижения человеком мира как условие дальнейшего

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн