Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

Там же. — С. 369. И, наконец, автор приходит к заключению, которое перечеркивает мономатериализм: «Как нет особого духа, возникшего или существующего до и помимо объективного мира.., так и нет абсолютной материи, существующей без духа. …Видимо, в основе лежит некая единая субстанция, …которая содержит в себе как возможность и материю, и дух в неразрывном органическом единстве» [1]. Это и есть природа, и тогда все становится на свои места. 21 И далее: «…Целесообразность и красоту мира создает не Бог, существующий вне и независимо от материи,.. и не бездуховная материя, как считают атеисты и материалисты, а материально-духовная субстанция, включающая в себя… идуховное, и материальное начала.

Именно таким образом может быть снята противоположность… материализма и идеализма…» [2].

Другими словами, речь идет о материальном и идеальном началах природы как исходном континууме, и если это так, то это полностью соответствует нашей позиции и означает, что к такому пониманию приходят представители самых различных философских направлений — естественно, каждый своим специфическим путем.

Есть и другое направление в современной российской философии модификация традиции рационализма. 1.4. «Новая рациональность» — старый рационализм

Поиски «новой рациональности» означают модификацию старого мировоззрения — философского рационализма.

Наиболее прямо и откровенно эта идея изложена в статье В. С. Степина «Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации» [3]. Начав с очевидных истин, заключающихся в том, что фундаментальные ценности и мировоззренческие ориентиры имеют ряд общих признаков, хотя и обладают в различных национальных культурах и видах общества соответствующей спецификой проявления, он сводит деятельную активность человека к «преобразованию и переделке (выделено мной. — В. Е.) внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить своей власти. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории вплоть до нашего времени» [4]. 1 Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т. 2 — М 1999.-С. 391.

2 Там же. — С. 392.

3 Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации // В сб.: «Синергетическая парадигма». — М., 2000 — С. 12-128.

4 Там же. — С. 14. 22 Что же касается традиционных обществ, то здесь деятельностное отношение к миру оценивалось с принципиально иных позиций. В качестве примера приводится принцип древнекитайской культуры «у-вэй», требующий невмешательства в протекание природного процесса и означающий минимальное действие, согласованное с природными ритмами. Причем характерным для западного философского эгоцентризма является сведение указанного принципа, как и восточной культуры вообще, к умалению роли личности, к поглощению ее той или иной социальной общностью.

Характерным для западной культуры, считает В. С. Степин, является то, что «человек… жестко не привязан к той или иной социальной структуре, не сращен с ней, а может, и способен гибко строить свои отношения с другими людьми, погружаться в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции» [1].

Во-первых, последнее неправильно по существу: западный индивидуализм, как антитеза восточному коллективизму, — это производная от соответствующего миропонимания идеологизация. Никогда и никуда западный человек «свободно не погружался», равно как и восточный не являлся и не является полностью растворенным в коллективе; во-вторых, подтверждать этим конкретным примером мировоззренческую идею высшей степени абстрактности о мире и месте человека в мире, по крайней мере некорректно, ибо ставит проблему с ног на голову.

В-третьих, необходимость пересмотра прежнего отношения человека к природе, ориентированного на отказ от идеала «господства человека над природой», имеет своей основой отнюдь не «опыт традиционных восточных культур», заранее неприемлемый ввиду указанного отношения к человеку, а ошибочность исходного тезиса рационализма.

Позиция же В. С. Степина — позиция защиты рационализма и, естественно, его исходного тезиса: «Я думаю,.. что человек по-прежнему будет видоизменять природу… Окружающая нас природная среда все больше будет аналогичной искусственно созданному парку или саду и уже не сможет воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека» [2]. 1 Степан В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации. Всб.: «Синергетическаяпарадигма». — М., 2000. — С. 16.

2 Там же. — С. 20. Что можно сказать по поводу этого заключения? 23 История уже знала подобного рода «садовников», в том числе и из числа философов. Известно, чем закончились попытки покорять, преобразовывать, улучшать природу, не говоря уже о превращении человека в демиурга, без которого немыслим сам мир. Не перебор ли это? Думается, что сомнений в этом быть не может. А вот как быть с ответственностью перед человечеством за подобного рода нарциссизм?

Следуя философии рационализма, человечество за три столетия пришло к глобальному кризису и находится на грани катастрофы. Неужели это не аргумент, который может и должен заставить нас мыслить более конструктивно?

В то же время в современной западной философии наметилась тенденция к расширительному толкованию понятия рациональности. Рациональность понимается прежде всего как метод познания действительности, основанный на разуме. В структуру рациональности все чаще включаются элементы иррационального, разум все больше дополняется чувственностью, интуицией, всей субъективностью человека.

С нашей точки зрения, рациональность связана с разумом, чем определяются как достоинства, так и недостатки ее трактовки. Лишь от разума напрямую зависит достигнутый уровень познавательной способности человека, в то время как неотделимые от него воля, интуиция и прочие проявления человеческой субъективности (иррациональное, запредельное и т.д.) такой связи не имеют. И в этом нужно видеть не только их ограниченность, «вторичность» по отношению к разуму, но и преимущество, своего рода «дополнительность», которая делает необходимым интеграцию различных способов постижения человеком мира, превращение их в единый процесс человеческой деятельности: творчества, познания, созидания. Понятие рациональности наполняют чувственностью, на наш взгляд, ввиду кризиса рационализма, начальная конструкция которого строилась на основе противопоставления разума и чувственного восприятия.

В отечественной и зарубежной литературе в трактовке рациональности существует множество точек зрения: от отрицания самого понятия до столь расширительного его толкования, при котором им охватывается по сути вся философская проблематика. 24 Понятие рациональности производно от латинского слова ratio, rationalis — разум, разумный. Следовательно, в самом общем виде рациональность можно определить как разумность. Но это лишь перевод термина. Разумность является понятием, выражающим родовое качество homo sapiens человека разумного, и нет нужды в его дублировании. Если же разум рассматривается с позиций человека как субъекта по отношению к природе, то он превращается из общего понятия, характеризующего родовое качество человека, в мировоззренческое.

Понятие субъекта употреблялось уже Аристотелем в смысле, тождественном субстанции, — некой сущности, лежащей в основе всего (Бог, природа, вещество), то есть имело иной философский смысл и значение. Только с XVII века понятие субъекта начинает использоваться в современном смысле, как содержание познавательного отношения (субъект-объект, человек-природа), с которым связан рационализм как философский подход. Он представляет собой мировоззренческий субъективизм, который обнимает все материалистические и идеалистические течения и школы нового времени.

Материалистическое и идеалистическое представления о мире так или иначе связаны с человеческим разумом как самостоятельной, противостоящей природе сущностью. В первом случае определяющая роль материального начала по отношению к идеальному не имеет реального обоснования, ибо без активной роли природы тождественная ей материя является косной и инертной, неспособной к самоорганизации и саморазвитию, которые на дочеловеческом уровне декларируются вопреки содержанию понятия вещества, материи, субстанции.

Во втором случае идеализм субъективный является производным от человеческого разума по определению, а объективный — связан с отчуждением человеческого разума и превращением его в демиурга в виде Бога, абсолютной идеи, всемирного разума и т.д., ибо в этом случае понятие природы вытекает из веры, которая присуща только человеку.

Указанные несоответствия в трактовке основополагающих мировоззренческих основ в результате привели к путанице во всей системе понятий и категорий и, в конечном счете, кризису современной философии.

Попытки выхода из него на основе сохранения прежней мировоззренческой основы находят свое выражение в поиске «новой рациональности», «нового рационализма», «нового понятия материи» и т.д. 25 Возможности познания мира рациональными средствами, опытным путем, чем дальше, тем более ограничены, поскольку ограничен рост научного знания на основе дифференциации как одностороннего процесса.

Налицо кризис научной рациональности, до которой к концу XIX века, как справедливо подчеркивает П. Гайденко, было сужено понятие человеческого разума. К этому привело рассмотрение философией рационализма человека как самодостаточного субъекта наряду с объектом — природой.

Представление о постоянном развитии человека как о приращении его разума принципиально меняет мировоззренческий подход и точку зрения на человека и общество.

Перспективам научной рациональности в XXI веке был посвящен недавний круглый стол «Независимой газеты» [1]. Его участники пытались противопоставить философской позиции П. Гайденко технократическое видение проблемы, заранее скажем, в явно неубедительном и мировоззренчески ничтожном исполнении.

1 См.: НГ-Наука. — 2000 г. — № 2. 16 февраля. — С. 9, 12-13. Чего стоят такие утверждения участников этого действа, как «Мы вошли в мир, где ничего кроме технического нет. И из этого мира не может выскочить никто». «Мы до сих пор представляем дело так: есть природа, мы ее познаем. Какая природа? Природы той давно уже нет…». «Никакой природы самой по себе, вне нашей интеллектуальной и практической деятельности не существует».

«Культура существует только в связи со знаковыми и языковыми системами, а они уже порождают реальность»?!

Мировоззренческий субъективизм здесь представлен как безальтернативная позиция, и именно это являет собой угрожающую науке и философии перспективу. Это требует нового подхода и в осмыслении таких принципов, как рационализм, редукционизм, детерминизм, эволюционизм.

Рационализмнаучный принцип, исходящий из приоритета разума, как самостоятельной субъективной реальности, имеющей свои логические законы и принципы, которые, собственно, и являются объектом изучения. Конструкции разума рассматриваются как внешние по отношению к природе и по сути «предписываемые» ей. Этот научный принцип, связанный с именами Декарта, Лейбница, Спинозы, выражает определенный уровень естест26 веннонаучного знания, для которого были характерны резкое противопоставление и разрыв между субъектом и объектом. Квантовая механика поставила под сомнение этот разрыв, указав на то, что все окружающее нас и мы сами лишь элементы единой системы, в которой выделить тот или иной объект и локализовать его можно далеко не всегда, да и то весьма условно.

Рационализм неразрывно связан с другим принципом классической науки принципом редукционизма, который предполагает сведение сложного к простому, игнорируя тот факт, что каждая новая степень сложности имеет свои качественные особенности, выражаемые новыми системными свойствами, не говоря уже о несистемных. Оба эти принципа неотделимы от принципа детерминизма как способа реализации природных и общественных связей в условиях силового взаимодействия. Принцип детерминизма предполагает линейное развитие в соответствии с объективными законами.

Современные физические представления исходят из неравновесности, неустойчивости, нелинейности, то есть из отрицания этих принципов. Думается, что это означает кризис мировоззренческих подходов, которые обобщенно выражались материализмом и идеализмом. Отрицание как материалистического, так и идеалистического монизма как односторонней мировоззренческой позиции означает отрицание монизма в качестве научного метода. 1.5.

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн